Основные теории социальной психологии
Оценка 4.8

Основные теории социальной психологии

Оценка 4.8
doc
17.02.2020
Основные теории социальной психологии
история психологии.doc

Основные теории социальной психологии

Теория и ее ведущие представители

Модель развития личности

Определение роли общества в развитии личности

Подход к пониманию аномального поведения. Механизм его коррекции

Коррекционные методики. Психотехники

Фрейдизм, психоанализ.

З. Фрейд. Психоанализ-мед. технология лечения неврозов. Фрейдизм-философская концепция которая применяет психоанализ для объяснения чека и общества. Сублимация-трансформация энергии либидо в высшие формы деятельности. Либидо Мартидо. Сверх-Я, Я, Оно.

Оральная стадия- 0—18 месяцев.Рот (сосание, кусание,жевание)Отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела. Анальная- 1,5—3 года.Анус (удержание или выталкивание фекалий). Приучение к туалету (самоконтроль). Фаллическая- 3—6 лет.Половые органы (мастурбация).Идентификация со взрослыми одного с собой пола, выступающими образцами для подражания. Латентная- 6—12 лет.Отсутствует (сексуальное бездействие).Расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная- Пубертат-(вся оставшаяся жизнь).Половые органы (гетеросексуальные отношения).Установление интимных отношений или влюблённость; внесение своего трудового вклада в общество.

Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы[27]. «Сверх-Я» формируется с распадом эдипова комплекса. Фрейд был уверен, что основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родители, а впоследствии его содержание дополняется нормами и ценностями общественных институтов и групп вне пределов семьи. «Сверх-Я», по мнению психоаналитиков, считается сформированным, когда внешний (родительский) контроль заменяется внутренним (самоконтролем). «Сверх-Я» находится в вечном конфликте с «Я», пытаясь «убедить» сознание человека в превосходстве и преимуществе идеалистических целей над прагматическими

Психика как система, действия которой определяются конфликтом между сознанием и несознательными стремлениями.

Выявление у пациента жизненных ситуаций, вызвавших заболевание

К. Юнг уровни бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Архетипы: персона(мораль), эго, тень(формирование бессознательного), анима-анимус(ж и м начала), самость(сознание).

Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние на становление индивидуального сознания.

отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено»

Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию)

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам.

А. Адлер 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Детерминант человеческого поведения социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»

Изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

Бихевиоризм

Скинер Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий). три вида поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлектор-ном и оперантном

Эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих. Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения.

Сведение обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. В соответствии с его требованиями учеб­ный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях использу­ются технические средства.

Явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Гештальтпсихология

Левин Основанием человеческой ак­тивности в любых ее формах, будь то поступок, мышле­ние, память, является намерение — потребность. Личность – целостная структура.

Психологическое поле – видение определенных предметов (предметы обладают валентностью), обусловленное прошлым психологическим опытом и целями в будущем. Стремление удовлетворить потребности посредством предмета вызывает напряженность. Преодоление напряжения приводит к развитию сперва полевому а затем волевому.

Общество часть поля.

Не удовлетворение потребности. Осознать потребность и удовлетворить его.

Гештальттерапия – выделяют одного человека и с помощью остальных людей создавать поле.

Гуманистическая психология

А. Маслоу. Личность – открытая и саморазвивающаяся система.

разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие.

Бытийные потребности человек удовлетворяет в обществе. Общество необходимо для самоактуализации, с другой стороны общество накладывает шаблоны.

Если неудовлетворенными окажутся важные, базовые потребности, ему угрожает психопатология. А потому любая теория психопатогенеза должна иметь в своей основе верную теорию мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно приводят к патологии, но они становятся серьезными патогенными факторами тогда, когда угрожают удовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний, которые тесно связаны с базовыми потребностями.

К. Роджерс.

 Человек самоактуализирующийся

Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей

Помочь человеку осознать себя.

Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Насколько идеальное «я» отличается от актуального или реального «я», настолько это отличие мешает здоровью личности и развитию. Человек может чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико. Конгруэнтность – несоответствие между реальным я и идеальным.

В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор—пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.

Когнитивная психология

Келли

Личность – система конструктов, в которых перерабатывается, воспринимается и интерпретируется личный опыт человека. Люди хотят быть уверены в следующем дне.

Общество объект изучения

Не совпадение прогноза с реальностью. Изменить конструкт для адекватности

Метод репертуарной решетки. Ролевые игры.


Продолжает и развивает идеи Уотсона Беррес Ф. Скиннер (1904-1990), который разработал теорию оперантного научения. Он является лидером современной формы бихевиоризма (или необихевиоризма).

Скиннер считал теории психоаналитические умозрительными, т.е. основанными на предположении. Они предполагают существование интрапсихических факторов (влечения, бессознательное), которые нельзя эмпирически проверить. Скиннер считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Поведение человека можно и нужно надежно и объективно измерить. И таким образом теория Скиннера из разряда умозрительных переходит в разряд эмпирических (научно-обоснованных). Он ставил науку о поведении в разряд естественных наук, т.е. наук: основанных на фактах (1) и цель которых предсказать и проконтролировать изучаемое явление (2).

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения - функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Так, функциональный анализ дает возможность установить точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), которые контролируют поведение. Функциональный анализ дает возможность установить причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой. Манипулируя переменными окружающей среды (независимыми переменными - теми, которыми манипулирует экспериментатор), можно предсказывать и измерять поведение человека (зависимую переменную - ту, которая изменяется в результате манипуляции).

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая направляет или стимулирует поведение. Он считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи - окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от Уотсона главным его интересом было не классическое, а так называемое оперантное научение. При классическом научении организм ассоциирует разные стимулы, при оперантном научении организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Оперантное научение подчиняется закону эффекта, который был открыт американским психологом Эдвардом Торндаком в конце 19 века. В своих опытах Торндайк использовал так называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек. Что бы выйти из такой проблемной клетки кошке нужно было потянуть за веревку или приподнять крючок. Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что, помещенная в проблемную клетку кошка беспорядочно металась по клетке и, в конце концов, случайно задевала веревку или крючок. Однако с каждой следующей попыткой активность животных все больше сосредоточивались вокруг веревки или крючка и после многократных проб кошка научалась выходить из клетки. Такое научение также называется научением методом проб и ошибок. Это научение подчиняется закону эффекта, согласно которому если поведение приводит к желаемому результату (вознаграждается), вероятность его повторения увеличивается.

Для своего подхода к пониманию личности в свою теорию Скиннер добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение - подразумевает реакцию, вызываемую стимулом. Стимул всегда предшествует реакции.

Выделяют два вида респондентного поведения:

1.     условно рефлекторное

2.     безусловно рефлекторное.


Скачано с www.znanio.ru

Основные теории социальной психологии

Основные теории социальной психологии

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Продолжает и развивает идеи Уотсона

Продолжает и развивает идеи Уотсона

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020