«Основы современного трудового воспитания
в дошкольном образовательном учреждении»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Основной задачей современного детского сада является помощь семье вырастить
гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного
сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Бесспорно, такие качества личности как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу формируются семьёй с первых лет жизни.
Дошкольные же учреждения закладывают основу формирования трудовых навыков, а
значит и успешности будущей профессии человека, возможность самореализации,
самовыражения и самоутверждения личности, стрессоустойчивости, социальной
самозащиты и адаптации человека в современных условиях.
Каковы же цели и задачи трудового воспитания?
воспитание граждан,
способных к самообразованию и
саморазвитию, нравственных,
самостоятельно мыслящих,
обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в
социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества,
заинтересованных в своём личностном и профессиональном росте, путём создания
педагогических, психологических и социальных условий;
- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и
потребностями общества;
- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере
трудовой деятельности;
- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в
целях достижения удовлетворённости своим трудом и социальным статусом, реализации
своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Задачи трудового воспитания:
- формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей
ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой
деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде,
стремления применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности,
целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками,
формирование основ культуры умственного и физического труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
Организация трудового воспитания в детском саду.
Выделяются следующие виды детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение
повседневных личных потребностей);
хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты,
участка);
труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в
саду);
ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка,
подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный
ремонт игрушек и пр.).
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности
детей:
поручения (индивидуальные и совместные) (они могут быть
эпизодическими (краткосрочными), длительными и отсроченными по
времени);
дежурства (индивидуальные и совместные);
коллективный труд (младший дошкольный возраст—4—6 детей,
старший дошкольный возраст —4—25 детей).
При организации труда дошкольников необходимо решать следующие
задачи:
воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
формировать устойчивое эмоционально-положительное
отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению,
проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;
воспитывать гуманные чувства, положительные
взаимоотношения.
использовать труд в природе для формирования у детей начал
материалистического мировоззрения;
воспитывать бережное отношение к результатам труда;
приучать детей экономно расходовать материалы;
обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в
разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и
склонности, развивать творческую активность;
формировать у детей трудовые умения и навыки.
Важно также соблюдать следующие условия.
1. Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.
2. Помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде.
3. Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.
5. Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.
6. Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий, формированию интереса к разным видам труда.
7. Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
8. Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).
9. Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
10. С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.
11. Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы с родителям
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.