После титульного листа помещается оглавление (содержание), в котором приводятся разделы работы с указанием страниц.
Содержание | Страницы |
I. Введение | 3 |
II.Исторический аспект | 3-4 |
III.Характеристика | 4 |
3.1.Какие генномодифицированные организмы выращивают в мире? | 5 |
3.2.Какие новые характеристики чаще всего прививают растениям посредством генной инженерии? | |
3.3.В каких странах выращивают трансгены? | 5-6 |
3.4.Наиболее впечатляющие достижения | 6-7 |
3.5.Преимущества генной инженерии | 7-8 |
IV.Проблемы и перспективы | 8 |
4.1.Против генной инженерии | 8-9 |
4.2.Экологические риски | 9-10 |
4.3.Медицинские риски | 10-11 |
4.4.Социально-экономические риски | 11-12 |
4.5.Перспективы генной инженерии | 12 |
V.Заключение | 13 |
VI. Библиографический список использованной литературы | 14 |
VII.Приложения | 15-20 |
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи, указываются объект и предмет исследования, избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (например — изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника.).
В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В данном примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).
После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора).
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.
В основной части работы приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Далее представляются собственные результаты. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы.
Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала.
Обратить внимание необходимо на то, что в выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Внимание!
Все цитаты, факты, доказательства, цифры, приводимые в работе, должны иметь указания в виде ссылок на то, откуда они заимствованы.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК
Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1-84
Для аргументации собственных доводов автор работы приводит цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска. Ссылку приводят полностью в примечании (внутритекстовом, подстрочном, затекстовом),
• в тексте документа или включают частично в текст и частично в примечание.
Подстрочные ссылки (сноски) оформляются с абзацного отступа внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, которая проводится на 2/3 размера ширины страницы ниже последней строки листа, этот номер повторяется и за ним следует название источника.
Ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой границы. На каждой новой странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Первая ссылка на работу того или иного автора должна содержать все обязательные элементы описания, кроме издательства: фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При ссылке на статью нужно указать также источник публикации:
_____________________________
1 Алексеев С.В. Практикум по экологии. М.: МДС, 1996. С 51-52.
Если в тексте документа упоминается автор статьи и ее заглавие, то в ссылке приводят только недостающие сведения, т.е. сведения об источнике, в котором была помещена статья. Например: Текст: К.С.Бельский в статье "О реформе губернаторской должности" предлагает... Ссылка: Государство и право.-200!.-№!.-С.5
Внимание!
Нередко в работе над научным сообщением и ученики, и даже профессионалы путают термины: «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «БИБЛИОГРАФИЯ». Разница между ними заключается в том, что
БИБЛИОГРАФИЯ – это абсолютно вся литература по тому или иному вопросу, представленная в научных источниках либо за какой-то период, либо за все время существования науки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это те источники, которым пользовался автор научного сообщения.
Само собой разумеется, что при подготовке научного сообщения уместно обращаться к понятию «список использованной литературы».
Список использованной литературы – обязательная и очень важная часть любых научных сообщений, к которым относятся доклады, статьи, исследовательские проекты.
Соблюдая правила оформления списка использованной литературы, вы демонстрируете не только свою научную осведомленность в той области, которой посвящено ваше научное сообщение, но также уровень общей культуры и образования.
Общие правила оформления списка использованной литературы.
Монография (книга одного автора).
Книга нескольких авторов.
Сборник. Энциклопедия. Справочник. Многотомник.
Статья из монографии.
Статья из сборника , энциклопедии, справочника, многотомника.
Журнальная или газетная статья.
Общие правила оформления списка использованной литературы.
Приводится в конце сообщения (рукописи работы, обычно на последней странице).
Составляется в алфавитном порядке. Алфавитный список нумеруется.
Содержит: инициалы, фамилии авторов, место издания, год издания, название издательства, количество страниц (см. ниже по каждому виду научного источника).
Название издательства в кавычки не берется, за исключением тех случаев, когда кавычки проставлены в библиографических данных самого издания. Буква «г.» после указания года издания не ставится.
Если необходимо указать страницы, то это делается после указания года.
Например:
Чирков Ю. Ожившие химеры. - М.: Детская литература, 1991. - с. 92-94.
Названия городов, где издана книга, приводятся полностью, за исключением Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга:
Книга издана: | Пишем: |
Общие требования к оформлению исследовательских работ
Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, шрифтом 14, на одной стороне листа.
При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.
Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго.
Завершенная печатная работа сшивается брошюратором, степлером, скоросшивателем.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10-12 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
Объем введения – не более1- 2 страниц машинописного текста.
Объем основного содержания – не более 8- 10 страниц.
Объем заключения – не более 1-2 страниц.
Наиболее распространенным вариантом оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.