Основы фракталов и их компьютерные модели
Оценка 4.7

Основы фракталов и их компьютерные модели

Оценка 4.7
docx
17.04.2020
Основы фракталов и их компьютерные модели
Основы фракталов и их компьютерные модели.docx

ОСНОВЫ ФРАКТАЛОВ И ИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация: в данной работе исследуются фрактальные структуры, проводится анализ их свойств и создаётся компьютерная программа для их построения.

Ключевые слова: фрактал, фрактальная размерность, самоподобие, L-системы.

Изучая геометрию, мы зачастую приходим к выводу, что она часто бывает излишне «сухой» и «правильной».

Прямые, фигуры, теоремы, леммы и т.д. – все чётко, правильно, прямо. А так ли все правильно и строго в реальном мире? Нет! Облака – отнюдь не сферы, береговые линии нельзя описать гладкой кривой…

Рассмотрев большое число природных объектов, мы можем утверждать, что многие из них настолько «нестандартны», что, по сравнению с со стандартной геометрией, – природа обладает не просто большей сложностью, а сложностью совершенно иного уровня. В таких случаях, на помощь нам приходит фрактальная геометрия.

Цель нашего исследования – понять какими законами теории фракталов можно описать реальные природные объекты и, если таковые найдутся, попытаться создать на их основе компьютерную модель.

В начале исследования нами была рассмотрена береговая линия Северной Двины в близи города Котласа с использованием сервиса Яндекс.Карты.

Первоначально мы измерили её длину в масштабе 1см:3км. Расстояние от автомобильного моста до точки слияния Северной Двины и Вычегды составило 7км 60м (рис.1). При уменьшении масштаба до 1см:500м расстояние увеличилось до 7км 120м, при масштабе 1см:35м длина между этими точками составила уже 7км 340м. (рис.2)

Рис. 1

Рис. 2

Т.е., по мере того, как мы уменьшаем масштаб, длина береговой линии увеличивается, и объективного предела уменьшению масштаба (и, тем самым, увеличению длины береговой линии) просто не существует; мы вынуждены были признать, что эта линия имеет бесконечную длину.

Из геометрии нам известно, что традиционные геометрические объекты имеют целочисленную размерность (степень уравнения для его описания): линия одномерна, плоская поверхность двумерна и т.д.

Изучая литературу по данной теме мы пришли к выводу, что линии, подобные береговой выходят за одномерного пространства, частично заполняя двумерное. Т.е. их размерность (D):

.

Иными словами, это дробь. Учёные называют коэффициент D фрактальной размерностью. Слово фрактал происходит от латинского слова fractal – дробный, нецелый. [2]

Одним из основных свойств является свойство самоподобия. Изучим, в чём оно заключается.

Самоподобная геометрическая фигура может быть поделена на части, каждая из которых будет представлять, по крайней мере, приблизительно, уменьшенную копию целого. Т.е. фрактал – это такой объект, для которого не важно, с каким усилением его рассматривать в увеличительное стекло, при всех его увеличениях структура остаётся одной и той же.

При дальнейшем исследовании, мы выяснили, что фракталы делятся на группы. Основные из них – геометрические и алгебраические. [2]

Ввиду достаточной сложности математического описания и построения алгебраических фракталов, дальнейшее исследование было направлено только на геометрические.

Этот тип фракталов получается путём простых геометрических построений. Обычно при построении этих фракталов используется «затравка» (аксиома) – набор отрезков, на основании которых будет строиться фрактал. Далее к этой «затравке» применяют набор правил, который преобразует её в какую-либо геометрическую фигуру. Далее к каждой части этой фигуры применяют опять тот же набор правил и т.д. С каждым шагом фигура будет становиться все сложнее и сложнее, сохраняя свойство самоподобия. [1]

Далее мы приступили к реализации алгоритма построения геометрического фрактала. Сам алгоритм был описан следующим образом:

1.          нарисовать фигуру,

2.          части фигуры заменить на уменьшенные копии этой фигуры,

3.          повторить второй шаг.

Для компьютерной реализации был выбран метод L-систем, при котором движение строится пошагово относительно текущей точки и каждое единичное движение заменяется на весь рисунок. [1]

Для создания программы по такому принципу идеально подойдёт среда исполнителя «Чертёжник».

Нами были реализованы 2 фрактала: дерево Пифагора и фрактал «Ветка». (рис.3)

Я - атеист. - Sarapul.Ru - Страница 13

Рис. 3

Как видите, созданные фракталы достаточно близко повторяют реальные природные объекты.

Фракталы очень широко используются в создании компьютерных изображений. Кроме того, их можно применять в моделировании структур, имеющих признаки самоподобия (кровеносная система человека, например).

Список литературы:

1.     Морозов А.Д. Введение в теорию фракталов. – М., 2002. – 389 c.

2.     Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М., 2002. – 666 c.


 

3.     Скачано с www.znanio.ru

ОСНОВЫ ФРАКТАЛОВ И ИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ОСНОВЫ ФРАКТАЛОВ И ИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

Рис. 1 Рис. 2 Т.е., по мере того, как мы уменьшаем масштаб, длина береговой линии увеличивается, и объективного предела уменьшению масштаба (и, тем самым, увеличению…

Рис. 1 Рис. 2 Т.е., по мере того, как мы уменьшаем масштаб, длина береговой линии увеличивается, и объективного предела уменьшению масштаба (и, тем самым, увеличению…

Иными словами, это дробь. Учёные называют коэффициент

Иными словами, это дробь. Учёные называют коэффициент

Для компьютерной реализации был выбран метод

Для компьютерной реализации был выбран метод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020