ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКИ И
КУЛЬТУРЫ (средняя, старшая и подготовительная группы)
Задачи и содержание Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя ее высшими чувствами и образами. Содержание проекта основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно-нравственное воспитание ребенка. Для человека русской культуры определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, поэтому назначение проекта заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность обретения спасительного нравственно востребованного духовного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим детей на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни. В связи с этим курс православной культуры должен помочь детям в раскрытии высоких нравственных смыслов в жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа через понимание религии как живой сферы современного общества, что может способствовать воссозданию в современных условиях духовно-нравственного уклада жизни общества и семьи. Цель проекта: целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Достижение цели предполагает решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Обучающие задачи: – ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни и познакомить дошкольников с основными событиями Нового Завета; – способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия; – дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; – расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру; – раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия; – приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства. Воспитывающие задачи: – содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств; – воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру; – воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; – формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники; – воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Развивающие задачи: – оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни; – содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства; – содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени; – развивать навык связной речи детей, обогащая словарный запас и образный строй; – стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; – помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия; – коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; – содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка. Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем: – освоения детьми духовно-нравственных категорий: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и правил доброй, совестливой жизни; – развития мотивационной сферы через формирование стремления подражать высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок; – развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор; – содействия развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности; – содействия развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; – оказания помощи в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя; – формирования навыков усидчивости и аккуратности в работе. Освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения способствуют: – знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций православных народов и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней; – формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории (о творении Богом мира видимого и невидимого; Рождестве Иисуса Христа, краткими сведениями о земной жизни Спасителя, Крестной Смерти и Воскресении Христа); – первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека; – знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой занятий; – формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам; – содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Содержание представлено в следующих 7 тематических разделах: I. Бог - Творец мира. 1. Бог. 2. Мир и его творение. 3. Человек в православной картине мира. II. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы. 1. Основные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. III. Храм – дом Божий. 1. Понятие о Церкви. 2. Храм и его устройство. 3. Церковная служба. 4. Икона. 5. Песнопения. Колокольный звон. IV. Главные православные праздники: Покрова Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Светлого Воскресения Христова, Вознесения Господня – в средней группе; Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, архистратига Михаила и всех небесных сил, Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, праздник святителя Николая Чудотворца, праздник преподобного Серафима Саровского, Светлого Воскресения Христова, Крещения Господня, Сретения Господня, Вознесения Господня, Праздник Пресвятой Троицы – в старшей и подготовительной группах. V. Жития святых. 1. Жития (биографии самых известных святых). Жития наиболее известных святых: Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых князей русской земли: Александра Невского и Димитрия Донского. VI. Божьи Заповеди. 1. Православный образ жизни. 2. Отношение к Богу, другому человеку и миру в православии. VII. Художественная культура. 1. Православная музыка. 2. Изобразительное искусство. 3. Художественная литература. Ведущее значение в содержании духовно-нравственного образования и воспитания детей должны иметь общенациональные ценности православной этики и культуры, что способствует развитию нравственных чувств ребенка: совести, долга, надежды, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного облика: милосердия, терпения, доброжелательности, способности прощать обиды, проявлять выдержку и мужество; нравственного поведения: готовности служения семье, людям и Отечеству, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли. Это добродетели, которые развиваются детьми в процессе доступного знакомства со Священной историей Ветхого и Нового Завета, освоения духовно-нравственного смысла народных и авторских сказок, малых фольклорных форм. Организация образования и воспитания детей происходит в образовательном учреждении и в семье. Введение детей в духовно-нравственную традицию русского народа происходит не только при изучении этих традиций на занятиях, а в процессе всех видов детской деятельности, уклада детской жизни. Основы православной этики и культуры для детей дошкольного возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, благочестивое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников» (О.М. Потаповская), воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, близкими, детьми, взрослыми. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственным абсолютом – значит исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребенка в будущем. Освоение традиций детьми дошкольного возраста происходит через воссоздание традиционного уклада детской жизни, определяющего и содержание общения, и особенности организации деятельности детей на занятиях и в свободное время. Курс занятий с детьми предполагает использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения. Через приобщение к отечественной духовной культуре дети узнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин – дня ангела. В процессе освоения материала создаются условия для духовно-нравственного развития личности ребенка путем формирования нравственных представлений (эталонов) о духовно-нравственных нормах в отношениях и поведении человека. Выполнение задач программы обеспечивает позитивную социализацию дошкольников. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты. Основой событийно-содержательной линии проекта является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д. Ушинского, «целый детский год», в котором самое видное место занимают, конечно, праздники, вводящие ребенка в светлый, радостный и праздничный мир православия, благодаря чему по-новому открывается жизнь людей и природы. «Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства». И он же писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие». Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Исторический раздел проекта представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Знакомство с храмом будет более широким и полным, если посетить его, когда в нем нет службы, и в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Столь же важно познакомить детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме передающими сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Духовно-нравственные принципы и ценности закреплены и в устном народном творчестве, а проявляются в реальных отношениях, в труде и праздниках. Эти отношения составляли основу гармоничных взаимоотношений в семье и в социуме. Реализация деятельностного принципа является наиболее важным требованием к организации воспитания детей дошкольного возраста, что обеспечивает действенность интериоризации внешних требований во внутренние качества личности, поскольку информационный подход в форме моральных бесед в обучении и воспитании дошколят меньше соответствует их возрастным возможностям. Особенность организации занятий по духовно-нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Именно в ней дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме. Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще, стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Для воспитания добродетели трудолюбия важна художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста. На занятиях дети общаются и выполняют соотвествующие по возрасту творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре. В деятельной форме закрепляются отношения к Богу, людям, сотворенной Богом природе, рукотворному предметному окружению. Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен способствует психическому развитию детей: желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и духовно-нравственных качеств личности. Благодаря деятельности обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом во внутреннюю реальную жизнь ребенка и во взаимоотношения с близкими и сверстниками. Наиболее эффективными в работе с детьми являются методы совместной деятельности практического освоения традиционных народных ремесел. Занятия традиционными народными ремеслами обладают особенной значимостью для ребёнка, потому что имеют конкретные предметные результаты (например, подарки), являющиеся выражением и отражением его внимательного отношения к близким людям. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами. Освоение определенного ремесла мотивировано не только привлекательностью изделий, но и смысловым содержанием труда, так как подарок будет изготавливаться для кого-то. Повышение заинтересованности ребенка полезностью подарка, его направленностью на другого близкого человека заметно повышает усердие и терпение в достижении хорошего результата. Ребенок с небольшой помощью взрослого и даже без нее способен получить результат, который своим качеством будет способствовать развитию трудолюбия. Для детей дошкольного возраста доступны вышивка на плотной бумаге, ткачество салфетки и пояса, плетение из природных материалов, роспись по дереву (декоративное рисование), роспись яиц, бисероплетение, вязание, изготовление кукол из ткани или природных материалов, расписных пряников, лепка и роспись глиняной игрушки, работа с соломой (птица, кукла), лепка из соленого теста. Работы, выполняемые детьми на занятиях, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками (при доброй и разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, учат содержательному общению, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку. Поделки, рисунки изготавливаются с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей и близких. Если рукоделие необходимо для воспитания трудолюбия, то нравственные правила в отношениях и поведении со сверстниками и взрослыми дошкольники осваивают на занятиях, где используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические. Благодатный материал для содержания таких игр дает устное народное творчество, очищенное от элементов мистики и язычества. Духовно-нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки, пословицы и поговорки. Занятия по программе предполагают использование: народных и авторских, русских и зарубежных сказок; малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок; былин; познавательных рассказов из круга детского чтения евангельских сюжетов. Роль народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе и годовым церковным кругом. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в их преображающую силу. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. «Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», - писал Е.Н. Трубецкой. Через нее старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста включает в детскую жизнь «бабушкины сказки». Они позволяют естественно вернуть в жизнь ребенка и семьи принципы православия. Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие из них давно используются в православном воспитании для освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например, «доброму Бог помогает», ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова и т.д., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства, иконы. Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка. Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Особенно важна роль классической музыки и духовного пения для развития духовно-нравственной сферы ребенка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Дискредитация социального института семьи привела к тому, что молодое поколение в настоящее время лишено прежнего социального опыта создания устойчивой многодетной семьи. В рамках курса организуются семейные театрализованные постановки, проводятся семейные вечера досуга, благотворительные акции. В течение года часть занятий цикла, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, возможно, дни ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Деятельностное включение семьи в круг занятий является еще одной особенностью программы. Формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Постепенное его включение в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Проект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста построен по возрастному принципу. В нем выделены разделы воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста и подготовительной группы, для каждого из которых темы и задачи занятий могут быть одинаковыми, а средства их решения определяются возрастными возможностями детей. В связи с этим важное значение имеет знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода: средний (4–5 года), старший (5–6 лет) и подготовительный (6–7 лет). Для каждого из этих периодов характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Важно предупредить воспитателей и родителей о типичных ошибках духовно-нравственного воспитания: – отсутствие специального внимания к этой сфере детской жизни; – ранняя интеллектуализация духовных и нравственных переживаний ребенка, подмена духовных образов нравственными идеями (морализирование); – утилитаризация детских духовно-нравственных представлений; – ограничение естественной творческой активности ребенка в духовной сфере. Основным условием реализации проекта является профессиональная компетентность педагогов, их высокий духовно-нравственный потенциал и особенно – любовь к детям, поскольку нравственные и высшие чувства развиваются благодаря любви и вере самих воспитателей. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.