Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №15 Советского района Волгограда
«Основные морфологические понятия у младших школьников»
Составитель: Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Волгоград
2017
Рекомендации по повышению эффективности формирования основных морфологических понятий у младших школьников
Морфология — один из важнейших разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе.
При формировании понятия можно выделить три этапа:
Первый – подготовительный, предполагает накопление материала – наблюдение изучаемого явления, выделение и название важных существенных признаков, первичное обобщение накопленного материала.
Второй – введение термина, вывод определения, составление схем, моделей. Вывод определения состоит в подведении формируемого понятия под родовое понятие и выделение нескольких важнейших признаков.
Третий этап – это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия.
Переход от смыслового термина к научному можно осуществить двумя путями. Можно переключить учеников, например, с термина «слова-предметы» на термин «имя существительное» одномоментно, сказав, что теперь их необходимо называть так, как в учебнике. А можно сделать это постепенно. Сначала сам учитель начинает называть изучаемое понятие научным терминов, предоставляя ученикам право называть его или так же, или по-старому. Постепенно вслед за учителем новым термином начинают пользоваться более сильные ученики, за ними и все остальные.
Для того, чтобы показать роль каждой части речи, можно использовать следующий приём. Учитель сравнивает части речи с сотовым телефоном. В телефоне каждая кнопка отвечает за несколько букв, цифру. Представим, что определённая часть речи – это какая-то одна клавиша. Если не будет работать одна клавиша, то мы не сможем написать слово или набрать номер. Также и с частями речи. Если не будет имени существительного, имени прилагательного, глагола и так далее, то мы не сможем передать друг другу свои мысли.
Также можно ввести понятие частей речи в виде островов в океане. Каждая часть речи – отдельный остров. На островах есть разные загадки, которые надо разгадать. Таким исследовательским методом учащиеся как бы сами добывают представления о грамматических признаках частей речи.
Один из приёмов при изучении отдельных частей речи – составление логико-смысловой модели (ЛСМ) В. Э. Штейнберга.
Знакомя учеников с основными частями речи, целесообразно понаблюдать над взаимосвязью или «дружбой» этих частей речи в предложении. Так глагол «дружит» только с именем существительным, а с именем прилагательным «не дружит», только соседствует иногда. Также и прилагательное не дружит с глаголом, а с существительным не просто «дружит» на равных, как глагол, а подстраивается под него, меняя число, род и окончание. А вот существительное «дружит» со всеми, но по-разному.
При изучении темы «Род имён прилагательных» вместо привычного задания «Запишите имена прилагательные в два столбика по родам» можно предложить детям следующее упражнение: охарактеризуйте мальчика и девочку, используя одни и те же имена прилагательные. Запишите прилагательные в два столбика. Чем они будут различаться? Почему?
Изучение темы «Склонение имён существительных по падежам» можно проводить через сказку. Используется диалог учащихся, в котором один ученик задаёт вопросы, а другой отвечает, склоняя одно и то же слово. При отборе заданий к данной теме, нужно помнить, что необходимо давать упражнения, где учащиеся будут склонять не отдельное слово, а будут ставить вопрос к существительному в словосочетании или в предложении, так как в них отчётливо выражается отношение одного слова к другому.
Для запоминания названий падежей и падежных вопросов можно организовать игру в грамматическое лото. Для проведения игры нужно приготовить карточки с названиями падежей и отдельно с падежными вопросами. Класс делится на три команды. Игрок первой команды поднимает карточку с сокращённым названием падежа (И.. Р., …). Игрок второй команды расшифровывает название падежа, третьей – выбирает карточку, на которой написаны вопросы данного падежа.
При изучении числа имён существительных можно дать такие интересные задания, как найти разницу между дубом и дубняком, между елью и ельником, берёзой и березняком. При этом постоянно нужно тренировать учеников в том, что на уроках русского языка мы имеем дело не с предметами, а с их речевыми выражениями – словами.
Список литературы
1. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Сальникова Т. П. – М., 2001. – 240.
2. Петленко Л. В. Как избежать формализм в знаниях учащихся при изучении раздела «Части речи» // Начальная школа. – 2006. - №12. – С. 31 – 34.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.