ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Оценка 4.7
docx
16.01.2023
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья.docx

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Котиков Даниил Сергеевич

Бакалавр очной формы обучения

3 курса направления подготовки «Прикладная информатика в экономике», Белгородский государственный национальный исследовательский университет

 

Аннотация. Бухгалтерский учет в коммерческих и некоммерческих организациях имеет принципиальные отличия. В статье рассмотрим особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, бухгалтерский учет, план счетов, разряды, бюджетная классификация, финансовая отчетность.

 

Эффективность управления деятельностью любой организации, обеспечение сохранности ее имущества, должный контроль над фактами хозяйственной жизни во многом зависит от организации бухгалтерского учета. Кроме того, отчетные данные являются предметом интереса внутренних и внешних пользователей. Для осуществления правильного учета совершаемых операций и формирования отчетности, как коммерческие предприятия, так и некоммерческие руководствуются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором регламентированы методологические основы организации учета и требования к бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях существенно отличается от бухгалтерского учета коммерческих предприятий. В данной статье, рассмотрим специфику бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К основным, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетной сфере, нормативно-правовым актам, относятся:

1)             Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

2)              Приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

3)              Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях – это сложная и структурированная система, отличительными чертами которой, являются:

1)                 ориентированный на бюджетный учет, план счетов;

2)                 осуществление учета в разрезе статей бюджетной классификации;

3)                 целевое расходование бюджетных средств;

4)                 финансовый результат отражается в виде «дефицита» или «профицита» бюджета;

5)                 четкий учет расходов и доходов;

6)                 казначейская система исполнения бюджета;

7)                 отличия в составе и формах отчетности.

План счетов, используемый в бюджетных учреждениях, имеет свою специфику. Он включает в себя пять разделов, которые условно можно объединить в следующие группы:

1)                Балансируемые: финансовые акты, нефинансовые активы, обязательства и финансовый результат. Счета данных разделов имеют отражение в балансе, объединены в одну систему, корреспондируют между собой и обеспечивают учет всей финансово-хозяйственной деятельности.

2)                 Небалансируемые: санкционирование расходов хозяйствующего субъекта. Счета пятого раздела не вносятся в баланс, отражаются только в Главной книге. К небалансируемым также относятся забалансовые счета.

Номера счетов в рабочем плане счетов бюджетных учреждений состоят из 26 разрядов. Разряды структурированы следующим образом:

1)                 С 1 по 17 разряд – указывается код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

2)                 18 разряд – код вида деятельности;

3)                 С 19 по 21 разряд – код синтетического счета

4)                 22 – 23 разряды – код аналитического счета

5)                 24 – 26 разряды – код классификации операций сектора государственного управления

В разрядах 1–17, а также 24–26 номера счета отражаются составляющие кода бюджетной классификации. Таким образом, план счетов учета в бюджетных учреждениях имеет тесную взаимосвязь с бюджетной классификацией. Под бюджетной классификацией понимается группировка расходов, доходов и источников финансирования бюджета бюджетной системы РФ. Благодаря бюджетной классификации осуществляется детальный аналитический учет расходов, доходов бюджетных учреждений. Помимо этого, бюджетная классификация является организационным началом системы управления бюджетными средствами. План счетов бюджетного учета и бюджетная классификация – это неделимая основа бюджетного учета. Счета бюджетного учета являются прерогативой синтетического учета, а бюджетная классификация позволяет более детально вести аналитический учет.

Главной целью учета и заключительным этапом учетного процесса является составление финансовой отчетности. В состав отчетности бюджетных учреждений включаются следующие отчеты: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Существуют также и другие отчеты, которые обязательны к формированию. Список необходимых документов установлен в Бюджетном кодексе РФ. Полный же состав отчетности для каждого участника бюджетного процесса, порядок ее составления и представления установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010

№ 191н. В этом приказе также установлены формы отчетов.

Отчет о финансовых результатах и баланс коммерческой организации в отчетности бюджетного учреждения имеют другой вид. В Балансе исполнения бюджета (ф.0503130) показатели учета отражены по двум разделам актива и двум разделам пассива в разрезе бюджетных и внебюджетных средств на начало и конец отчетного периода. При этом вступительный баланс должен соответствовать заключительному балансу. Составляют баланс исполнения бюджета только на один финансовый год. Актив баланса состоит из имущества, классифицируемого по форме функционирования. К разделам актива относятся «Нефинансовые активы» и «Финансовые активы». Нефинансовыми активами являются средства учреждения, обладающие материально-вещественной формой, в частности, это – основные средства, нематериальные активы, материальные запасы, капитальные вложения. В государственной собственности также находятся непроизведенные активы – земля, ресурсы недр и др. Данный вид имущества учитывают отдельно от основных средств, и в балансе предусмотрена отдельная строка для их отражения. Для целей бюджетного учета под балансовой стоимостью активов понимается их первоначальная стоимость. В Балансе бюджетных учреждений предусмотрены отдельные строки для отражения балансовой стоимости активов, амортизации и остаточной стоимости данных активов. Второй раздел баланса – это финансовые активы организации. К ним относятся денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность. В пассиве баланса выделяются следующие разделы: «Обязательства» и «Финансовый результат».

Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, в отличие от бухгалтерского учета коммерческого предприятия, строже регламентирован, имеет более сложную организацию аналитического учета. Несмотря на то, что цели ведения бухгалтерского учета в коммерческих и бюджетных организациях едины, специфические особенности учета в государственных (муниципальных) учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

 

Список использованных источников литературы

 

1)                 Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 509с

2)                 Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. – М.: Проспект, 2016. – 424 c.

3)                 Жуклинец, И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник и практикум / И.И. Жуклинец. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 504 c.

4)                 Лаврушин, О.И. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева. – М.: КноРус, 2013. – 192 c

5)                 Ельчанинова, О.В. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО И КОММЕРЧЕСКОГО ПЛАНА СЧЕТОВ: В сборнике Экономика регионов России: анализ современного состояния и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам 73-й ежегодной научно-практической конференции. 2009. С. 187-190.

6)                 Ельчанинова, О.В. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В сборнике УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Ежегодная 76-я научно- практическая конференция Ставропольского государственного аграрного университета "Аграрная наука – Северо-Кавказскому региону". 2012. С. 40-43.

7)                 Гринько, А.Г., Ельчанинова, О.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: В сборнике ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Ю. Гуляева. 2016. С. 89-94

8)                 Ельчанинова, О.В., Романенко, А.В. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: В сборнике УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 2012. С. 84-86.


 

9)                

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Приказ Минфина России от 25.03

Приказ Минфина России от 25.03

Главной книге. К небалансируемым также относятся забалансовые счета

Главной книге. К небалансируемым также относятся забалансовые счета

Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н

Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н

Список использованных источников литературы 1)

Список использованных источников литературы 1)

БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2023