Основные вехи развития шахматной педагогики
Оценка 4.9

Основные вехи развития шахматной педагогики

Оценка 4.9
docx
02.03.2021
Основные вехи развития шахматной педагогики
Основные вехи развития шахматной педагогики.docx

        Основные вехи развития шахматной педагогики


Человечество уже без малого 500 лет играет в шахматы по принятым сейчас правилам, утвердившимися после европейской реформы шатранджа в середине 16 века. Между тем шахматная педагогика еще достаточно молода. Впервые вопросы обучения шахматам были глобально подняты лишь 1925 году Эмануилом Ласкером в его “Учебнике шахматной игры”. Предшественники второго чемпиона мира, начиная с итальянских мастеров 16 века, были заняты исследованием самой игры раскрытием ее закономерностей и внутренней красоты. О шахматной педагогике еще не задумывались, поскольку сам предмет изучения - шахматы - был “тайной за семью печатями”. В трудах сильнейших мастеров собраны отрывочные рекомендации, относящиеся к методике обучения шахматам:

1.     Через рукописи и книги итальянских мастеров 17-18 веков очень зримо проходит восхищение эстетической стороной шахмат. Авторы стремились увлечь читателя красотой игры. Чего только стоят названия шахматных книг того времени, например “Ни с чем несравнимая игра в шахматы” (Д. Понциани, 1769)

2.      Знаменитое руководство Ф.А. Филидора “Анализ шахматной игры” (1749) продемонстрировало , что анализ шахматной партии и разъяснение происходящих в ней событий может проводиться на основе логических умозаключений, а не только при помощи перебора вариантов.

3.      Ш. Лабурдонне в “ Новейшем начертании о шахматной игре” (1833) впервые в шахматной литературе дает совет, как самостоятельно работать с шахматной книгой “ Чтобы научиться рассчитывать в уме варианты, надо следить за комментариями к партиям,  вначале не передвигая на доске фигур”.

4.     Первый чемпион мира Вильгельм Стейниц считал полезным для роста шахматиста регулярно играть с партнером, немного превосходящим вас по силе; переигрывать по памяти собственные партии, а еще лучше партии мастеров, напечатанные с хорошими комментариями в книгах и журналах ; увеличить силу практической игры при помощи решения шахматных композиций. Особенно поучительно следующее высказывание В. Стейница “Регулярность изучения и практики весьма значительно облегчает достижение быстрых успехов. Тот, кто делает это урывками, вряд ли когда-нибудь продвинется вперед. Гораздо лучше посвящать шахматам один час в день шесть дней подряд, чем шесть часов раз в неделю”.


Период формирования теоретических основ шахмат завершился в конце 19 века созданием В. Стейницом “Теории позиционной игры”, которую он изложил в своем капитальном труде “Molern Chess Instructor” (1889).
“Шахматы поднялись на высшую ступень, когда у мастеров появилось совершенное позиционное понимание”. Именно тогда и начали создаваться партии , которые производили художественное впечатление даже с точки зрения аудитории, которая была способна воспринимать эстетическую сторону игры и наслаждаться ею. Эти процессы вели к росту популярности шахмат в мире и постепенному их превращение в неотъемлемую часть культуры общества. Увеличивалось количество проводимых в Европе и Америке международных турниров, стал официально разыгрываться титул чемпиона мира, и все это сопровождалось выходом в свет шахматных книг и журналов. Удачный симбиоз спортивной эстетической сторон королевской игры способствовал росту армии мастеров и любителей шахмат. И тех и других, каждого на своем уровне, начинал занимать вопрос улучшения практических результатов и понимания игры. Таким образом, была подготовлена почва для раздумий о методах совершенствования шахматистов различных уровней - от начинающих до маэстро.
Знаковым событием для формирования шахматной педагогики стал труд Эмануила Ласкера “Учебник шахматной игры” (1925). Второй чемпион мира высказал мысль, которая до сих пор должна являться основополагающей для шахматных педагогов и их подопечных: “Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить”.
Вот цитаты из указанного учебника, дающих представление о  педагогическом методе второго чемпиона мира:

- умение играть в шахматы не должно быть делом исключительно памяти, просто потому хотя бы, что запоминание вариантов не является делом достаточной важности;

 - сохранять в памяти следует не выводы, а методы. Метод - эластичен: он может быть применен, во всяком случае, в жизни;

- кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать всего, что в них мертво: надуманных теорий которые опираются на очень не многие примеры и на многое количество измышлений; привычки играть с более слабым противником; привычки избегать опасности; привычки без критики перенимать и не продумывая, повторять варианты и правила, примененные другими; самодовольного тщеславия; нежелания сознаваться в своих ошибках, - короче говоря, всего что ведет к рутине и анархии.
Впервые в шахматной литературе Эм. Ласкер предложил почасовой график занятий (то что сейчас называли бы учебным планом занятий), выполнение которого позволило бы начинающему достичь того уровня, когда он может играть с мастером (что соответствует  примерно современному 1 разряду) на равных, не получая форы. Эта программа, включавшая в себя 200 , выглядит сегодня слишком оптимистичной.

Практика показывает , что путь от начинающего до 1 разряда занимает в среднем около 3 лет. Но общие принципы обучения, предложенные Эм. Ласкером выдержали испытание временем и легли в основу современных взглядов на шахматную педагогику.

Говорил мудрый экс-чемпион мира и о необходимости подготовки профессиональных шахматных учителей: “Этот путь требует хороших шахматных учителей - мастеров шахматной игры, которые одновременно обладают и педагогическим дарованием. Как должны такие учителя выполнять свою задачу? - Вводя молодежь в игру путем лекция, посредством хороших книг, посредством живой игры со своими учениками. С другой стороны, необходимо комментировать партии, игранные учениками, выявляя хорошие стороны и указывая ошибки, чтобы таким образом облегчать работу учеников, но отнюдь не насиловать самостоятельность их мышления. Приемы и способы, которые может применять учитель, весьма разнообразны. Для шахматного мира возникает проблема подготовить таких учителей и, подготовив, поддерживать их в их устремлениях.

Как мы видим, Эм. Ласкер предвидел не только создание шахматных специализаций в современных институтах физической культуры, готовящих педагогов по шахматам, ну и указал, на что именно должен обращать внимание шахматный тренер в своей деятельности.

В первой половине 20 века выдающиеся мастера считали своим долгом писать книги. Вы них мы также находили множество рекомендаций и методических приемов, относящихся вопросам совершенствования шахматиста.
Зигберт Тарраш, которого называли “шахматном учителем германии” своих трудах применял прием афористичного объяснение теоретических истин облекая их категоричный форму. такие выражения, как “конь краю доски - всегда позор!”, “Ставь ладью всегда позади проходной пешки все равно своей или чужой”, “Стесненное положение таит себе зародыш поражения“, “ У кого слоны - тому принадлежит будущее!” и др., запоминаются на всю жизнь! Примечание Тарраша были щедро пересыпаны латинскими изречениями, демонстрируя его широкую эрудицию, безусловно завлекая любителей в мир шахматного творчества.

Хоссе Рауль Капабланка в “ Основах шахматной игры” (1923) указывал; “Желающие изучить шахматы должны первую очередь браться за эндшпили, а затем когда эндшпиль как таковой уже изучен, можно перейти к изучению дебюта и миттельшпиля в связи с эндшпилем” И здесь все же великий кубинский шахматист делает весьма гибкое дополнение ; “если же подходить к шахматам как интеллектуальному развлечению художественного или научного порядка, вопрос представится в другом свете. Большинство играющих в шахматы прежде всего заинтересовываются комбинациями прямыми атаками на короля. Поскольку для этого типа игры нужно развитие воображения, подобный интерес следует поощрять.

Это небольшое противоречие между эндшпилем и комбинаций Капабланка с блеском разрешает в своем учебнике, меняя концентрический метод изложения материала. В этом случае происходит периодическое возвращение к изученным разделам, но каждый раз с переходом на новый уровень сложности.
Рихард Ретипримеил в “ Современном учебнике шахматной игры” (1929) метод историзма, осветив творчество выдающихся шахматистов хронологическом порядке “Современная шахматная техника покоится на опыте прошлого и, стало быть новейшие партии можно правильно понять только путем изучения творчества старых мастеров”.


В методических трудах Макса Эйве также большое значение историческому методу изложения материала. “Знакомство с историей помимо самостоятельного интереса которые она предоставляет, имеет огромное практическое значение, ибо разве всякого шахматиста повторяет этапы общей эволюции шахматного искусства” - писал голландский чемпион в книге “Курс шахматных лекций” (1930).
В руководствах М. Эйве “Самоучитель шахматной игры” (1927) и “Уроки шахматной игры” (1930) читателю впервые в шахматной литературе предлагались многочисленные упражнения после объяснения каждой новой темы.
В книге “Как я стал гроссмейстером “ Арон Нимцович впервые выдвинул идею анализа типичных позиций ( например позиции солировала пешкой центре, с открытой линией и другие ) в качестве эффективного метода тренировки “процесс изучения какого-нибудь одного из многих типичных положение ставит себе целью только не изучение именно этого типичного положения а улучшения чутья в целом!

Нимцович предложил также оригинальный способ развития самостоятельности мышления. При анализе партия он советовал сначала самому обдумать позицию и выбрать ход и лишь, затем ознакомиться с предложением тексте и примечания к нему. Интересны и рекомендации Нимцовича, касающиеся построение занятий начинающими. Выдающийся гроссмейстер считал, что здесь преимущественное внимание должно быть уделено игровым моментом: “Мы самого начала играем, боремся, воюем, но совершенно не согласны допустить засилья формальных данных. Ученика надо заинтересовать, он сразу же должен почувствовать, что это игра, в которой победа возможна и упоительна”. В подтверждение своей идеи Нимцович приводит примерный план первых трёх занятий, который и в наше время выглядит весьма оригинально и заслуживает особого внимания.
Отметим и такое указание Нимцовича перекликающиеся со взглядами на учебный процесс Капабланки “Эндшпилю самого начала должно быть уделено большое внимание, умение использовать в окончание материальных перевес никоим образом не должно быть упущены из виду”.
 Не будет лишним напомнить что все авторы упомянутых выше трудов ведущую роль совершенно шахматистов признавали за практикой. Эту мысль крайне точно выразил Р.Рети; “Никому никому ещё не удавалось научиться шахматном искусству по книгам, подобно тому, как надо окунуться в воду, чтобы научиться плавать, так и для того, чтобы стать шахматистом надо играть”
Следующий период расцвета шахматные педагогики берет свое начало с первого международного турниром 1925 года в  Москве. Столицу и всю страну буквально захватила шахматная горячка. Именно так назывался фильм, снятый в дни московского турнира. В нём даже принял участие чемпион мира Капабланка, сыгравший самого себя! Это целование послужило толчком к подъему небывалого интереса к шахматам в СССР. Шахматисты впервые в истории получили государственную поддержку.

Перед советскими мастерами встала задача создания обучающих программ и пособий способных удовлетворить запросы многотысячной армии любителей шахмат. В первое время в СССР издавались переводные учебники зарубежных корифеев. Но вскоре стали выходить и учебно- методические работы отечественных авторов.

Оригинальной по подаче материала была “ Первая книга шахматиста” Г.Левенфиша (1925), в переработанном виде выпущенная автором под названием “ Книга начинающего шахматиста” (1957). В этих пособиях много места отводится упражнениям,  а в конце некоторых глав  занимательные страницы, содержащие интересные рассказы и истории из жизни шахмат образцы шахматного юмора и т.п. По мнению автора “ Небольшое отвлечение от иногда сухого предмета будет полезно для читателя”.
Особый интерес представляет глава “Методика обучения начинающих шахматистов”. В ней Левенфиш выдвигает шахматную мысль о том, что “Несмотря на своеобразие шахмат, их изучение должно вестись в согласии с основными положениями педагогической науки. Из способностей шахматиста, которые выделяет Левенфиш

1) Шахматное зрение автоматическое ведение всех одна ходовых ударов, как своих, так и неприятельских фигур и пешек, а так же быстрое определение всех связанных фигур и пешек;

2) память;

3) умение концентрировать все свое внимание на процесс борьбы;

4) знание доски

5) ясное представление умею фигур на доске после предполагаемых ближайших ходов.

Для совершенного знания доски, рекомендовались упражнения на определение цвета полей, не глядя на доску.

Для тренировки зрения на связку автор применял упрощенное решения двухходовых задач. “Механизм связывание фигур широко применяется при составлении задач, и он хорошо завуалирован. Поэтому решение задач, безусловно, полезно для развития шахматного зрения”.
Для выработки рефлекса на одноходовые удары (борьбы с зевками) Г.Левенфиш рекомендует учащимся играть друг с другом шахматные партии по шашечным правилам обязательным взятием. Темп игры при этом постепенно ускоряется. Важна и выработка привычки записывать играемую партию, что увеличивает концентрацию шахматиста во время игры.

Плодотворно занимался вопросами шахматной педагогике П.Романовский автор многих книг и статей по методике подготовки шахматиста. Его “Миттельшпиль” стал одним из первых методических исследований по теории середины игры, но наибольшее педагогического воздействия на читателя несла, пожалуй, книга “Путями шахматного мастерства”. (1929). На примере собственного спортивного и творческого развития автор осветил различные аспекты шахматного совершенствования “коньком” методу романовского являлась регулярно комментирование собственных партий и партий мастеров. Обнаруженные в результате такой работы творчески недостатки подлежат исправлению при помощи, например, подготовки рефератов на больные темы и выступления с ними перед квалифицированной аудиторией. Анализ партии Романовский предлагал проводить определенной схеме заключающиеся в неоднократном просмотре с целью определения переломных моментов игры. Затем эти критические позиции подвергались тщательному анализу, что позволяло выявлять объективную картину сражения. Лишь после этого проделанные анализы соединялись вы единый комментарии с добавлением разбора дебютной стадии. Все перечисленные приемы были направлены на формирование самостоятельного мышления.

В 1939 году была опубликована статья М.Ботвинника “О моих методах подготовки к состязаниям”. Будущий чемпион мира выдвинул идею комплексной подготовки к турниру сражением, включающий себя шахматные, психологические, и физические аспекты. Говоря о шахматной подготовке,  Ботвинник отметил необходимость для мастера построение такого дебютного репертуара, который был бы тесно связан с планами игры в миттельшпиле. Важно и то, что варианты, намеченные к применению в предстоящем соревновании, должны быть предварительно проверенны в тренировочных партиях.
Метод тренировочных партии Ботвинник рекомендовал применять только целях дебютной подготовки, но и для того, чтобы дать тренировать себя других отношениях, например, для приобретения опыта разыгрывания эндшпиля и т.п. Но краеугольным камнем всей системы подготовки шахматистов Ботвинник считал аналитическую работу; “В чем заключается искусство шахматного мастера? В основном, а умение анализировать шахматные позиции. Правда мастер, сидя за доской должен, уметь их анализировать и не быстро и не передвигая фигур, в конце концов, расчет вариантов для оценки позиции - это и есть искусство анализа... Вывод отсюда напрашивается сам собой; кто хочет стать выдающимся шахматистом, должен совершенствоваться в области шахматного анализа”.

Аналитический метод был положен Ботвинником и в  основу работы его знаменитой школы юных шахматистов. (занятия школе проводились с некоторыми перерывами, с 1963 по 1988 г.г ). Изучение творчества учеников позволяют диагностировать их сильные и слабые стороны, после чего каждому выдавалась индивидуальное домашнее задание. Чтобы выполнить задание нужно было много анализировать. На следующей сессии слушатели должны были отчитаться о проделанной работе подвергаясь критике, как руководителя школы, так и своих товарищей. Все это приводило к существенному развитию аналитических способностей юных шахматистов.

Не бывало прыжок от первокатегорника до гроссмейстера совершенные А.Котовым в первенстве СССР 1939 года, произвел большое впечатление на весь шахматный мир. В 1940 году (в журнале “Шахматы в СССР”) Котов подробно рассказала методах своей подготовки. Как положено, будущий гроссмейстер начал работу с анализа своих партий, который выявил основной недостаток в его творчестве - плохой расчет вариантов. Для совершенствования техники расчета Котов придумал следующие упражнения:

1)расчет сложных обоюдоострых позиций, в течение 30 минут с последующей сверкой его результатов тс эталонами анализами мастеров и гроссмейстеров;

2) решение этюдов по диаграммам (без расстановки фигур на доске);

3) чтение шахматных книг без доски;

4) “слепой” анализ позиций

Перечисленные способы были дополнены выработкой алгоритма расчета вариантов, отличавшегося жесткими ограничениями и экономичностью.

“Ходы - кандидаты (т.е. ходы, подлежащие расчету) нужно определить сразу же и точно их себе перечислить. Нельзя эту работу делать по частям; рассмотреть один ход, а потом отыскивать другой. Это внесет беспорядок. Рассчитываю сложные варианты надо прибегать по многочисленным кочкам веточкам дерево расчета только по одному разу. Ни в коем случае не метаться по сучкам, теряет времени на повторное проверочные расчеты, причина которых - недоверие к себе. Таким образом, Котовым был создан метод тренировки счетных способность шахматиста, который длительное время пользовался безоговорочным авторитетом.

Начиная с 1951 года, в СССР стали выходить все программы занятий шахматистами разрядниками. Среди авторов были известные методисты Г.Левенфиш, Я. Рохлин, В. Зак, В.Голенищев и другие. В целях подготовки шахматистов массовых разрядов были разработаны готовые учебные планы занятий. Эти программы содержали не только перечень учебных тем с указанием часов, необходимых для их прохождения, но и весь поурочный шахматный материал в виде краткого конспекта. Таким образом, был установлен единый порядок проведения учебно-тренировочных занятий шахматных коллективов физической культуры.

За основу прохождения теоретического курса был взят метод концентрического обучение соблюдением требований современной педагогической науки. Эти требования были сведены к шести основным положениям.

1.     Принципы сознательности и активности обучения

2.     Принцип наглядности

3.     Принцип систематичности и последовательности

4.     Принцип доступности

5.     Принцип прочности знаний

6.     Принцип воспитывающегося обучения

В программах так же давалось расшифровка этих положений применять применительно к шахматной тематике.

Благотворное влияние на дальнейшее развитие шахматной педагогики и совершенствовании методов тренировки шахматистов оказали работы Н.Крогнуса “Человек в шахматах” (1967) “Личность в конфликте” (1976) , “Психология шахматного творчества” (1981) м другие.
 Говоря о задачах психологических исследований в области шахматной педагогики, он выделил следующие основные направления; определения  оптимального возраста для начала занятий шахматами; формирование устойчивого интереса к шахматам; разработка эффективных методов обучения самых юных.

С точки зрения психологии был освящен процесс мышления шахматиста во время игры. Введение таких понятий как “шахматный образ”,  “динамика мышления”,  “развернутые мышления”, было сопровождено практическими рекомендациями и набором тренировочных упражнений, направлены на оптимизацию мыслительных процессов во время ожесточённых турнирных сражений.
Интересен, например, взгляд Н.Крогнуса но метод расчета вариантов, предложенных Котовым; “стремление Котова дисциплинировать мышление шахматиста понятно и заслуживают признания. Во многом его советы полезны, но эти советы нельзя абсолютизировать. постоянная проверка и перепроверка основных и побочных вариантов, изменения зоны поиска характерно для  мышление шахматиста. Известный советский психолог О.Тихомиров подверг экспериментальному исследованию процесс принятия решений в шахматной игре. Он отметил, во многих больших программных поиска хода ведущих по пути сокращения рассматриваемых вариантов. По - иному мыслит человек. Вначале он также отбрасывает неправильные варианты, ну если намечаемый ход кандидат его не удовлетворяет, он немедленно расширяет зону поисков, анализируя новые возможности. Также для шахматиста характерно неоднократное приобретение одних и тех же вариантов, ходе которого они связываются с новыми особенностями позиции.

Существенное влияние на совершенствование методов подготовки юных шахматистов оказали работы В.Зака, среди которых особо отметили методическое письмо “О методике преподавания шахматной игры начинающим шахматистам - детям до 12 летнего возраста” (1959), книги “ О маленьких для больших” (1973) и “Пути совершенствования “ (1981).
Вот кто лишь некоторые мысли известного тренера “чрезвычайно важно с первых же занятий развивать у ребенка интерес к шахматам. Огромное значение при этом приобретает правильное распределение детей по группам и подгруппам. нельзя соединять сильных со слабыми, либо более слабый, систематически проигрывая часто теряют интерес к шахматам”
“уже первые занятия шахматистами должны быть посвящены изучению шахматной нотации. Как показывает практика это не вызывает затруднения даже у детей 7-8 лет”. Для обучения шахматам нотации Зак рекомендовал интересный методический прием - игру “морской бой” на шахматной доске.
 “Чем моложе учащиеся тем меньше их нужно нагружать теоретическим грузом. этот багаж должен возрастать постепенно. обычное соотношение:

1 урок теории - 2 урока практики


Обязательно нужно, обо каждый ваш ученик, даже самый слабенький, время от времени испытывал радость победы. Поэтому я не провожу квалифицированных турниров, скомплектованных по формальному признаку наличия разряда. Турниры идут течение всего годы, комплектуются они из участников примерно равной силы, турниры эти тематические. В конце года ребята получают разряды от 4 до 3 за совокупность результатов.

Обычно занятия по эндшпилю должен длиться не более часа. Интерес у детей, однако, вырастает, если им показывают не просто сухие учебные окончания, а игровые так сказать, развлекательные. Этой развлекательности нечего бояться, очень часто именно благодаря неожиданному парадоксальному принципу легче и лучше усваивается правило.

Преобладание конкретного мышления - одна из типичных особенностей детского возраста. И только тогда когда ребёнок от создания отдельных конкретных угроз переходит к решению основной задачи, вытекающих из позиции, можно считать, его игра установится стабильный. Теперь уже тренер имеет основание делать определенные выводы о потенциальных возможностей юного шахматиста и в случае необходимости открывать ему “зеленую улицу” к серьезным соревнованиям, способствуя тем самым его быстрейшему развитию”
     Следует отметить, что В.Зак был первым кто начал широко использовать примеры детского творчества при демонстрации теоретического материала. Этот прием безусловно, способствует более эмоционального восприятию юными шахматистами учебных тем.

Последняя четверть 20 века ознаменовалось деятельностью М. Дворецкого. Аккумулировав все ценное из творческого наследия предшественников, Марк Израилевич создал свою собственную систему подготовки высококвалифицированных шахматистов, сформулировав ее основные принципы образующим образом: “Всестороннее развитие личности, борьба не столько с шахматными, но и человеческими недостатками. Отказ от типичных для наших дней концентрации усилий на одном лишь дебюте; разносторонняя подготовка, высокая шахматная культура. Развитие сильных сторон игры, выработка собственного стиля при обязательной ликвидации слабостей. Максимум активности и самостоятельности, творческий подход к любым изучаемым проблемам. Постоянная тренировка, решение специальных упражнений, направленных на выработку необходимых навыков мышления. Совершенствование аналитического мастерства, в частности тщательный анализ собственных партий.

Вроде бы все перечисленные принципе были известны ранее, Дворецкий, собрав их, воедино максимально  интенсифицировал процесс тренировки. Краеугольным камнем этого процесса стала целенаправленная работа по устранению выявленных недостатков выявленных недостатков в игре шахматиста.
Однако из основных средств, применяемых для достижения указанной цели, состоит решение специально подобранных упражнений, явилась творческим развитием “диаграммного” метода В.Макагонова. В знаменитой картотеке М.Дворецкого хранится великое множество упражнений, сгруппированных по самым различным разделам шахматного мастерства. замечательна и придуманное им методика разыгрывания тренировочных упражнений. Свои взгляды ” производственные секреты” выдающийся тренер достаточно тонко изложил в многотомных сериях ” Школа будущих чемпионов” и “Школа высшего мастерства”, увидевших свет в конце 90-х годов прошлого века.
Благодаря усилиям наших предшественников современному тренеру не нужно изобретать велосипед - основные принципы, методы и приемы области шахматного совершенствование уже известны, но, разумеется, требуют к себе творческого отношения применительно к постоянно меняющимися обстоятельствами и индивидуальности и каждого ученика. И всегда помнить слова К.Ушинского: “Педагогическое мастерство - больше искусство, чем наука”. 


 

Основные вехи развития шахматной педагогики

Основные вехи развития шахматной педагогики

Эти процессы вели к росту популярности шахмат в мире и постепенному их превращение в неотъемлемую часть культуры общества

Эти процессы вели к росту популярности шахмат в мире и постепенному их превращение в неотъемлемую часть культуры общества

Как должны такие учителя выполнять свою задачу? -

Как должны такие учителя выполнять свою задачу? -

В методических трудах Макса Эйве также большое значение историческому методу изложения материала

В методических трудах Макса Эйве также большое значение историческому методу изложения материала

Перед советскими мастерами встала задача создания обучающих программ и пособий способных удовлетворить запросы многотысячной армии любителей шахмат

Перед советскими мастерами встала задача создания обучающих программ и пособий способных удовлетворить запросы многотысячной армии любителей шахмат

Обнаруженные в результате такой работы творчески недостатки подлежат исправлению при помощи, например, подготовки рефератов на больные темы и выступления с ними перед квалифицированной аудиторией

Обнаруженные в результате такой работы творчески недостатки подлежат исправлению при помощи, например, подготовки рефератов на больные темы и выступления с ними перед квалифицированной аудиторией

Для совершенствования техники расчета

Для совершенствования техники расчета

С точки зрения психологии был освящен процесс мышления шахматиста во время игры

С точки зрения психологии был освящен процесс мышления шахматиста во время игры

Обязательно нужно, обо каждый ваш ученик, даже самый слабенький, время от времени испытывал радость победы

Обязательно нужно, обо каждый ваш ученик, даже самый слабенький, время от времени испытывал радость победы

Однако из основных средств, применяемых для достижения указанной цели, состоит решение специально подобранных упражнений, явилась творческим развитием “диаграммного” метода

Однако из основных средств, применяемых для достижения указанной цели, состоит решение специально подобранных упражнений, явилась творческим развитием “диаграммного” метода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021