Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
религиоведение
5 кл
26.11.2018
В данной статье описаны планируемые результаты обучения по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс, содержание и календарно-тематическое планирование уроков. Предметный курс рассчитан на первое полугодие обучения в 5 классе, т. е. на 17 часов. Учебник под редакцией Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И.
КТП по курсу ОДНК 5 класс.doc
МКОУ «Новоисетская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании
МО гуманитарных дисциплин
Протокол №__от «__»________ 2017
Утверждаю
Директор школы____________Н.А.Сидорова
«____»__________________________ 2017
Основы духовнонравственной культуры народов России
5 класс
общеобразовательной школы
календарнотематическое планирование
на 20172018 учебный год
Составитель:
Мелентьева Л.Б.
учитель
высшей категории с. Новоисетское
2017г.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного
предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
Личностные результаты:
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной
деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные.
Познавательные:
характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных
учениях; различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной
учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках
(текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную
мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между
героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять,
приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович,
Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит
от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои
национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и
поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века)– золотое время исламской культуры.
Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно
прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать
любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными
религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных
жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Тема
Дата
Планируемые результаты
Календарнотематическое планирование
предметные
метапредметные
личностные
Приложение 1
Характеристика
деятельности
учащихся
Тема и вид
мини
проектов,
экскурсий
№
п/п
1.
Величие
многонациона
льно
й российской
культуры
научится
Идентифицировать
явления материального
мира и мира культуры;
понимать суть
терминов «культурные
традиции», «духовный
мир человека»
2.
Человек –
творец
и носитель
культуры
понимать суть терминов
«нравственные ценности»,
«Законы нравственности»
получит
возможность
научиться
понимать,
осознавать
культурное
многообразие
страны;
знать название
государства,
столицу,
президента,
области.
проявлять
дружелюбие
проявлять
дружелюбие
формулировать
вопросы;
отвечать на них;
работать с книгой;
развивать
любознательность.
готовность слушать
собеседника и вести
диалог
строить логические
рассуждения
регулировать
поведение с точки
зрения морали
учатся
слушать
собеседника;
участвуют в
дискуссии;
участвуют в
игре;
рефлексируют
учатся слушать
собеседника;
участвуют в
диалоге;
анализируют
ситуации Идентифицировать
явления материального
мира и мира культуры;
понимать суть терминов
«патриотизм», «героизм»
понимать суть термина
«Освободительная война»
понимать,
осознавать
необходимость
защиты Родины
осознавать
нравственные
ценности
готовить своё
выступление.
демонстрировать
культуру своего
поведения.
готовят своё
выступление
выражать
собственную точку
зрения
развивать навыки
сотрудничества с
товарищами и
взрослыми;
3.
«Береги
землю
родимую, как
мать
любимую»
4. Жизнь
ратными
подвигами
полна
5.
В труде
красота
человека
Понимать трудолюбие как
нравственное качество
человека, основа
трудовой деятельности.
Отражение отношения к
труду в фольклоре.
работать по
алгоритму,
составлять мини
проект
освоить способы
решения проблем
поискового
характера
уметь слушать
других;
вести диалог
развивать навыки
сотрудничества с
товарищами и
взрослыми;
6
«Плод
добрых
трудов
славен»
понимать суть термина
«усердие»,
поступать согласно
совести,
предъявлять
моральные
требования к
самому себе.
овладение навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров,
развивать навыки
сотрудничества с
товарищами и
взрослыми;
Нравственные
ценности
российского
народа
исследователь
ский проект
рефлексия
ценностей
обучающихся;
делать выводы
на примерах
художественной
литературы.
осмысление
изображённого в
художественном
тексте;
участие в
дискуссиях по
нравственным
образцам
учатся работать
по тексту,
учатся
работать с
документами, 7
Люди труда
понимать основные
этические категории
«славные
трудовые дела и
подвиги»,
поступать согласно
совести,
предъявлять
моральные
требования к
самому себе.
овладение навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров,
пересказа в
соответствии с
целями и задачами.
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки
8
9
10
11
Бережное
отношение к
природе
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
Роль религии
в
развитии
культуры
Культурное
наследие
христианской
Руси.
понимать суть термина
«Бережное
отношение к
природе».
понимать
принципы, идеалы и
нормы
Идентифицировать
явления материального
мира и мира культуры;
понимать суть терминов
«культурные традиции»,
«духовный мир человека»
Идентифицировать
явления материального
мира и мира культуры;
понимать суть терминов
«религия», «духовный мир
человека»
понимать суть терминов
темы
работать по
алгоритму,
составлять мини
проект
работать по
алгоритму,
составлять мини
проект
понимать значение
религии в жизни
человека и
общества
обобщать сведения,
проводить сравнения
на различном
текстовом материале,
делать выводы
готовность слушать
собеседника и вести
диалог;
развивать навыки
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях.
формирование
чувства уважения,
излагать своё мнение
и аргументировать
свою точку зрения и
оценку событий
составлять рассказ
формулировать
вопросы;
излагать своё мнение
и аргументировать
свою точку зрения
развивать навыки
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях.
формировать
понимание
основных
принципов морали.
учатся работать
по тексту,
пересказывать
сюжет или
эпизод от лица
героя,
рассуждать о
личности героя с
аргументацией
своей точки
зрения.
высказывают
своё мнение;
работают по
тексту, отвечают
на вопросы
учатся слушать
собеседника,
ведут диалог;
высказывают
своё мнение;
учатся слушать
и оценивать
собеседника
Культурное
наследие 12
Культура
ислама
13 Иудаизм и
культура
14
15
Культурные
традиции
буддизма
Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей
составлять на основе
предложенного плана,
рекомендаций, творческие
работы;
анализировать работы
своих товарищей
составлять на основе
предложенного плана,
рекомендаций, творческие
работы;
анализировать работы
своих товарищей
понимать смысл
моральных заповедей;
самостоятельно
планировать
будущие творческие
работы
определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата
развивать
познавательные
интересы
самостоятельно
планировать
будущие творческие
работы
определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата
развивать
познавательные
интересы
быть готовым к
нравственному
самосовершенствов
анию, саморазвитию
формулировать
вопросы;
излагать своё мнение
и аргументировать
свою точку зрения
формировать
понимание
основных
принципов морали.
понимать суть терминов
темы
осознавать
ценности
человеческой жизни
освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии
становление
гуманистических
ценностных
ориентаций
народов
России
Творческий
проект
учатся
самостоятельно
составлять план
будущих
творческих
работ
учатся делать
презентации.
работают по
тексту;
задают вопросы,
делают выводы:
анализируют
жизненные
ситуации.
учатся
рассуждать в
сочинении на
нравственные
темы;
работают
самостоятельно
с учебным
текстом,
приводят
примеры
социализации
работают по
текстам,
выразительно
читают диалоги; 16 Хранить
память
предков
понимать суть терминов
темы
работать по
алгоритму,
составлять мини
проект
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности;
формировать
положительное
отношение к
нравственным
поступкам
17
Твой
духовный
мир
представлять творческие
работы
управлять своей
деятельностью
способность к
самооценке на
основе критерия
успешной учебной
деятельности
использование
знаково
символических
средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых объектов
и процессов, схем
решения учебных,
практических и
творческих задач.
учатся слушать
собеседника,
высказывать и
отстаивать свою
точку зрения;
участвуют в
диалоге;
рефлексируют в
устной и
письменной речи
моральных
правил
школьника
учатся слушать
и воспринимать
докладчиков;
анализируют
работы
одноклассников
Твой
духовный
Мир
Познавательн
ый проект
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Основы духовно-нравственного культуры народов России. 5 класс. КТП.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.