Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Основы прикладного анализа поведения
Учитель-дефектолог
Мерзлякова Н.И.
Новосибирск 2022
Они не плохие и не хороши –
они таковы, каковы есть.
Что такое прикладной анализ поведения?
При работе с детьми с расстройством аутистического спектра, специалисты сталкиваются со многими трудностями. Выделяются следующие основные проблемы, еще их называют триадой аутизма:
· качественные нарушения социального взаимодействия;
· качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения;
· существенно ограниченные спектр деятельности и интересов.
Существуют различные способы решения проблем, благодаря которым специалисты имеют возможность заниматься воспитанием и обучением детей с РАС. Рассмотрим один из них.
Построением программ вмешательства при работе с расстройством аутистического спектра и другими расстройствами занимается прикладной анализ поведения.
Прикладной анализ поведения (ПАП) – это наука, которая разрабатывает прикладные мелодики на основе законов поведения и систематически применяет их для улучшения социально значимого поведения, а также использует эксперимент для поиска переменных, ответственных за изменение поведения. Это единственная наука, изучающая закономерности поведения.
Человек, который в своей работе руководствуется данной наукой, т.е. аналитик, обязательно должен проделать следующие шаги для успешного достижения цели: начальная оценка поведения, планирование вмешательства, внедрение вмешательства, мониторинг результатов.
Еще в XIX веке Б.Ф. Скиннер доказал, что научение – это процесс, в котором основную роль играют последствия. Показал, как можно видоизменять форму поведения, используя последствия избирательно. Исследовал, как будет изменяться поведение, если последствия, которые сформировали новое поведение, не каждый раз следуют за реакцией или вообще не происходят. Исследовал влияние депривации и насыщения на процессы обучения.
Что же такое поведение?
Доктор Хосе Мартинес-Диас, педагог-психолог, аналитик поведения уровня BCBA, в 2008 году дал следующее определение этому термину:
Поведение – это взаимодействие мышц и желез живого организма с окружающей средой. Оно имеет три фундаментальные характеристики:
Протяженность – измеряется продолжительностью, т.е. это то количество времени, на протяжении которого длится поведение.
Повторяемость – измеряется количеством, т.е. общее количество поведенческих реакций.
Момент времени – временное расположение, оно измеряется латентностью. Латентный период реакции или быстрота реакции – это время от начала воздействия антецедента (предшествующего фактора) до начала реакции.
А также поведение имеет свои атрибуты:
Топография поведения – это форма реакции, то, как выглядит поведение со стороны. (Пример: машет обеими ладонями вытянутых рук на уровне глаз.)
Интенсивность поведения – это сила реакции, то, насколько полно и интенсивно разворачивается поведение. (Пример: смыкает челюсти, когда между ними оказывается тыл собственной ладони: не оставляя следов на коже, оставляя еле различимые следы, оставляя глубокие следы, прокусывая кожу.)
Функция поведения (для оперантного поведения) – это назначение (цель) того влияния на среду, которое оказывает поведение. (Пример: ударяет человека по лицу, чтобы его оставили в покое.)
Если поведение достигает своей цели, то вероятность того, что оно будет происходить в будущем, увеличивается, и, наоборот, если не выполняет, то вероятность возникновения понижается.
Любое поведение приводит к последствию. Виды поведения, которые организм приобрел в процессе жизнедеятельности, влияет на окружающую среду и формируется в основном благодаря последствиям называются оперантным поведением. В свою очередь, последствие – это такое событие, которое происходит в результате поведения, либо непосредственно в процессе поведения. Рассмотрим некоторые определения, какие бывают последствия:
1. Подкрепление и наказание – последствия, увеличивающие или уменьшающие последующую частоту поведения, они бывают социально-опосредованные и автоматические, положительные и отрицательные.
Безусловные последствия – стимулы, которые обычно являются подкрепляющими или наказующими без какого-либо обучения.
Условные последствия – стимул, приобретающий подкрепляющее или наказующее свойство в результате парирования с безусловным последствием либо другими мощными условными последствиями.
2. Гашение и восстановление после наказания – процессы, заключающиеся в прекращении предоставления последствия, которое предоставлялось раннее.
Гашение – отмена подкрепления, что приводит к снижению частоты поведения.
Восстановление после наказания – отмена наказания. Проводит к возвращению частоты поведения на базовый уровень.
Как провести оценку поведения?
Для того, чтобы понимать, что делать с поведением конкретного ребенка, необходимо правильно пров6ести его оценку:
1. Оцениваем социальную значимость вмешательства: над чем будем работать и почему выбрали именно эту цель.
2. Оцениваем предпочтения ребенка и оценка подкрепления: какие предметы еду, активности, виды внимания предпочитает ребенок; что именно из предпочтений выступит подкреплением.
3. Проводим функциональную оценку, или функциональный анализ: определение взаимосвязей между поведением и факторами окружающей среды.
4. Определяем на каком уровне развиты навыки ребенка, то есть оцениваем все его развитие: речь, рецептивная речь, имитация, визуальное расписание, социальные навыки, академические навыки, досуговые навыки, навыки самостоятельности, навыки обучения в группе.
5. Важно сделать оценку рисков и выгод от применения процедуры: каковы риски и выгоды вмешательства, конкретной процедуры; что войдет в коррекционный план, документ, в котором подробно описано корректируемое поведение, а также описаны стратегии по его снижению.
Что может считаться нежелательным поведением?
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:
· Аутостимуляция.
· Падение на пол.
· Побеги от взрослых.
· Крики, ругательства, шум и т.д.
· Истерики и плач.
· Разрушительное поведение.
· Укусы, толчки, драчливость.
· Аутоагрессия.
Рассмотрим стереотипные формы поведения – навязчивые, повторяющиеся действия, происходящие в разных условиях и разных ситуациях; повторяющиеся формы поведения, не несущие опосредованной функциональной нагрузки, иными словами, подкрепляющиеся автоматически.
Какие действия можно предпринять для того, чтобы снизить частоту стереотипного поведения:
1. Процесс необусловленного поведения, то есть ребенку на постоянной основе предоставляют доступ к активностям или предметам, взаимодействие с которыми дает те же ощущения, что и целевые реакции.
2. Предоставление дифференцированного подкрепления за отсутствие поведения в течение заданного интервала времени.
3. Процедура RIRD. Прерывание или перенаправление, то есть блокирование реакции каждый раз, когда она происходит, путем перенаправления на несовместимое и одновременно более приемлемое поведение.
4. Отмена подкрепления после поведения – сенсорное гашение – контекст изменяется таким образом, что поведение может происходить, но больше не приводит к специфическим сенсорным ощущениям, которые подкрепляют это поведение.
5. Сверхкоррекция, когда сразу после целевого поведения ребенок направлен на выполнение контекстуально подходящего поведения в течение нескольких раз; сразу после целевого поведения должен исправить непосредственные последствия от своего поведения, а затем привести обстановку в еще лучшее состояние.
Какая должна быть реакция на нежелательное поведение?
Если нежелательного поведения не удалось избежать (особенно, если оно приносит вред для окружающих и самого ребенка), то реакция на такое поведение должна быть адекватной, вы должны быть готовы к подобной ситуации. Конечно же, не нужно игнорировать ситуацию.
Ни в коем случае не удерживайте ребенка, не повышайте голос, не кричите и не ругайтесь – этими действиями вы можете только усугубить ситуацию.
Нельзя давать в руки игрушки, сладости и др. («лишь бы успокоился»), такими действиями вы можете только подкрепить подобное поведение, которое вы считаете нежелательным.
Будьте спокойны. Спросите ребенка о том, что случилось, чего он хочет, договоритесь с ним. Часто бывает так, что ребенок просто не знает, как выразить свои чувства и эмоции и вследствие мы получаем нежелательное поведение.
Триггерами к нежелательному поведению могут стать какие-либо сенсорные раздражители (яркий срет, шум и др.), отказ в доступе к желаемому, отказ в выполнении специфических просьб, избегание неприятного, внутренние события (боль, тревога, страх).
Какие способы решения поведенческих проблем могут быть?
Для того, чтобы добиться положительного результата от вмешательства важно учитывать такие моменты как среда, в которой находится ребенок, способ общения его с этой средой, нужны ли средства альтернативной и дополнительной коммуникации или визуальная поддержка.
Для получения возможности сенсорной разгрузки, можно организовать для детей сенсорную комнату (тихую комнату, комнату ожидания), по возможности предоставить в ней доступ видам деятельности, купирующим сенсорное неблагополучие, сенсорным коробкам (коробки с различными предметами, коробки с запахами).
Чтобы получить от ребенка ответ или добиться того, чтобы он «наконец вас услышал» и обратил внимание важно использовать «особый речевой режим»:
1. Сначала привлекаем внимание, потом говорим.
2. Говорим фразами на одно слово длиннее, чем ребенок.
3. Даем возможность ребенку обработать информацию в течение 5-7 секунд.
4. Стараться разговаривать, опустившись на уровень глаз ребенка.
Многим детям с РАС необходима визуальная поддержка. Это могут быть визуальное расписание, подсказки о последовательности происходящих событий, понимание относительно ожиданий о желаемом поведении, визуализация обращенной речи и среды, карты прохождения.
Если у ребенка возникают трудности с общением, возможно, нужно задуматься о том, какими другими способами, кроме речи он может выражать свои потребности и отвечать на поставленные вопросы. Здесь на помощь приходят альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК).
Альтернативная и дополнительная коммуникация – это способы и методы коммуникации, заменяющие или дополняющие обычную речь людям, которые не могут объясниться с помощью речи.
Как правило, выделяют три основных вида АДК:
· Без дополнительных средств (жесты, мимика, вокализации, язык тела, взгляд).
· Низкотехнологичные (предметы, рисунки, символы, пиктограммы, фотографии, надписи, коммуникативные доски и книги).
· Высокотехнологичные (устройства, генерирующие речь, компьютер или планшет с установленными программами, устройства управления взглядом).
В период между 1980-90 годами, существовала точка зрения, что для успешного использования АДК, человек должен обладать некоторыми предварительными навыками. Сейчас АДК – важный инструмент в процессе развития коммуникации, который никогда не поздно начать использовать. А чем раньше, тем лучше. Если и нужны какие-либо предварительные навыки, то они нужны коммуникативному партнеру, а не ребенку.
Иногда бывает так, что нам необходимо научить ребенка выполнять какое-либо действие или процедуру (например, ребенок боится врача-стоматолога). В таком случае мы можем обратиться к такому методу формирования реакций, который будет последовательно приближать нас к конечной форме – шейпинг. Как это происходит:
1. Необходимо представить финальный вид поведения.
2. Определить отправную точку обучения.
3. Определить приблизительные этапы последовательного приближения.
4. Определить подкрепление.
5. Планирование и использование подсказок (отметки на полу, легкая физическая помощь, моделирование реакции), так как шейпинг в чистом виде, без подсказок, может занять больше времени.
6. Определение критерия для усложнения реакции: сколько раз подряд необходимо выполнить реакцию, прежде чем перейти к новому уровню требований.
7. Важно! Не стремитесь пройти все этапы за один раз. Важно закончить обучение на хорошей ноте и продолжить в следующий раз.
Отметим еще несколько способов, которые могут помочь в решении поведенческих проблем:
Социальные истории: предоставление ответов на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом. Представляет собой изображения или фотографии с прописанными возможными диалогами.
Видеомоделирование: используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающее визуальную модель желательного поведения или навыка.
Десенсибелизация: методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги, страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям. Постепенно и систематически необходимо демонстрировать человеку стимулы, вызывающие страх, пока тот занимается чем-либо дня него приятным. Т.е. страх можно устранить, если заменить его на противоположное состояние.
Парирование: процесс, заключающийся в наделении взаимодействия с конкретным человеком подкрепляющими свойствами. Эффект достигается благодаря совместному предъявлению нейтрального стимула и чего-то уже очень приятного для ребенка. В результате парирования взаимодействие с ранее нейтральным человеком становится приятным и потенциально подкрепляющим. Важно предъявлять себя и свою речь вместе с приятными или подкрепляющими объектами. Предоставляйте эти объекты просто так.
Подведем итог
Прикладной анализ поведения наряду с другими техниками и приемами работы с детьми с расстройством аутистического спектра имеет большую популярность среди специалистов и приверженцев этого метода. Очень важно помнить, что, когда вы имеете дело с человеком с инвалидностью, самое главное – это получше узнать именно этого конкретного человека, его особенности и потребности. Эти модели просто задают для нас общие схемы, отталкиваясь от которых мы можем лучше понять того или иного человека с таким расстройством.
Литература по теме:
1. Шрамм, P. Ш85 Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.
2. Морозова С.С. М80 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с.
4. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. Москва. Фонд «Выход», 2014.– 36с.
5. Баева Д., Малышева Т. Подари мне радость общения! Пособие по работе с коммуникативными книгами для педагогов и родителей. – СПб.: Издательско-орговый дом «Скифия», 2019. – 172 с.
Интернет-ресурсы:
1. autism-aba.blogspot.com
2. helpautismnow.com
3. mchatscreen.com
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.