МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовила:
Иноземцева О.Е.
Хорошее занятие имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в занятии должна быть видна и просто грамотность педагога:
• знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного занятия,
• умение планировать, проводить и анализировать занятие.
Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех обучающихся.
Реальная ценность занятия — его результат; степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на занятии.
Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:
1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;
2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи;
3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону занятия:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организована практическая работа;
г) способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.
Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.
Занятие нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны занятия;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Формы анализа и самоанализа занятия
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;
3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;
4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;
5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;
7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:
- реализация педагогом триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятии;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;
- проверка и оценка ЗУН обучающихся;
- организация проблемного обучения на занятии и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Комплексный анализ занятия
Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из педагогов в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение занятия. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на занятии новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.
Содержание комплексного анализа занятия может быть различным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:
1-е направление.
Анализ решаемых педагогом задач:
· как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы педагога,
· насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия,
· в какой мере активизировалась познавательная деятельность обучающихся на разных этапах занятия,
· что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду,
· насколько объективно оценивались знания, умения и навыки,
· как осуществлялась связь теории с практикой,
· насколько удачно сочетались содержание и методы обучения,
· применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства,
· что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.
2-е направление.
Анализ воспитательного влияния занятия:
· что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся,
· как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы,
· каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися,
· насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.
3-е направление.
Анализ педагогических возможностей и особенностей педагога:
какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия
· педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность,
· умение активизировать и мотивировать труд детей,
· определять типичные ошибки в их работе и устранять их,
· оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся,
· умение быстро корректировать ход занятия.
4-е направление.
Анализ деятельности обучающихся на занятии:
· учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий,
· работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов,
· развитие речи,
· умение обучающихся применять теорию на практике и др.
В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда педагога и уровне воспитанности обучающих. Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение - важное условие органического включения анализа работы педагога в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Системный анализ занятия
1. Общая характеристика.
• Тема занятия.
• Цель занятия.
• Тип занятия (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и корректировки ЗУН; комбинированный).
• Педагог: его личность; уровень профессионализма; общая эрудиция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисциплина; подготовленность группы обучающихся к коллективно-распределительной работе (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда.
• Оформление занятия. Условия труда.
2. Анализ эффективности проекта занятия.
• Реальность цели занятия.
• Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.
• Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?
• Какие учебные действия должны были осуществлять обучающиеся?
• Как планировалось подключение обучающихся к решению учебной задачи?
• Исходя из чего планировались этапы занятия?
3. Осуществление замысла занятия.
• Совпадает ли цель занятия с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)
• Соответствовала ли форма занятия его цели и содержанию?
• Каким образом педагог включил детей в учебную ситуацию?
• При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход занятия?
• Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?
• Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности обучающихся, использовал педагог?
• Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?
4. Оценка целостности занятия.
•
Насколько
содержание занятия соответствовало современным
требованиям к образовательной деятельности?
• На каком уровне было организовано взаимодействие «обучающийся-педагог», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - группа» (коллективно-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)?
• Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?
• Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления обучающихся?
• Наиболее сильные и слабые этапы занятия.
• Дает ли данное занятие представление о системе работы педагога?
5. Оценка воспитательной стороны занятия.
• Личность педагога. Его поведение на занятии.
• Сумел ли педагог в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, воспитанию нравственности?
• Как вели себя обучающиеся? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении?
• Что дало занятие для дальнейшего позитивного развития отношений?
6. Оценка конечного результата занятия.
• Какой вклад внесло занятие в дальнейшее развитие личности обучающихся?
• Оценить условие понятий и общего способа действия обучающихся в ходе осуществления ими учебной задачи.
• Анализ конкретных недостатков занятия.
• Рекомендации педагогу.
Структурный анализ занятия
(оценивается каждый этап занятия)
I. Организационный момент.
1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную деятельность.
2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).
3. Критерии:
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность обучающихся к занятию;
- быстрое включение ребенка в учебную деятельность;
-
внимательность,
дисциплинированность.
П. Повторение ранее
изученного.
Дидактические
задачи:
- выявить качество знаний ранее изученного материала;
- обнаружить проблемы;
-
углубить знания по
изученной теме.
Содержание этапа:
-
выяснение качества
знаний, полноту, прочность, системность,
обобщенность,
конкретность, применимость;
- ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;
- особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:
- целевая установка(цель);
- какая часть обучающихся участвует в опросе;
Положительные критерии опроса:
- уточнение опорных понятий;
- ликвидация недостатков в ответах;
-
активность обучающихся
(рецензирование ответов, вопросов).
III. Подготовка к восприятию нового
материала.
Дидактические
задачи:
- стимулирование к получению новых знаний;
- дать конкретное представление об изученной теме;
-
добиться
осознания значимости изучаемого материала.
Содержание:
- сообщение темы (доска);
- выведение темы самими обучающимися;
- показатель практической и научной ценности;
- организация внимания, мобилизация их волевого настроя.
IV. Овладение новым материалом.
Условия:
- активные методы;
-
интерес детей
(игра, беседа, самостоятельно).
Критерии успешности (новые знания):
- правильность ответов по ходу изучения;
- разнообразие деятельности детей;
- активность, внимательность.
V. Проверка понимания знаний и умений.
Дидактические задачи:
- условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить.
Содержание:
- проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.
Условия положительности:
- как заботится педагог;
-
форма закрепления
(дополнительная информация, факты).
Критерии:
- подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;
- дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;
- умение детьми устанавливать связи;
- умение воспроизводить новые понятия;
- умение выделять признаки.
VI. Практическая работа.
Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся особо)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.