Леонтьева Ирина
Этнопедагогика. Основы отечественной этнопедагогики
Аннотация: В статье определяются истоки этнопедагогики, проводится периодизация педагогической мысли о национальном воспитании в ХХ–ХХI вв.
Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, национальное воспитание, народные традиции в воспитании.
В последние десятилетия возрос интерес к развитию идеи учета народных традиций в образовании детей всех возрастов. В России, как и в других многонациональных странах, вопрос народности в воспитании существовал давно, но необходимость выработки нового научного подхода к этнопедагогике особенно возросла в условиях глобализации и активных миграционных процессов, характерных для современного мира. Возросший интерес во многом связан также с увеличением потребности возрождения отдельных элементов национальной культуры нашей страны. Принцип народности становится одним из важнейших составляющих структуры образования школьников, так как формирует чувство патриотизма.
Этнопедагика ― сравнительно молодая междисциплинарная наука, системные исследования которой начались во второй половине ХХ в., хотя традиции народного воспитания имеют глубокие исторические корни, ведь этнологические мысли содержатся в Библии (Ветхий завет датируется XIII–V вв. до н.э.), они высказывались Геродотом (V вв. до н.э.), Фукидом (V–IV вв. до н.э.) и Гиппократом (V–IV вв. до н.э.), получили развитие в связи воспитанием детей и юношества в трудах Ж.Ж. Руссо [1, с. 26–31]. Я.А. Коменского [5, с. 243]. Необходимость учета принципа народности стала ключевой в педагогической системе К.Д. Ушинского [5, с. 241, 242], считавшего народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука [2, с. 6]. В настоящее время народность воспитания рассматривают и как проблему, и как существующий феномен, и как принцип образования [4, с. 427].
Можно выделить следующие этапы становления и развития этнопедагогики:
I ― VII–XVII вв. ― зарождение принципа народности воспитания.
II ― начало XVIII ― середина XIX вв. ― становление принципа народности воспитания.
III ― вторая половина XIX ― начало XX вв. ― период научно-теоретического обоснования и практической реализации народности в образовании.
IV ― первая четверть XX в по настоящее время ― период рефлексии и формирования этнопедагогики как части педагогической науки в России [4, с. 427].
По мнению Г.Е. Волкова, «этнопедагогику можно было в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания» [2, с. 5].
Этнопедагогика ― часть педагогической науки, исследующая закономерности и особенности народного, этнического воспитания; междисциплинарная наука, сложившаяся на стыке этнологических и психолого-педагогических знаний [3, с. 6]. Она опирается как народную педагогику, так и на педагогику как общенациональную дисциплину. Народная педагогика представляет собой духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические педагогические знания, сведения, идеи, взгляды, установки, которые выражаются в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания и обучения [3, с. 7].
Современная этнопедагогика базируется на народной педагогике, ведь в народе испокон веков вырабатывается свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Этнопедагогика исследует педагогический опыт народов, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народов в науке и практике, анализирует педагогическое значение явлений народной жизни, выясняет педагогические возможности средств воспитания народной педагогики и решает о сообразности их применения в решении задач воспитания.
В 1950–1970 гг. Г.Н. Волков разрабатывает теоретико-методологическое обоснование этнопедагогики как самостоятельной области научного знания, именно он и ввел этот термин в научный оборот. Н.Г. Волков разработал культурологический подход к педагогическим знаниям, рассмотрел место педагогических традиций в духовной культуре народов. Благодаря переосмыслению его научной деятельности был преодолен господствующий в СССР подход к этой молодой науке как к народной педагогике, ведь «термин “этнопедагогика” отражает в большей степени теоретическую мысль и научный поиск содержания воспитательно-образовательной традиции народов в сравнительно-педагогическом аспекте, а традиционная народная педагогика больше уделяет внимание совокупному практическому опыту народа в сфере воспитания и обучения» [2, с. 8].
На разных этапах зарождения и развития этнопедагогики, как педагогической науки преобладают разные научные теории:
Период рубежа XIX ― начала XX вв. характеризуется существованием нескольких концепций национального воспитания, в том числе: государственная (К.П. Победоносцев), в которой господствовала идея о том, что воспитание должно строиться на уважении к церкви и государству, монархической власти; народно-религиозная (С.А. Рачинский, В.В. Розанов), в которой главное место уделялось вере (православие мыслилось как основа русской нации), идее народности и нравственности; гражданская (В.Я. Стоюнин), в которой важное место отводилось необходимости взаимодействия школы, семьи, общества, а результатом этого мыслилось воспитание людей, полезных обществу – людей нравственных, уважающих свою Родину, ее историческое прошлое, стремящихся к общемировым идеалам – таких, которые отстаивают закон, борются с произволом;
Новый этап в развитие этнопедагогики ― 1917–1955 гг. Несмотря на то, что тема национального воспитания становится периферийной и термин «национальная школа» употребляется только применительно к нерусской, инонациональной школе и закрываются комиссии по детскому фольклору, быту, языку (в рамках борьбы с педологией), вопросы национального воспитания и народной педагогики все же ставятся, но получают развитие только этнографический аспект в рамках социологического подхода и политический подход (исследующий тему о роли народных масс в историко-педагогическом процессе);
1956–1969 гг. ― этап переосмысления отношения к этнопедагогике. Народная педагогика становится самостоятельной научной проблемой, термин «народная педагогика» вводится в педагогическую энциклопедию 1966 г., одновременно в обиход вводится термин «этнопедагогика» (Г.Е. Волков), развивается описательное направление народной педагогики, которая трактовалась как устное педагогическое творчество; при этом «народная педагогика» и «этнопедагогика» рассматривались как синонимы; определяются задачи, средства, методы воспитания на основе учета педагогической практики народов;
В 1970–1980 гг. преобладает этнографическое направление. Осуществляется описание 29 этнических общностей, разрабатывается народная педагогика народов Киргизии, Дагестана, Казахстана, Туркменистана, Башкорстана, Татарстана, Чувашии, малых народностей Сибири, Дальнего Востока, но заметно отставание русской народной педагогики. Лишь с 1988 г. сделана попытка развести понятия педагогической этнографии как науки о педагогических традициях, бытовой культуре и этнопедагогики как педагогической дисциплины, изучающей обучение и воспитание с учетом этнических особенностей;
С начала 1990-х г. формируются системы (направления) национального воспитания, базирующиеся на православной образовательной традиции и идее сохранения самобытности русского народа (В.В. Зеньковский, П. Сорокин, И.А. Ильин), и этнопедагогика русского народа, основанная на социально-философском подходе (В.А. Вакаев). В 2000-е гг. появляется личностно-ориентированное образование, важное место в котором занимает проблема сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подхода в воспитании (И.С. Якимовская, В.Д. Шадриков, В.В. Краевский и др.) [3, с. 9–11].
На рубеже ХХ–ХХI вв. становится очевидным, что сохранение мира и согласия в обществе может быть достигнуто путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этнических, нравственных, религиозных и других норм. Ведущей тенденцией в обществе стали урбанизация, европеизация, активизация миграционных процессов, усиление социально-политической и социокультурной роли религиозной и этнической традиций, что потребовало нового подхода в образовании и воспитании: учета и формирования национальных и религиозных традиций. К самым последним направлениям в этнопедагогике следует отнести концепции воспитания толерантности в формировании этнокультурной составляющей в условиях организации учебного процесса в полиэтнических классах (А.П. Гуфайзина, Л.В. Разумовская, Д.И. Латышина и Р.З. Хайруллин и др.).
Выводы
Теоретические основы этнопедагогики заложены в традициях народной педагогики, в трудах зарубежных и отечественных просветителей. Народная педагогика и этнопедагогика не являются синонимами, поскольку народная педагогика представляет собой духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические педагогические знания, сведения, идеи, взгляды, установки, а этнопедогика является междисциплинарной наукой на стыке этнологических и психолого-педагогических знаний, исследующей закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Хотя народные традиции в воспитании учитывались давно, но сама идея национального образования получает научное и государственное признание только на рубеже XIX–XX вв. и с переменных успехом развивается в России, что позволяет осуществить периодизацию направлений этнопедагогической мысли: на I этапе (на стыке XIX–XX вв.) получили распространение государственная, народно-религиозная и гражданская концепции национального образования, на II этапе (1917–1955 гг.) ― этнографический аспект в рамках социологического подхода и политический подход; на III этапе (1956–1969 гг.) ― методологическое оформление этнопедагогики как науки; на IV этапе (1970–1980 гг.) ― этнографический подход; на V этапе (с 1990 г. по настоящее время) ― социально-философский, этнокультурологический и общечеловеческий подходы и концепция воспитания толерантности.
1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учебник. ― 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Л.Н. Бережнова. ― М.: Академия, 2013. ― 240 с.
2. Волков, Н.Г. Этнопедагогика: учебник. ― 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Г. Волков. ― М.: Академия, 2017. ― 176 с.
3. Галактионова, н.а. Этнопедагогика: учебное пособие [Текст] / н.а. Галактионова. ― Тюмень: Вектор Бук, 2015. ― 144 с.
4. Дридгер, К.А. Принцип народности воспитания как исторически развивающееся педагогическое явление [Текст] / К.А. Дридгер // Вестник Оренбургского государственного университета. ― 2011. ― № 16 (135). ― С. 425–428.
5. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. ― Ростов н/Д.: Феникс, 2010. ― 448 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.