Основы мировых религиозных мировых культур
Оценка 4.8

Основы мировых религиозных мировых культур

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
21.01.2020
Основы мировых религиозных мировых культур
рабочая программа по предмету ОМК В 4 классах
ОРКСЭ 4 кл..docx

                                      1.Пояснительная записка

 

            Данная рабочая программа составлена на основе:

1.                  ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями).

2.                   Закона КБР от 24.04.2014 № 23- РЗ «Об образовании» с изменениями на 17.04.2017 г.Закон КБР от 16.01.1995 № 1- РЗ О языках народов  КБР (в редакции Законов КБР от 18.05.2001 N 38-РЗ, от 15.03.2003 N 33-РЗ, от 06.12.2003 N 108-РЗ, от 05.07.2005 N 46-РЗ, от 14.01.2006 N 4-РЗ, от 30.07.2007 N 62-РЗ, от 19.12.2011 N 120-РЗ, от 10.07.2013 N 54-РЗ, от 17.12.2013 N 83-РЗ, от 24.04.2014 N 23-РЗ) ,

3.                  Приказа Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов  Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 18 декабря 2012 г. N 1060 г., от 29 декабря 2014 г. N 1643 от 18 мая 2015 г. N 507)

4.                  Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

5.                  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10    «Санитарно-эпидемиологические требования к

       условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), с учётом последних изменений, внесённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

     6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г.    № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

 7. . Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных

областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и «Основы духовно-

нравственной культуры народов России».

 8.. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г.

№МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

 

9.  Приказа от 28.12.2018 года №345 Министерства просвещения России «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

10.              Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)  МКОУ «СОШ с. Красносельского», Приказ 96/1 от 23.08.2019 г.

11.              Устава МКОУ «СОШ с. Красносельского», утверждённого Постановлением главы местной администрации Прохладненского муниципального района КБР №74  14.03.2016г.

12.               Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МКОУ «СОШ с. Красносельского», утверждённого приказом 96/2 от 23.08.2019 г

13.              Авторской программы по ОРКСЭ  для 4 классов Беглов А.Л. 2010г.

         Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному    поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Данный вариант рабочей программы разработан для курса ОРКСЭ в 4 классе по УМК «Школа России».

 

1.                  Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5. классы. - М: Просвещение,2012.

 

В соответствии с  учебным планом в 4 классе на учебный предмет  «ОРКСЭ» отводится  34 часа из расчёта 1 часа в неделю при 34 рабочих неделях.

 

 

                                    2.Содержание  учебного предмета

 

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия

 

3.     Учебно -тематический планирование

п/п

Тема  программы

Количество часов

Количество

       уроков

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2

Основы религиозных культур

28

2-29

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

30- 34

 

4.                 Планируемые результаты усвоения учебного предмета

       Личностные результаты:

-                   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-                   формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-                   развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-                   воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-                   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-                   наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-                   Метапредметные результаты:

-                   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

-                   формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-                   адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-                   умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-                   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-                   овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-                   готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

            Предметные  результаты:

-                   знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-                   знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-                   формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-                   осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

                        Календарно-тематическое планирование                                    4 «Б» кл.

№ п/п

                                                   Тема уроков

Кол-во

уроков

План.

дата

Факт.

дата

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

                                                              1 четверть – 8 часов

1

Россия – наша Родина

1

05.09

 

                                    Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)

2-3

Культура и религия

2

12.09

19.09

 

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

26.09

 

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

03.10

 

6

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака

1

10.10

 

7

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

1

17.10

 

8

Хранители предания в религиях мира

1

24.10

 

 

                                     2 четверть – 8часов

 

 

 

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.      

1

07.11

 

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

1

14.11

 

11

Человек в религиозных традициях мира

1

21.11

 

12-13

Священные сооружения

2

28.11

05.12

 

14

Искусство в религиозной культуре

1

12.12

 

15

Искусство в религиозной культуре

1

19.12

 

16

Творческие работы ученика                                    

1

26.12

 

 

                                      3четверть –10 часов

 

 

 

17

Творческие работы ученика

1

16.01

 

18

История религий в России

1

23.01

 

19

История религий в России

1

30.01

 

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

06.02

 

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

13.02

 

22

Паломничества и святыни.

1

20.02

 

23

Праздники и календари

1

27.02

 

24

Праздники и календари

1

05.03

 

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. 

2

12.03

19.03

 

 

                                         4 четверть -8

 

 

 

27

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

02.04

 

28

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

09.04

 

29

Семья.

1

16.04

 

30

Долг, свобода, ответственность, труд

1

23.04

 

                  Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5часов)

31

Любовь и уважение к Отечеству.

1

30.04

 

32

Подготовка творческих проектов.

1

07.05

 

33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

14.05

 

34

Выступление учащихся со своими творческими работами

Презентация творческих проектов

1

22.05

 

 

 

                        Календарно-тематическое планирование                                  4 «А» кл.

№ п/п

                                                   Тема уроков

Кол-во

уроков

План.

дата

Факт.

дата

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

                                                              1 четверть – 8 часов

1

Россия – наша Родина

1

06.09

 

                                    Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)

2-3

Культура и религия

2

13.09

20.09

 

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

27.09

 

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

04.10

 

6

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака

1

11.10

 

7

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

1

18.10

 

8

Хранители предания в религиях мира

1

25.10

 

 

                                     2 четверть – 8часов

 

 

 

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.      

1

08.11

 

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

1

15.11

 

11

Человек в религиозных традициях мира

1

22.11

 

12-13

Священные сооружения

2

29.11

06.12

 

14

Искусство в религиозной культуре

1

13.12

 

15

Искусство в религиозной культуре

1

20.12

 

16

Творческие работы ученика                                    

1

27.12

 

 

                                      3четверть –10 часов

 

 

 

17

Творческие работы ученика

1

17.01

 

18

История религий в России

1

24.01

 

19

История религий в России

1

31.01

 

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

07.02

 

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

14.02

 

22

Паломничества и святыни.

1

21.02

 

23

Праздники и календари

1

28.02

 

24

Праздники и календари

1

06.03

 

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. 

2

13.03

20.03

 

 

                                         4 четверть -8

 

 

 

27

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

03.04

 

28

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

10.04

 

29

Семья.

1

17.04

 

30

Долг, свобода, ответственность, труд

1

24.04

 

                  Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5часов)

31

Любовь и уважение к Отечеству.

1

01.05

 

32

Подготовка творческих проектов.

1

08.05

 

33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

15.05

 

34

Выступление учащихся со своими творческими работами

Презентация творческих проектов

1

22.05

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и…

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и…

Человек в религиозных традициях мира

Человек в религиозных традициях мира

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Календарно-тематическое планирование 4 «Б» кл

Календарно-тематическое планирование 4 «Б» кл

Календарно-тематическое планирование 4 «А» кл

Календарно-тематическое планирование 4 «А» кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020