Основные пути приспособленности организмов к среде обитания
Оценка 5

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
5 кл—6 кл
27.07.2018
Основные пути приспособленности организмов к среде обитания
Материал представляет собой конспект занятия "Основные пути приспособленности к среде обитания" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Экология Ставропольского края". Конспект содержит задания для организации работы в группах и может быть полезен педагогм дополнительного образования и учителям биологии в качестве дополнительного материала к содержанию учебника
null 34.docx
Тема занятия: «Основные пути приспособленности  организмов к среде обитания» Л Тема занятия: «Основные пути приспособленности  организмов к среде обитания» Задачи занятия: Образовательные: расширить   знания   учащихся   о   многообразии   и   относительной приспособленности  организмов к среде и условиям обитания; продолжить   формирование   умений   объяснять   причины   возникновения различных приспособленностей организмов к окружающей среде, определять их относительность. Развивающие:  развивать   умения   анализировать,   синтезировать,   обобщать, делать выводы. Практические:   научить   выявлять   приспособления   к   среде   и   условиям обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах). Воспитательные:  продолжить   формирование   интереса   к   изученному материалу   и   предмету,   показать   необходимость   бережного   отношения   к природе, умение видеть необычное вокруг себя. Используемые педагогические технологии,  методы и приемы Фронтальный   опрос,   работа   в   малых   группах,   метод   учебной   работы   по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, лекция ­ визуализация. Время реализации занятия: 2 академических часа по 40 минут Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе занятия: Знания:   актуализация   знаний   о   формировании   приспособленности,   видах приспособленностей   организмов,   закрепление биологический   терминологии  (адаптация,  приспособленность,  среды  жизни,   факторах   эволюции; условия обитания). Умения:   приобретение   практических   умений   определять   виды   и   типы приспособлений   организмов   к   среде   и   условиям   обитания,   выявлять   их относительность;   сравнивать   биологические   объекты   и   делать   выводы   на основе сравнения. Навыки:   использование   приобретенных   знаний   и   умений   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни   для   соблюдения   правил   поведения   в природе, внимательного отношения  и бережного отношения к ней. Оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   мультимедийная презентация. Ход и содержание занятия.  Организационный момент (2 мин.) Приветствие обучающихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1).  Актуализация   опорных   знаний   и   действий   обучающихся, необходимых для решения поставленных задач занятия (8 мин.). Педагог выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем занятии (фронтальный опрос). Педагог. 1.   Давайте   вспомним,   что   мы   узнали   на   предыдущем   занятии.   Ребята, посмотрите   на   экран   (слайд   2),   прочитайте   определения,   закончите   его   и объедините их в один термин. Ответ:   биотический,   антропогенный   и   абиотический   факторы.   Все   это экологические факторы. Педагог. Правильно, молодцы. Любые   свойства   и   компоненты   внешней   среды   оказывающее   влияние   на организмы, называют экологическими факторами. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Что еще? ­ концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. 3.   Выполните   задание:   распределите   факторы   на   3   группы:   биотические, абиотические и антропогенные (слайды 3 и 4). 4. Ответьте на следующие вопросы: ­что такое среда  обитания? Приведите примеры ­что называют условиями  обитания?   Изучение нового материала (20 минут).     Как вы думаете, а можно ли по внешнему виду определить, к какой среде обитания   приспособлены   организмы?   Представьте   себе,   что   к   вам   попал дневник   одного   известного   биолога,   который   был   в   экспедиции   на неизведанном   острове.   Но   записи   о   поведении   и   среде   обитания   тех животных,   которых   он   там   обнаружил,   не   сохранились.   Давайте   по фотографиям попробуем с вами определить, какие черты приспособленности есть у этих организмов (слайд 5). Обучающиеся должны прийти к выводу, что все   4   организма   приспособлены   к   водной   среде   обитания,   но   все   имеют разные   приспособления.   После   короткой   беседы   педагог   вместе   с обучающимися приходит к перечислению основных приспособлений к водной среде обитания (слайд 6). К   ним   относятся:   особенная   форм   клюва, помогающая ловить рыбу водоплавающим птицам, наличие перепонок на их лапках,  обтекаемая форма тела и наличие слизи на чешуе у рыб.  Итак:  различные   особенности   поведения,   строения,   помогающие   им приспособиться к определенным условиям среды, и называются адаптациями.  На   сегодняшнем   занятии   мы   и   рассмотрим,   почему   и   как   у   живых организмов они возникают. Мы узнаем (слайд 7):     • Какие существует классификации  адаптаций? • Каков механизм  возникновения адаптаций? • В чём заключается относительность адаптаций? • Под влиянием каких факторов эволюции  происходит появление адаптаций?    Какими   же   бывают   адаптации?   (слайд   8).   На   слайде   представлена   классификация:   морфологические   (адаптации,   которые   проявляются   в особенностях строения  организмов), поведенческие (особенности поведения, помогающие   организму   выжить), функционирования организмов).     физиологические   (особенности       Далее педагог рассказывает о конкретных примерах всех перечисленных выше адаптаций, сопровождая рассказ иллюстрациями животных на слайдах презентации (15 минут).          Особое внимание при изучении морфологических адаптаций уделяется   предостерегающая, различным   типам   приспособительной   окраски: расчленяющая,   покровительственная   (слайды   9­15).   Интересным   примером морфологических   адаптаций   является   мимикрия   —   подражание незащищенных организмов — защищенным (ядовитым, несъедобным). Кроме того, интересным является маскировка настоящих глаз «ложными»  ­  на теле животного появляется рисунок, имитирующий глаза, что позволяет обмануть естественных врагов (слайды 16­26).   Тестирование (10 минут)    Далее обучающиеся выполняют тестирование, направленное на закрепление новых знаний, полученных в ходе занятия. Педагогу оно позволяет получить промежуточные результаты усвоения новых знаний (слайды 27­34).  Перерыв (10 минут)  Групповая работа (15 минут) Обучающиеся делятся на 3 группы (по желанию или по рекомендации педагога). Каждой группе дается одно из следующих заданий: найти примеры приспособленности   животных   к   условиям   недостатки   влаги   (1   группа), сравнить   строение   ветро­   и   насекомоопыляемых   растений   (2   группа)   и примеры приспособлений растений к обитанию в условиях засухи (3 группа). По итогам работы каждой группы происходит обмен собранной информацией.  Выполнение   упражнений   на   закрепление   полученных   знаний   (15 минут) Обучающиеся опять делятся на 3 группы, но состав групп меняется. Упражнения для 1 группы: 1. Известно,   что   температура   тела   песца   всегда   постоянна   (38,6   °С). Перечислите   приспособления,   помогающие   песцу   удерживать   постоянную температуру тела. Ответ:   шерсть,   подкожный   жир,   испарение   воды   с   поверхности   языка   и потовых  желез, расширение и сужение просвета  сосудов (физиологическая адаптация), поведенческая терморегуляция.  2. Клесты выводят птенцов зимой. Почему? Ответ:   семена   хвойных   пород­основного   корма   для   птенцов­созревают   в феврале. 3. Как вы думаете, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы? Ответ: они так греются: температура воды (+4 °С) выше, чем воздуха, и при нырянии на перьях оттаивают льдинки. Упражнения для 2 группы: 1. Можно   ли   бактерий,   постоянно   обитающих   в   горячих   источниках гейзеров   (при   температуре   около   70   °С),   назвать   гомойотермными организмами? Ответ: нет, они не могут поддерживать эту постоянную температуру, если изменится температура воды в источнике. 2. Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглы год в городе. Ответ:   Грачи,   вороны,   утки   —   кряквы.   У   них   появилась   возможность питаться:   увеличилось   число   помоек   и   свалок,   появились   незамерзающие водоемы. 3. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи них, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, ­ в сумерки. Ответ:   для   лягушек   важно,   чтобы   кожа   оставалась   мокрой,   иначе   они   не смогут полноценно дышать. Вблизи водоемов опасности пересыхания нет, а вот на лугах и в траве лягушка может находиться только во влажные периоды суток­вечером и утром. Упражнения для 3 группы: 1. Можно   ли   ящерицу,   нагревшуюся   на   солнце   до   39   С,   назвать теплокровной? Ответ: нет, они не могут самостоятельно поддерживать эту температуру. 2. У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) — нет. Предложите объяснение данного явления. Ответ:   жир   —   источник   энергии,   поэтому   жирное   молоко   имеется   у   тех млекопитающих,   детеныши   которых   не   укрыты   в   специальных   убежищах, кормятся не регулярно с большими перерывами (зайцы, некоторые копытные, тюлени) или обитают в холодных условиях (например, в воде).  3. Объясните,   почему   в   холодных   частях   ареала   чаще   можно встретить   темноокрашенных   рептилий,   в   отличие   от   теплых   регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные, а на юге — светлоокрашенные. Ответ: черный цвет лучше всего поглощает солнечный цвет, поэтому темная гадюка быстрее нагревается и становится активной, что в холодных условиях особенно важно.                   Как   же   образуются   различные   адаптации   у   живых   организмов? Возникают мутации, и если они оказываются полезными для организма, он передает их потомкам. Это происходит в результате естественного отбора.  Выполнение   электронного   тестирования   «Организм   и   среда обитания» (5 минут) Тестирование выполняет каждый обучающийся индивидуально.  Рефлексия, подведение итогов занятия  (5 минут) Что   на   занятии   показалось   вам   интересным?   Что   особенно   понравилось? Узнали ли вы что­нибудь полезное для себя? Опишите свое настроение одним словом.

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания

Основные пути приспособленности организмов к среде обитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2018