Особенности дифференциации учебных заданий для обучающихся с особенностями в развитии

  • pptx
  • 14.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сорокина, Тухватуллина. Выступление на методической неделе.pptx



Особенности дифференциации учебных заданий для детей с ОВЗ

Презентацию подготовили:
Сорокина Любовь Викторовна, учитель-дефектолог
Тухватуллина Фарзана Минигалиевна, учитель-дефектолог

Статья 5 закона РФ «об образовании»:

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование.
Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.
Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПОДРАЗУМЕВАЕТ:

организацию учебного процесса, при котором педагог работает с учащимся или с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для физических групп обучаемых.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ВКЛЮЧАЕТ:

отказ от ориентировки на среднего ребенка;
поиск лучших качеств личности, способностей, направленностей личности в образовательном процессе;
прогнозирование результатов образовательной деятельности;
конструирование индивидуальных программ развития ребенка.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА:

изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся и групп учащихся;
умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
осуществление оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся;
создание мотивации успешности учения;
активное стимулирование ученика к образовательной деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ:

фронтальная работа;
дифференцированная самостоятельная работа;
задания различного уровня сложности;
задания различной направленности;
задания с дозированной помощью со стороны учителя;
зрительные опоры на этапе выполнения задания.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

При фронтальной работе учащихся с ЗПР идет дозирование количества пунктов плана при работе с текстом (биография писателей).
Для слабовидящих даётся задание меньшего объёма. Количество пунктов в плане уменьшается.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Для учащихся с ОВЗ упражнение даётся с одним заданием.
Нормируем количество предложений. Можно разделить упражнение на несколько частей - два/три предложения.
Ученикам предлагается сделать один разбор. Рутинная работа не допускается.

ЗАДАНИЯ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

Для учащихся с ОВЗ в общеобразовательном классе задания тоже дозируются по степени сложности.
Если весь класс выполняет дополнительно тестовую часть , то «особенные» ученики выполняют только творческую работу (изложение, сочинение). Допускается применение шаблона.

В отдельном коррекционном классе учащихся можно разделить на три группы: те, кто выполняет задания повышенной сложности – упражнение + дополнительное задание к нему, те, кто выполняет задания среднего уровня сложности – упражнение + грамматическое задание и те, кто справляется с заданиями низкого уровня сложности – здесь ребята выполняют только упражнение.

ЗАДАНИЯ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Варианты дифференцированных заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять. 
Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень – три, за второй – четыре, за третий – пять.
Количество заданий в работе зависит от уровня сложности учебного материала, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

ЗАДАНИЯ С ДОЗИРОВАННОЙ ПОМОЩЬЮ СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЯ

Наиболее распространенными видами помощи являются:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.

дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
начало решения или частично выполненное решение.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОПОРЫ НА ЭТАПЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Для обучающихся с ОВЗ предполагаются наглядные опоры при выполнении заданий - иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)


В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого обучающегося.