Основы спортивной метрологии в спортивном плавании»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сейчас трудно представить какую-либо деятельность человека, в которой не использовались бы измерения. Измерения ведутся в науке, промышленности, сельском хозяйстве, в спорте и т.д. благодаря измерениям возможно управление технологическими процессами, подготовкой спортсменов и народным хозяйством в целом. Резко возросли и продолжают расти требования к точности измерений, быстроте получения измерительной информации, измерению комплекса физических величин. Увеличивается число сложных измерительных систем и измерительно-вычислительных комплексов. Измерения на определённом этапе своего развития привело к возникновению метрологии. Слово составлено из двух древнегреческих: «метро» - мера и «логос» - учениеСейчас трудно представить какую-либо деятельность человека, в которой не использовались бы измерения. Измерения ведутся в науке, промышленности, сельском хозяйстве, в спорте и т.д. благодаря измерениям возможно управление технологическими процессами, подготовкой спортсменов и народным хозяйством в целом. Резко возросли и продолжают расти требования к точности измерений, быстроте получения измерительной информации, измерению комплекса физических величин. Увеличивается число сложных измерительных систем и измерительно-вычислительных комплексов. Измерения на определённом этапе своего развития привело к возникновению метрологии. Слово составлено из двух древнегреческих: «метро» - мера и «логос» - учение
Иконка файла материала referat_sport_metrolog.doc
«Основы спортивной метрологии в спортивном плавании» СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………….. 3 стр. Общие основы спортивной метрологии ……………………………………... 3  Основы обеспечения единства и достоверности измерений в физической  культуре и спорте ……………………………………………………………… 4 Основные свойства и показатели спортивной подготовленности …………..5 Тесты, используемые в спортивном плавании ………………………………. 8 Литература ………………………………………………………………………11ВВЕДЕНИЕ Сейчас трудно представить какую­либо деятельность человека, в которой   Измерения   ведутся   в   науке, не   использовались   бы   измерения. промышленности, сельском хозяйстве, в спорте и т.д. благодаря измерениям   подготовкой возможно   управление   технологическими   процессами, спортсменов и народным хозяйством в целом. Резко возросли и продолжают расти требования к точности измерений, быстроте получения измерительной информации,     измерению   комплекса   физических   величин.   Увеличивается число   сложных   измерительных   систем   и   измерительно­вычислительных комплексов.  Измерения   на   определённом   этапе   своего   развития   привело   к возникновению  метрологии.  Слово   составлено   из   двух   древнегреческих: «метро» ­ мера и «логос» ­ учение или наука.  ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ Спортивная   метрология   –  это   наука   об   измерениях   в   физическом воспитании и спорте. Её особенностью является то, что специалистов данной отрасли   интересуют   педагогические,   социальные,   психологические, биологические   показатели,   которые   по   своему   содержанию   нельзя   назвать физическими.  Методикой   их  измерений   общая   метрология   практически  не занимается,   поэтому   возникла   необходимость   разработки   специальных измерений, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность физкультурников   и   спортсменов.   В   физической   культуре   и   спорте   кроме измерений   длины,   высоты,   времени,   массы   и   других   физических   величин приходится   оценивать   техническое   мастерство, артистичность движений и тому подобные нефизические величины.    выразительность   иПредметом спортивной метрологии является комплексный контроль в физическом   воспитании   и   спорте   и   использование   его   результатов   в планировании подготовки спортсменов и физкультурников(7, с.10). Наличие различных приборов и технических устройств, применяемых в исследованиях   специалистами   дисциплин   спорта,   позволяет   получать информацию более чем о 3000 отдельных параметров. Все параметры, измеряемые в науке о спорте, подразделяются на четыре уровня: интегральные,  отражающие   суммарный   (кумулятивный)   эффект функционального   состояния   различных   систем   организма   (например, спортивное мастерство); комплексные,  относящиеся   к   одной   из   функциональных   систем организма (например, физическая подготовленность); дифференциальные,  характеризующие   только   одно   свойство   системы (например, силовые качества); единичные, раскрывающие одну величину (значение) отдельного свойства системы (максимальная сила мышц) (3, с.14). ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА  И ДОСТОВЕРНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ  В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ Приборы, измеряющие спортивные параметры, применяют в различных областях   науки   и   техники.   Поэтому   для   проверки   используют   самые разнообразные методы. Однако все методы имеют один и тот же принцип, который состоит в том, что находят разность между показанием прибора и истинным значением величины измерения.Истинное   значение   измеряемой   величины   определяют   с   помощью образцовых   средств   измерения.   По   способу,   который   используется   для определения истинного значения  измеряемой  величины, все методы  можно условно   подразделить   на   две   группы.   К  первой   группе   относят   методы,  в которых   истинное   значение   определяется  прямым   методом  с   помощью образцовых средств измерения. Ко второй группе относят косвенные методы проверки,   когда   используется   однозначная   зависимость   между   измеряемой величиной и величиной, входящей в формулу математического соотношения. К   проверке   допускаются   приборы,   полностью   укомплектованные, снабженные   техническим   описанием   или   инструкцией   по   эксплуатации, паспортом завода­изготовителя или свидетельством о проверке. Используемые в физической культуре и спорте приборы подразделяются на следующие основные группы:  измерительные   преобразователи   различных   типов   (контактные, тензо­, фото­ и сейсмопреобразователи и др.);  динамометрические   устройства,   тензоплатформы   и   другие тензоустройства;  различная усилительная аппаратура;   различные генераторы импульсов;  радиотелеметрические устройства;  различные самопишущие регистраторы;  цифровые   устройства   измерения   и   регистрации   временных, амплитудных   и   интегральных   характеристик   (хронометры механические,   электромеханические   и   электронные,   вольтметры, интеграторы) (4, с.102). СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИВ   зависимости   от   специфических   требований,   предъявляемых   к спортивному достижению в отдельных спортивных дисциплинах, свойства и показатели спортивной подготовленности подразделяются на группы: ­ функциональные показатели; ­ показатели надежности; ­ показатели эстетичности. Количественная характеристика свойств спортсмена, входящих в состав его   подготовленности,   рассматриваемая   применительно   к   определенным   называется условиям   тренировки   соревновательной   деятельности, показателем спортивной подготовленности. Показатель спортивной подготовленности можно представить одним из следующих двух классов: 1) показатели,   которые  можно   измерить  объективными   средствами (например, максимальная сила мышц, время одиночного движении и т.д.); 2) показатели,   которые  невозможно   определить  объективными средствами (например, эффективность командных действий, эмоционально – моторная устойчивость и т.д.) и измеряется экспертами и в баллах. Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно­технического мастерства спортсмена.  Уровень спортивно –   технического   мастерства   –  относительная   характеристика   свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей   свойств   оцениваемого   спортсмена   с   соответствующими показателями спортсмена, принятого в качестве модельного образца­аналога (табл. 1) (7, с.170 – 171). Группировка показателей спортивной подготовленности по различным классификационным признакам Таблица № 1.Классификационный  Группы показателей спортивной  признак подготовленности 1.   По   характеризуемым   свойствам Функциональные показатели. и действующим факторам 2. По способу выражения 3. По количеству характеризуемых свойств 4. По применению для оценки  5. По стадии определения значений показателей  (безошибочности   и Показатели   надежности   помехоустойчивости). Эстетические показатели. Педагогические показатели. Медицинские показатели. Антропометрические показатели. Физиологические показатели. Биометрические показатели. Психологические показатели. Социальные показатели. Показатели,  выраженные  в  физических  единицах, в безмерных величинах (очки, баллы, ранги, проценты) Единичные показатели. Комплексные   показатели   (групповые,   обобщенные, определяющие) Модельные значения показателей. Относительные значения показателей  Прогнозируемые и планируемые показатели. Тренировочные   показатели   (оперативные,   текущие, этапные). 6.   По   единообразию   и   точности Соревновательные показатели Показатели стандартизации и унификации. характеризуемых   действующих факторов  свойств   и Метрологические показатели Показатель спортивной подготовленности, относящийся только к одному из   её   свойств,   называется  единичным  показателем;   относящийся   к нескольким   её   свойствам   –  комплексным  показателем.  Определяющий показатель может быть единичным и комплексным, т.к. по нему оценивают специальную подготовленность спортсмена.Комплексный   определяющий   показатель   спортивной   подготовленности называют обобщенным.  Групповым  называют   комплексный   показатель,   относящийся   к   одной (однородной) группе её свойств (табл. 2). Показатели спортивной подготовленности Таблица № 2. ПОКАЗАТЕЛЬ ПРИМЕР 1. Обобщенный  2. Комплексный 3. Групповой 4. Единичный Спортивное мастерство Физическая подготовленность Силовые качества Максимальная (динамометрическая) сила мышц ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ В спортивной метрологии В.М. Зациорский, рекомендовал практиковать   отвечающим   требованиям проведение   исследований   по   тестам, стандартизации – надёжность, информативность. Однако следует учитывать, что   существует   взаимосвязь   развития   между   основными   двигательными качествами   –   силой,   быстротой,   выносливостью.   При   этом   гибкость   и ловкость   не   учтены,   т.к.   они   тесно   связаны   с   отдельными   двигательными качествами и комплексными формами. Л.П. Матвеев  указывал,  что  в комплекс  общетестовых  упражнений  на первоначальном этапе спортивной ориентации в плавании следует включать: бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, прыжок в длину, прыжок вверх, бросок мяча на дальность, подтягивание в висе, 5­минутный бег (6, с. 171 – 173). Основой   для   прогнозирования   двигательных   способностей   пловцов, указывала   Н.Ж.   Булгакова,   является:   стабильность   показателейантропометрических признаков, подвижность в голеностопном суставе, сила тяги в воде, суммарное время плавания в тесте 4 х 50 м, время выполнения заданий степ­теста, результаты в плавании на 400 и 800 м (1, с. 98).  По   мнению   С.М.   Вайцеховского   индивидуальными   особенностями пловцов   и   объективными   критериями   состояния   их   двигательной   функции являются:   сила   основных   мышечных   групп,   скрытый   период   реакции, статическая выносливость, подвижность суставов. С целью управления тренировочным процессом используемые в плавании упражнения разделены на энергетические зоны:  I  зона – до 40 сек, развитие алактатно­гликолитической производительности; II зона – от 40 до 220 – 280 сек, гликолитическая производительность;  III  зона – от 220 – 280 до 800 – 1200 сек, смешанная аэробно­гликолилитическая; IV зона – более 800 – 1200 сек,   аэробная   производительность.   Лактат   крови,   являясь   конечным продуктом   анаэробного   гликолиза   может   быть   соотнесен   с   мощностью работы.   Он   показывает   адаптационные   возможности   организма   в   ответ   на стандартную нагрузку: 6 х 50 м, со скоростью 90 % от максимальной, с интервалами отдыха 10 сек – для развития специальной выносливости; 8 х 200 м , со скоростью 90 % от максимальной, с отдыхом 60 сек – для развития общей выносливости (2, с. 126). В   управлении   тренировочным   процессом   важно   знать   исходные   и конечные   результаты   тестирования   пловцов:   по   выявлению   быстроты   – плавание   на   25   –   50   м;   скоростной   выносливости   –   на   200   м;   общей выносливости – 1000 – 1500 м. В тренировочном процессе с помощью простых контрольных упражнений, указывал А.А.Корнеев, можно получить достаточно срочную информацию о состоянии функций организма у пловцов:  2 х 25 м с толчка, отдых – 2 мин, скорость – 95 % от максимальной;50 м с толчка с интенсивностью 90%, подсчитывая пульс восстановления за 3 мин по отрезкам в 10 сек (5, с.11 – 15). Исследованиями   А.А.Гужаловского   рекомендуется   применение специального теста в виде показателя от деления суммарной силы тяги за 40 сек   на   сумму   3   измерений   ЧСС   при   восстановлении.   Он   в   достаточной степени   характеризует   спортивно­техническую   подготовленность   пловца,   а максимальная   сила   тяги   в   воде   за   10   сек   будут   достоверно   показывать уровень его специальной силовой подготовленности.  Использование   метода   повторных   нагрузок,   предложенных   М.Я. Набатниковой, оправданно для выявления уровня специальной выносливости, которая проводится после традиционной разминки и отдыха не менее 3 мин: 6 х 50 м, скорость – 90 % от максимальной, интервалы отдыха – по 10 сек. В   системе   педагогического   контроля   Г.А.   Щавлевым   предложено включать   контрольные   упражнения,   которые   тесно   связанны   с   динамикой спортивного мастерства: для   кроля   на   груди   и   на   спине   –   сгибание   и   разгибание   предплечья, разгибание и приведение плеча; для брасса – разгибание бедра и голени, сгибание и приведение плеча; для   баттерфляя   –   разгибание   и   сгибание   предплечья,   разгибание туловища, разгибание и приведение плеча.  В   структуре   специальной   подготовленности   пловцов   В.М.   Сенча предлагал оценивать анаэробные возможности по тесту: плавание на 75 м – алактатный компонент, 4 х 50 м с отдыхом по 10 сек или 6 х 50 м  с отдыхом по 30 сек – лактатный компонент; аэробные возможности – плавание на 1000м (2, с.127 – 129).ЛИТЕРАТУРА 1. Булгакова Н.Ж. и др. Спортивное плавание. – М., 1996.  2. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998. 3. Годик М.А. Спортивная метрология. – М., 1988. 4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М., 1979. 5. Корнеев А.А. Тесты в тренировке пловцов высокого класса //Теория и  пратика физ.культуры. – 1970 ­ № 7 – с. 11 ­15.   6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. – СПб.,  2005. 7. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. – М., 2000.