Основы христианской нравственности
Оценка 5

Основы христианской нравственности

Оценка 5
docx
11.01.2021
Основы христианской нравственности
основы христ. нр. (по учебнику).docx

Согласовано                                                                 Утверждаю

_________________                                                     ________________________

Настоятель храма                                                        Директор воскресной

Рождества Христова                                                   учебно-воспитательной группы

      с.Иловай- Рождественское                                         храма Рождества Христова

протоиерей  Сергий Баев                                            п. Первомайский

«__»__________2015 года                                           Мещерякова  Екатерина Юрьевна

                                                                           «__»__________2015 года

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

вероучительного предмета

«Основы христианской нравственности»

(начальная ступень)

3-й и 4-й год обучения

 

 

 

 

 

                                    Автор-разработчик: Мещерякова Екатерина Юрьевна

 

п. Первомайский

Пояснительная записка

       «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» включает в числе базовых вероучительных предметов «Основы христианской нравственности». Предмет этот занимает особое и очень важное место в системе учебно-воспитательной деятельности, которое определяется его практической направленностью. «Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, - пишет святитель Феофан Затворник, - то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой – тому, что должен  делать сам человек, чтобы улучить спасение. Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину».

       Главная задача современной воскресной школы состоит не только в том, чтобы передать учащимся знания о Боге, мире и человеке, но и сформировать у них умение применять полученные знания в духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

       «Основы христианской нравственности»  - предмет начальной ступени учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в детских воскресных школах. Согласно «Стандарту…» начальная ступень обучения охватывает четырехлетний период и ориентирована на детей младшего школьного возрасти(от 7 до 11 лет). «Основы христианской нравственности» преподаются на третьем (возраст детей 9 – 10 лет) и четвертом (возраст 10 – 11 лет) годах обучения. Фактически это предмет, завершающий начальную ступень, и поэтому к нему предъявляются особые требования, состоящие в необходимости обобщений и выделении главного из того, что дети узнали за весь предшествующий период обучения. Такой подход, с одной стороны, способствует систематизации полученных знаний, а с другой, позволяет делать определенные выводы о том, для чего эти знания нужны.

       В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности.

      К десятилетнему возрасту, ребенок ясно различает добро и зло, разбирается в том, что для него приемлемо и что неприемлемо. Когда ребенок поступает плохо,  он испытывает чувство вины и отделения от Бога. Это приводит к желанию покаяться, получить прощение, а вместе с ним и чувство воссоединения с Богом. Он все еще остается доверчивым, но ищет доказательств и определенности. Так как ребенок осознает свои собственные ошибки, то он стремится к духовной безопасности, которую может найти, если примет Господа Иисуса Христа своим Спасителем. Он обладает чуткой совестью и желанием быть послушным.

       В этом возрасте ребенка надо научить правильно, ориентироваться в духовной жизни. В первый год преподавания курса «Основы христианской нравственности» главное внимание следует уделить разъяснению причины существования в мире добра и зла и необходимости для человека выбора добра для достижения подлинного счастья, возможного только в свободном союзе с Богом.

       Необходимо показать, что влечение к добру дано человеку от рождения. Этот особый дар связан с тем, что человек сотворен по образу Божию. Образ Божий имеется в душе каждого человека, и для каждого человека характерна потребность поступать нравственно. А это значит, что в мире существует всеобщий нравственный закон, который указывает человеку, что такое добро и что такое зло. «Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком, как капитан кораблем или как наездник лошадью», - пишет святитель Иоанн Златоуст. О присутствии в человеке естественного нравственного закона каждому говорит его совесть. Совесть является носительницей и выразительницей этого закона.

      Необходимо разъяснить, что зло Богом не сотворено. Зло – результат свободного выбора разумных существ между быть с Богом или удалиться от Него. Зло возникло в мире ангельском  (падение десницы), а затем, зависть дьявола, вошло и в мир земной ( грехопадение Адама).

      Необходимо раскрыть понятие греха как отпадение от Бога через нарушение нравственного закона и непослушание воле Божией, а также понятие покаяния как возвращение проводить жизнь в согласии с волей Божией.

      Необходимо показать, что после грехопадения для человека недостаточно естественного нравственного закона, поэтому в помощь немощной совести ему дан Богооткровенный нравственный закон. Этот закон  указывает истинные пути жизни, ведущие человека к уяснению воли Божией, исправлению и возрождению к новой жизни в союзе с Богом.

      Ключевые понятия первого года преподавания курса «Основы христианской нравственности»: нравственность, нравственный закон, совесть, грех, покаяние, Богооткровенный закон, Декалог (заповеди Моисея), Евангельский закон, заповеди блаженства.

      В десятилетнем возрасте у ребенка продолжает складываться формально – логическое мышление, аналитико-синтетический тип деятельности. Он уже может понимать законы причины и следствия и обладает историческим чувством времени.  Поэтому ребенок должен быть убежден и уверен в истине. Он судит о том, что видит и слышит, хорошо мыслит и понимает абстрактные идеи.

      Детям этого возраста присуще уникальное единство эмоциональной отзывчивости, любознательности и одновременно способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Однако преобладающей становится потребность не столько в практической религии с библейскими святоотеческими основаниями добра и зла. Такие особенности учащихся младшего школьного возраста позволяют использовать в качестве основного дидактического приема обращение к Евангельским текстам и житийной литературе.

      Что касается изложения основ христианского нравоучения в теоретическом плане, то здесь необходимо проводить связь между конкретными религиозными понятиями, изученными ранее, и более общими: спасение, вера, любовь, милосердие и т.п.

      Главным содержанием второй части курса «Основы христианской нравственности» является знакомство с такими важными понятиями, как христианская добродетель и обязанности христианина.

       Необходимо раскрыть понятие добродетели как нравственных  поступков человека, которые согласны с Божественным нравственным законом. Добродетельная жизнь сближает нас с Господом, делает похожими на Него, подобными Ему.

      Необходимо показать, что добродетельным человеком может считаться лишь тот, кто имеет любовь к добрым делам, кто все свои добрые дела посвящает Христу, творит их во имя Его. Для этого нужно иметь доброе расположение сердца или навык к добру. Чтобы такой навык появился, необходимо понуждать себя к добру. Отсюда ясно, что у каждого христианина, желающего спасения, в этом мире должны быть обязанности. Исполняя их, христианин развивается, совершенствуется. В результате добрые расположения сердца становятся для него естественными. А душа раскрывается для жизни с Богом. Говоря об обязанностях христианина, следует обращать внимание на то, что эти обязанности вытекают из любви к Богу, которая немыслима без веры в Него и надежды на Его безграничную милость.

       Ключевые понятия второго года преподавания курса «Основы христианской нравственности»: добродетель, подвиг, святость, Промысл Божий, вера, надежда, любовь, смирение, богопочитание, молитва, исповедание, веры, милосердие.

Цели преподавания и предметные результаты изучения курса

«Основы христианской нравственности»

       Преподавание курса «Основы христианской нравственности» направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание учащегося как личности, несущей в себе образ Божий;

·        формирование христианских представлений о добре и зле, добродетели и грехе, свободе и ответственности;

·        формирование представлений о духовной жизни христианина;

·        привитие навыков христианского благочестия;

·        формирование и развитие таких личностных добродетелей, как смирение, послушание, терпение, мужество, милосердие, справедливость, трудолюбие;

·        формирование и развитие навыков доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другим людей;

·        воспитание личности, способной к жертвенному служению Богу и людям;

·        формирование и развитие навыков неприятие зла, способности различения греха и противостояния ему;

·        формирование и развитие нравственного самосознания, личной ответственности за свои поступки;

       Предметными результатами изучения курса «Основы христианской нравственности» являются:

·        представление о нравственности, нравственном законе и добродетели;

·        осознание необходимости добродетельной жизни и устремленности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженному в личности Господа Иисуса Христа;

·        знание положений Декалога и заповедей блаженства, понимание их актуальности в современном мире;

·        осознание единства прав, обязанностей и нравственного достоинства христианина;

·        представление об основах духовной (внутренней) жизни христианина;

·        умение применять знания в жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

 

Область использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

      Преподавание курса «Основы христианской нравственности» направлено на формирование умения применять приобретенные знания в следующих областях:

·        нахождение смысла своей жизни в союзе с Богом;

·        самостоятельное молитвенное общение с Богом;

·        совершение добродетельных поступков;

·        выявление и осознание собственных греховных поступков;

·        подготовка к исповеди;

·        осмысленное участие в Таинствах Покаяния и Причастия;

·        противостояние проявлению зла и в самом себе.

Общие методические рекомендации

       В настоящее время слово «нравоучение» подчас воспринимается детьми как отрицательное. Поэтому в самом начале курса необходимо обратить внимание детей на понятие «нравственность».

      Нравственность – это то, что свойственно нам по нраву, что заложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, с радостью.

     Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Говоря о грехах, учителю необходимо учитывать возраст детей.

       Важно подчеркнуть, что нравственное учение – сердцевина христианства. Это то, чему Господь Иисус Христос учил народ, прежде всего. Именно по нравственному учению судят люди о христианстве. И именно о нашем нравственном поведении спросит нас Господь на Страшном Суде (см.: Мф. 25, 31 – 46).

       Перед преподавателем курса «Основы христианской нравственности» стоит весьма трудная задача: помочь детям избежать «двойного стандарта»: церковного мировоззрения, с одной стороны, и нерелигиозных, а то и антирелигиозных взглядов, нередко навязываемых светской школой, средствами массовой информации и т.д., с другой.  Если пропустить этот важный момент религиозного воспитания, в душе детей может надолго воцариться двойственность; то, как мы верим, думаем, говорим в храме – это одно, а то, что мы думаем и делаем в жизни – другое.

      Сложность нравственного воспитания детей 9 – 11 лет состоит и в том, что все в большей степени важной для них становиться потребность быть понятыми в среде сверстников. Вместе с тем они уже могут осознать, что грех – это не просто нарушение правил, а разрушение отношений с Богом. И это является основой для формирования чувств личной нравственной ответственности.

       Дети нуждаются в героях для подражания, поэтому так важно, излагая нравственные ценности, рассказывать о тех людях, которые могут своим примером вдохновлять на совершение нравственных поступков. Очень уместно прививать детям привычку к домашнему чтению Евангелия и житий святых.

      Особенностью настоящего пособия является его многофункциональность. Педагог может заимствовать из него как полные сценарии уроков, так и использовать их частично, встраивая в собственный план урока.

       Пособие имеет автономный характер, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Однако может использовать и в сочетании с другими методическими материалами.

      Авторы выражают надежду, что эта книга не обманет ожиданий преподавателя и поможет в педагогической деятельности.

Учебно-тематический план курса

«Основы христианской нравственности»

 

      Общий объем: 42 часа. В том числе: первый год – 14 часов, второй год – 28 часов.

       Тема первого года обучения: Нравственный закон Божий (14 часов). Темы второго года обучения: Христианские добродетели (12 часов). Жизнь христианина (16 часов).

Раздел, урок.

Количество часов

3 –й класс. Часть I. Нравственный закон Божий

 

 

Раздел 1. Нравственность и нравственный закон Божий

Урок 1. Человек – любимое творение Бога

Урок 2. Что такое христианская нравственность

Урок 3. Нравственный закон

Урок 4. Совесть

 

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

Раздел 2. Грех и покаяние

Урок 5. Что такое грех

Урок 6. Что такое грех

Урок 7. Грех и свобода

Урок 8. О покаянии. Притча о блудном сыне

Урок 9. Притча о блудном сыне (продолжение)

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

Раздел 3. Богооткровенный закон

Урок 10. Что такое Богооткровенный закон

Урок 11. Десять заповедей

Урок 12. Евангельский закон

Урок 13. Заповеди Блаженства

Урок 14. Заповеди Блаженства (продолжение)

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

Итого:                                                                                   14

7

7

4 –й класс. Часть II. Христианские добродетели

 

 

Раздел 1. Христианская добродетель

Урок 1. Что такое добродетель

Урок 2. Что такое добродетель (продолжение)

Урок 3. Жизнь христианина как подвиг

Урок 4. Господь Иисус Христос – образец добродетельной жизни

Урок 5. О подражании Господу Иисусу Христу. Святость

Урок 6. Единство и многообразие добродетели Преподобный Алексий, человек Божий

 

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

Раздел 2. Главные христианские добродетели

Урок 7. Начало всех добродетелей – смирение Преподобный Сергий Радонежский

Урок 8. Вера – основание добродетели Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

Урок 9. Христианская надежда

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Урок 10. Промысел Божий и выбор христианина

Преподобный Серафим Вырицкий

Урок11. Терпение и мужество – краеугольные камни добродетели

Святитель Лука (Войно – Ясенецкий)

Урок 12. Любовь – вершина добродетели

Апостол Иоанн Богослов

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

4 –й класс. Часть III. Жизнь христианина

 

 

Раздел 1. Обязанности христианина перед Богом

Урок 1.Богопочитание

Преподобный Феодосий Печерский

Урок 2. Богопознание

Блаженная Матрона Московская

Урок 3. О молитве

Урок 4. О молитве (продолжение)

Урок 5. Жизнь христианина в Церкви

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Урок 6. Исповедание веры

Священномученик Иларион (Троицкий)

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

Раздел 2. Служение ближним и любовь

Урок 7. Христианская справедливость

Святой благоверный князь Даниил Московский

Урок 8. Христианское милосердие

Святитель Иоанн Милостивый

Урок 9. Христианская семья

Святые царственные страстотерпцы

Урок 10. Христианская любовь к Отечеству

Святой праведный воин Феодор Ушаков

Урок 11. Общественное служение христианина

Святой благоверный князь Александр Невский

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

Раздел 3. Самосовершенствование христианина

Урок 12. Забота христианина о своей душе. Воспитание ума. Святитель Димитрий Ростовский

Урок13. Воспитание воли христианина

Преподобный Савватий Соловецкий

Урок 14. Сердце христианина

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Урок 15. Труд  христианина

Преподобный Серафим Саровский

Урок 16. Забота христианина о своем теле

Святые бессребреники Косма и Дамиан

 

0,5

 

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

Итого:                                                                                    28

14

14

Всего:                                                                                    42          

21

21

Основное содержание программы

вероучительного предмета

«Основы христианской нравственности»

Часть I. Нравственный закон Божий

Раздел 1. Нравственность и нравственный закон Божий

Урок 1. Человек – любимое творение Бога

Теория. Бог- Творец. Что побудило Бога к творению человека.

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского «Размышления маленького христианина о человеке»

Урок 2. Что такое христианская нравственность.

Теория. Что такое христианская нравственность. Нравственный и безнравственный поступок.

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа М А Андрианова «Полезное волшебство»

Урок 3. Нравственный закон

Теория. Нравственный закон – сердцевина христианского учения. Всеобщность нравственного закона.

Практическая часть.  «Народная мудрость (пословицы)». Чтение и обсуждение рассказа Б. А. Ганаго «Улыбка»

Урок 4. Совесть

Теория.  Совесть – основа нравственного закона.

Практическая часть. Пословицы. Чтение и обсуждение рассказа П. В. Засодимского «Гришина милостыня»

Раздел 2. Грех и покаяние

Урок 5. Что такое грех

Теория. Грех – это нарушение нравственного закона.  Искушение. Поступок.

Практическая часть. Игра «Ассоциации».  Чтение и обсуждение рассказа Б А Ганаго «Святой Георгий Победоносец».

Урок 6. Что такое грех

Теория. Первородный грех, подобие Богу, утрата подобия Богу, заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла. Соблазн

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа М.А.Андрианов «Украденный ножик»

Урок 7. Грех и свобода

Теория. Грех. Заблуждение. Раскаяние. Покаяние. Выбор. Ответственность. Свобода.

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа В. А. Осеева «В одном доме»

Урок 8. О покаянии. Притча о блудном сыне

Теория. Покаяние – возвращение человека к Богу. Прощение. Притча. Христианский подвиг.

Практическая часть. Игра «Тайна слова». Чтение и обсуждение притчи «О заблудшей овце» и «О потерянной драхме», «О блудном сыне».

Урок 9. Притча о блудном сыне (продолжение)

Теория. Покаяние. Прощение. Послушание. Зависть. Божественная любовь.

Практическая часть. Чтение и обсуждение стихотворения В. И. Аскоченский «Блудный сын»

Раздел 3. Богооткровенный закон

Урок 10. Что такое Богооткровенный закон

Теория. Ветхий завет. Новый завет. Откровение. Богооткровенный нравственный закон.

Практическая часть. Чтение и обсуждение отрывка из ветхозаветной книги Исход о даровании богоизбранному еврейскому народу закона.

Урок 11. Десять заповедей

Теория. Закон Завет Заповедь Богооткровенный закон

Практическая часть. Чтение и обсуждение « Десяти заповедей»

Урок 12. Евангельский закон

Теория. Ветхий завет. Новый Завет, блаженство, любовь.

Практическая часть. Десять новозаветных заповедей блаженства. Чтение и обсуждение рассказа Б. А. Ганаго «Велосипед»

Урок 13. Заповеди Блаженства

Теория. Блаженный, нищета духовная, кротость, правда, милость.

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказов Благодатное утешение» и «Слово о старце Серапионе », И. Н. Захарьин «Божественная кротость»

Урок 14. Заповеди Блаженства (продолжение)

Теория. Чистота сердца, миротворчество, гонение за правду

Практическая часть. Чтение и обсуждение стихотворения Святителя Иннокентия

Херсонского «Не унывай», рассказа из жития Преподобного Макария Египетского.

4 –й класс. Часть II. Христианские добродетели

Раздел 1. Христианская добродетель

Урок 1. Что такое добродетель

Теория. Добродетель. Фарисейство. Лицемерие. Ханжество. Добродетельная жизнь. Божия благодать   

Практическая часть. Чтение и обсуждение притчи «О мытаре и фарисее»

Урок 2. Что такое добродетель (продолжение)

Теория Христианская добродетель,  стремление человека к добру.

Практическая часть. Святоотеческая мудрость. Чтение и обсуждение притчи из Древнего Патерика «О том, что не надо унывать, но – трудиться по мере сил».

Урок 3. Жизнь христианина как подвиг

Теория. Христианский подвиг, добродетельная жизнь, покаяние.

Практическая часть. Чтение и обсуждение притчи «О богаче и Лазаре», изречений преподобного аввы Дорофея.

Урок 4. Господь Иисус Христос – образец добродетельной жизни

Теория. Образец добродетели – Иисус Христос ,путь к Богу, Образ Господа

Практическая часть. Чтение и обсуждение стихотворения А. Н. Плещеева «Учитель»

Урок 5. О подражании Господу Иисусу Христу. Святость

Теория. Святость, подражание Спасителю, благодать.

Практическая часть. Чтение и обсуждение выдержки из Священного Писания о необходимости подражания Иисусу Христу, притчи Протоиерея Григория Дьяченко «Святая тень».

Урок 6. Единство и многообразие добродетели Преподобный Алексий, человек Божий

 Теория. Добродетель едина и неразделима самоотверженность

Практическая часть. Чтение о Преподобном Алексии, человеке  Божием. Обсуждение прочитанного.

Раздел 2. Главные христианские добродетели

Урок 7. Начало всех добродетелей – смирение Преподобный Сергий Радонежский

Теория. Смирение, самоотверженность,  терпение мужество .

Практическая часть. Чтение и обсуждение притчи монаха Варнавы (Санина) «Сила смирения», «Житие преподобного Сергия Радонежского».

Урок 8. Вера – основание добродетели Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

Теория. Вера – основа всей духовной жизни христианина. Святые мученики.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святых Веры Надежды Любви и матери их Софии.

Урок 9. Христианская надежда

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Теория. Просвещение, первоучитель, упование на Бога.

Практическая часть.  Чтение и обсуждение жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Урок 10. Промысел Божий и выбор христианина

Преподобный Серафим Вырицкий

Теория. Пути Божьего Промысла, выбор христианина.

Практическая часть.  Чтение и обсуждение жития преподобного Серафима Вырицкого .

Урок11. Терпение и мужество – краеугольные камни добродетели

Святитель ялука (Войно – Ясенецкий)

Теория. Добродетель терпения, добродетель мужества.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Урок 12. Любовь – вершина добродетели

Апостол Иоанн Богослов

Теория. Благоговение, послушание,  истинная христианская любовь к Богу, жертвенная и самоотверженная любовь.

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа Н. И. Смоленского «Апостол Любви»

Раздел 1. Обязанности христианина перед Богом

Урок 1.Богопочитание

Преподобный Феодосий Печерский

Теория. Особые обязанности христиан, страх Божий, долг, благоговение.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития Преподобного Феодосия Печерского.

Урок 2. Богопознание

Блаженная Матрона Московская

Теория. Богопознание, «жить с Богом». Богомыслие.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святой блаженной Матроны Московской.

Урок 3. О молитве

Теория. Молитвенное правило

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа Н. И. Смоленского «Веруй и молись»

Урок 4. О молитве (продолжение)

Теория. Искренняя молитва

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа  «Разговор с Богом», притчу А. Суздальского «Свечечка»

Урок 5. Жизнь христианина в Церкви

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Теория. Общественная молитва, богослужение, Божественная Литургия, Таинство Евхаристии ,        Таинство Покаяния,  Причастие

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святого праведного Иоанна Кронштадского.

Урок 6. Исповедание веры

Священномученик Иларион (Троицкий)

Теория. Исповедание веры, проповедник, мученики и исповедники Церкви

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития Священномученника Илариона (Троицкого).

Раздел 2. Служение ближним и любовь

Урок 7. Христианская справедливость

Святой благоверный князь Даниил Московский

Теория. Любовь к Богу, Любовь к ближнему  праведность.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святого благоверного князя Даниила Московского.

Урок 8. Христианское милосердие

Святитель Иоанн Милостивый

Теория. Милосердие, благотворительность, доброжелательность, самоотверженность, бескорыстие,

Практическая часть. Чтение и обсуждение притчи  монаха Варнавы (Санина) «Милосердие», жития  Святителя Иоанна Милостивого

Урок 9. Христианская семья

Святые царственные страстотерпцы

Теория. Супружество. Таинство Венчания, христианская семья.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святые царственные Страстотерпцы»

Урок 10. Христианская любовь к Отечеству

Святой праведный воин Феодор Ушаков

Теория. Служение Отечеству  - христианский долг. Русский святые воины.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святой праведный воин Федор Ушаков»

Урок 11. Общественное служение христианина

Святой благоверный князь Александр Невский

Теория. Подвижничество, аскетизм, благочестие, общественное служение, христианские подвижники.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святой Благоверный князь Александр Невский»

Раздел 3. Самосовершенствование христианина

Урок 12. Забота христианина о своей душе. Воспитание ума. Святитель Димитрий Ростовский

Теория. Христианское воспитание ума, забота о своей душе.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святителя Дмитрий Ростовский»

Урок13. Воспитание воли христианина

Преподобный Савватий Соловетский

Теория. Обет. Воля христианина, обетование, зарок.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития преподобного Савватия Соловецкого

Урок 14. Сердце христианина

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Теория. Мученический подвиг. Связь души и сердца, благотворительность

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Преподобномученица Великая княгиня Елисавета»

Урок 15. Труд христианина

Преподобный Серафим Саровский

Теория. Духовный и телесный  труд христианина, молитва

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Преподобный Серафим Саровский»

Урок 16. Забота христианина о своем теле

Святые бессребреники Косма и Дамиан

Теория. Здоровое тело – храм Духа Святого, аскетизм, целитель, бессребреник.

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан»

Информационное и материально-техническое

обеспечение  учебно-воспитательного процесса

 

Для успешного преподавания курса необходимы определенные условия:

×          наличие учебного кабинета, учебной доски;

×          наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор, доступ к сети Интернет;

×          наличие учебных пособий: иллюстрированный материал, раздаточный материал;

×          видеозаписи, диски.

 

Учебная литература для педагога

 

×          Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории РФ. 2012 г.

1.     Андреев И. М. Православно – христианское нравственное богословие. – Джорданвиль, 1966.

2.     Нефедов Г., прот. Основы христианской нравственности. – М., 2008.

3.     Олесницкий М. А. Нравственное богословие. – Спб., 1907.

4.     Программа закона Божия для преподавателей церковно – приходских воскресных школ Ростовской епархии / Сост. Н. Режабек. Ростов – на Дону, 1999.

5.     Свешников В., прот. Очерки христианской этики: Учебное пособие. – М., 2001

6.     Феофан Затворник (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. – М., 2008

7.     Филарет (Вознесенский), свт. Конспект по нравственному богословию. – М., 1990

8.      Шиманский Г. И. Нравственное богословие. – Киев, 2005.

Литература для детей

1.     Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М., 1997.

2.     Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1997.

3.     Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997.

Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М.: Современник

Литература для родителей

1.     Детям о Православной вере, издание 2-е,  части I- IV. – СПб.: изд-во «Смирение», 2008.

2.     Закон Божий для семьи и школы. - СПб.: изд-во «Братство Новомученика Архиепископа Илариона Верейского», 2000.

3.     Основы Православной культуры и нравственности, ч. I, II. – М., 2003.

 

Форма контроля и оценки достижений воспитанников

Для получения результатов по вероучительному предмету  «Основы христианской нравственности» используется такая форма контроля и оценки, как собеседование. Дети обсуждают услышанное или прочитанное, иллюстрируют.  Желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создает реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. При этом обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).  

 

 

 


 

Согласовано

Согласовано

Пояснительная записка «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, в воскресных школах (для детей)

Пояснительная записка «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, в воскресных школах (для детей)

Господа Иисуса Христа своим Спасителем

Господа Иисуса Христа своим Спасителем

Детям этого возраста присуще уникальное единство эмоциональной отзывчивости, любознательности и одновременно способности овладевать определенными теоретическими знаниями

Детям этого возраста присуще уникальное единство эмоциональной отзывчивости, любознательности и одновременно способности овладевать определенными теоретическими знаниями

Богу и людям; · формирование и развитие навыков неприятие зла, способности различения греха и противостояния ему; · формирование и развитие нравственного самосознания, личной ответственности за…

Богу и людям; · формирование и развитие навыков неприятие зла, способности различения греха и противостояния ему; · формирование и развитие нравственного самосознания, личной ответственности за…

В настоящее время слово «нравоучение» подчас воспринимается детьми как отрицательное

В настоящее время слово «нравоучение» подчас воспринимается детьми как отрицательное

Основы христианской нравственности»

Основы христианской нравственности»

Урок 5. О подражании Господу

Урок 5. О подражании Господу

Раздел 2. Служение ближним и любовь

Раздел 2. Служение ближним и любовь

Теория. Что такое христианская нравственность

Теория. Что такое христианская нравственность

Теория. Покаяние. Прощение. Послушание

Теория. Покаяние. Прощение. Послушание

Теория Христианская добродетель, стремление человека к добру

Теория Христианская добродетель, стремление человека к добру

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святых равноапостольных

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития святых равноапостольных

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа «Разговор с

Практическая часть. Чтение и обсуждение рассказа «Разговор с

Теория. Служение Отечеству - христианский долг

Теория. Служение Отечеству - христианский долг

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святые бессребреники и чудотворцы

Практическая часть. Чтение и обсуждение жития «Святые бессребреники и чудотворцы

Форма контроля и оценки достижений воспитанников

Форма контроля и оценки достижений воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021