Особенности агрессивности школьников средних классов
Оценка 4.8

Особенности агрессивности школьников средних классов

Оценка 4.8
doc
13.12.2019
Особенности агрессивности школьников средних классов
Агр.Документ Microsoft Word (2).doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

Особенности агрессивности школьников средних классов

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2019

 

1.1.          Особенности агрессивности школьников средних классов

Важнейшей особенностью поведения в подростковом возрасте, как общим следствием изменений в психике, является подростковая агрессивность, имеющая свою специфическую природу и рассматривающаяся как результат социогенеза, протекающего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность подростка [1]. Выделяется множество причин, провоцирующих детскую и подростковую агрессию.

Так, Е. В. Гребенкин к таким причина относит:

- Персональный фактор – низкий уровень самооценки и воспитания, импульсивность, различные зависимости, чрезмерная готовность к риску, недостаток чувства самосохранения и др.

- Поведенческий фактор – отклоняющееся поведение (вандализм, бродяжничество, слабая успеваемость в школе, и т.д.).

- Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей 17 (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением [6, с.15-16].

По мнению А. Г. Самохваловой, агрессивность и враждебность, формируются у ребёнка при нарушенных отношениях со значимыми другими. В 7-летнем возрасте ребёнок, открывая своё Я, начинает трепетно относиться к своим мыслям, ценностям, чувствам, поэтому доброжелательность к другим заметно снижается, когда его пытаются подавить, заставить исполнять чью-либо волю. У подростка, при условии сохранения отношений, подавляющих его волю и свободу, доброжелательное отношение к другим резко снижается и сменяется агрессивностью и враждебностью, которые часто рассматриваются как защитная реакция.

Подростковую агрессивность чаще всего расценивают как защитную. В последствие агрессивность закрепляется у некоторых подростков как неэффективная форма совладающего поведения. Подростки становятся более грубыми, циничными, завистливыми, ревностно переживают чужой успех, недоброжелательны в оценках и высказываниях, готовы приложить массу усилий, чтобы «отомстить», «проучить», «задеть» непривлекательных для них партнёров, тем самым подчёркивая свою значимость.

А. Е. Личко добавляет ещё ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения у детей с нарушениями психического развития, в частности, с расстройствами личности и поведения, в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.). Такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения [13].

Как отмечает Л. М. Семенюк, агрессивное поведение подростков имеет свои особенности, обусловленные возрастными и социально-психологическими факторами. Прежде всего, на проявление нежелательной агрессивного поведения влияют различные факторы: возраст, пол, индивидуальные психологические особенности, внешние физические и социальные условия. Возрастные особенности определяют специфические для каждого возраста проявления агрессии [23].

С точки зрения деструктивной направленности можно рассматривать три типа нарушения поведения у подростков. Индивидуальный агрессивный тип нарушения поведения, у которого доминирует физическая и вербальная агрессия, преимущественно направлена против сверстников и родственников. Подростки данного типа склонны к враждебности, ругательства, дерзости, неповиновения и негативизма по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулов и вандализма. Они не скрывают своего антисоциального поведения, довольно рано начинают сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может проявляться в форме озорства, физической агрессии, жестокости по отношению к сверстникам. У таких подростков нарушены социальные связи, они не способны установить нормальные контакты со сверстниками [30].

Агрессивные подростки отстраняются от ровесников. Некоторые из них дружат с более старшими или младшими чем они, или имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми. Большинство подростков агрессивного типа имеют низкую самооценку, проявляют эгоцентризм, испытывают сильную фрустрацию, гипертрофированную потребность в зависимости [23].

Групповой агрессивный тип нарушения поведения проявляется в виде групповой активности в кругу сверстников вне дома. Проявлениями такого типа агрессивного поведения являются прогулы, деструктивные акты, вандализм и физическая агрессия против взрослых, аутсайдеров в группе, представителей «чужой группы». Их агрессия нередко достигает высокого уровня жестокости. Важной характеристикой данного поведения является значительное влияние группы сверстников на поступки подростков, их сильную потребность в зависимости от группы, необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями устанавливают дружеские отношения с сверстниками, интересуются благополучием своих друзей или членов своей группы, не обвиняют и не выдают их [10].

Особенностью поведения в виде неповиновения и непослушания является проявление негативизма, враждебности, направленной против родителей и учителей. Для подростков данного типа поведения присущи: раздражительность, импульсивность, открытое и скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость, подозрительность, месть. Подростки нередко спорят с взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, ругаются, сердятся. Они не выполняют требований и просьб, провоцируют конфликты с окружающими, возлагают на других свои ошибки. Это всегда проявляется дома и в школе, во взаимодействии с родителям или взрослыми, со сверстниками, которых подросток хорошо знает. Этот тип нарушения мешает нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешности в учебе. Такие подростки практически не имеют друзей, они не удовлетворены своим состоянием, они плохо учатся в школе, не участвуют в жизнедеятельности класса, школьного коллектива, пытаются решать свои проблемы без посторонней помощи [14].

С точки зрения социальной направленности различают социализированное и не социализированное агрессивное поведение. К первой группе относятся подростки, которые не имеют яркого проявления психических расстройств. Они легко адаптируются к различным социальным условиям вследствие низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. Ко второй группе относятся подростки с негативным эмоциональным состоянием, который является проявлением реакции подростка на напряжённую стрессовую ситуацию или психологическую травму, или как следствие неуспешного решения любых проблем и трудностей [13].

В средних классах подростки проявляют неадекватные аффективные реакции, которые являются последствиями негативных аффективных переживаний, основанных на неудовлетворенности любой которых жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними. Все это проявляется в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямства, негативизме, изолированности, эмоциональной неравновесии. Возникает так называемый «аффект неадекватности», как устойчивое эмоциональное состояние, возникающее в подростка в связи с неудачей в деятельности. Поэтому подросток или игнорирует сам факт неуспеха, или не желает признать себя виноватым [29].

Условия возникновения аффекта неадекватности – повышенные притязания в любой сфере деятельности или общения, невозможность их удовлетворения и появление ещё неосознанной неуверенности в своих силах. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, но на самом деле никакой несправедливости по отношению к нему не было, поскольку причина неуспеваемости заключается в нем самом. Неадекватные реакции вызывают соответствующие действия учителей и сверстников, что ведёт к возникновению новых неадекватных поступков. Результаты исследований свидетельствуют, что у значительного числа учащихся средних классов неадекватные реакции имеют устойчивое личностное образование, которое трудно поддаётся устранению. В то же время было обнаружено, что появление аффекта неадекватности менее всего связана с неуспеваемостью в учебной деятельности. Не сами неудачи провоцируют появление неадекватных реакций, а оценка личности ученика (замечания, оценки которых он воспринимает как оценку своей личности) считаются несправедливыми [1].

Особенность аффективно-возбуждённых подростков – склонности к вспыльчивости и агрессии, что может привести к неадекватным асоциальным поступкам. Повышенная возбудимость нервной системы, эндокринная перестройка организма в подростковом возрасте, изменения в личностном развитии подростка ведут к эмоциональным взрывам, затрудняют объективную оценку ситуации, выбор адекватных средств реагирования на такое поведение.

Н. М. Платонова отмечает, что для разных возрастных периодов подросткового возраста характерны различные формы агрессии [1]. Так, в раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек – вербальная. В возрасте 12-13 лет у девушек и юношей проявляется такая форма агрессии, как негативизм, при этом оппозиционная манера поведения, направлена, прежде всего, против авторитета. Она может быть выражена как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Также в указанный возрастной период у юношей может быть выражена физическая агрессия, тогда как у девочек – вербальная. В возрасте 14-15 лет у юношей доминирует негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия.

Значительное количество исследователей подчёркивает взаимосвязь школьной тревожности и агрессивности [1]. Особенно эта взаимосвязь характерна для мальчиков. Школьная тревожность прямо коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражительностью. С одной стороны, тревога по отношению к школе может вызвать агрессивные поступки учеников: опасения неудовлетворительной оценки, замечания, конфликты с другими учениками, эмоциональный дискомфорт – могут спровоцировать агрессивное поведение. С другой стороны, агрессивные подростки, постоянно провоцируют негативное отношение к себе учителей, сверстников, начинают испытывать повышенную тревогу в стенах школы. Таким образом, закрепляется агрессивное поведение, что способствует школьной неуспеваемости, недовольством школой, и, наоборот.

Таким образом, агрессивность детей и подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители. Поэтому агрессивное поведение – это обычное явление для подросткового возраста. Развитие агрессивности в подростковом возрасте детерминировано несколькими взаимосвязанными группами факторов: психобиологические факторы; социальные макро- и микрофакторы; психологические особенности личности. Проявления агрессивности в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Агрессивные проявления у подростков имеют особенности, обусловленные возрастом и полом. При расстройствах личности поведения агрессия у детей подростков достигает патологического уровня.

 

Итак, анализируя все представленные определения можно сказать, что агрессивное поведение – это поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевлённые предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустрации, кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счёт самоутверждения.

Подростковый возраст, приходящийся на средние классы школы, характеризуется неустойчивой эмоциональной сферой, самоутверждением самостоятельности и индивидуальности, возникновением сложности в взаимоотношениях со старшими (негативизм, упрямство), формированием самооценки, характера, возможностью возникновения акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения; формированием собственных взглядов, наличием высокой внушаемости по отношению к сверстникам, появлением сексуальных влечений к противоположному полу, формированием самосознания и эгоцентричности, возникновением избыточной утомляемости и импульсивности, а также склонности к риску, агрессивности как средств самоутверждения.

Агрессивность детей и подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители.


Список используемых источников

 

1.                 Агрессия и психическое здоровье [Текст] / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В.Шостаковича. - СПб.: Речь, 2012. - 464 с.

2.                 Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.

3.                 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.

4.                 Волков Б. С. Психология ранней юности. М.: ТЦ Сфера, 2001. 96 с.

5.                 Выготский Л.С. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1982. - 368 с.

6.                 Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст] / Е. В. Гребенкин. – Ростов на Дону, 2006. - 157 с.

7.                 Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 11–15.

8.                 Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. 624 с.

9.                 Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 783-786. — URL https://moluch.ru/archive/131/36560/ (дата обращения: 01.12.2018).

10.            Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М., 2004. — С. 40.

11.            Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.

12.            Кулагина И. Ю, Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2001. 464 с.

13.            Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

 

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов

Особенности агрессивности школьников средних классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019