Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
(В.Караковский )
Введение.
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются одними из актуальных в педагогике и психологии.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Проблема нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании. Глубокие социально-экономические преобразования заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. К сожалению, в настоящее время потеряны нравственные ориентиры у младших школьников. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны современной, такие как наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, криминализация детской среды, упадок патриотического воспитания и многое другое. Это всё обрушивается на неокрепшее сознание и чувства ребёнка, на его ещё не сформированную сферу нравственности.
Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся на сегодняшний день является одной из главных задач в современной образовательной системе.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственность нельзя усвоить посредством чисто научного образования, никакая наука не в силах заменить любовь, веру и сострадание.
Целью духовно-нравственного воспитания является формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Развитию готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Признание учащимися культурного многообразия российского общества, как важнейшего национального достояния.
- Формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинства и свободу другого человека.
- Расширение кругозора в области нравственности и этики.
- Развитие готовности к нравственному поведению, к взаимоотношению с окружающим миром: природой, обществом.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- Принцип сотрудничества
- Воспитание на традициях
- Личностно-ориентированный подход
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Художественно-эстетическое
-Военно-патриотическое
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-правовое воспитание
Гипотеза: Современные школьники недостаточно знают историю своей Родины, своей семьи, слабо мотивированно патриотическое воспитание.
На мой взгляд необходимость развития военно-патриотического воспитания играет немаловажную роль в формировании духовно-нравственных ориентиров.
Опираясь на гипотезу, пришла к выводу о необходимости создания кружка «Патриот».
Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путём открытий - актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В её основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с историей родного края.
Данная программа кружка развивает у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей - семья, родной город, край, страна.
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.
Задачи программы:
Образовательные: позволит познакомить ребят с многонациональным составом населением нашего города, страны, с историей его возникновения и развития.
Развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы:
Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Принцип систематичности и последовательности- знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как: экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
При разработке рабочей программы, учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Особенностью организации кружка является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности переносится в ту среду, которая изучается. На ряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа «Патриот» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятий, численность детей в группе кружка не более пятнадцати человек. Годовой курс программы рассчитан на 33 часа, одно занятие по одному часу в неделю.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемый результат
Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества- патриотизма, любви к родному краю, Родине.
Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.
Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать значения ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники, общечеловеческие проблемы и ценности, достоверные версии в истории. Приводить примеры исторических и культурных памятников страны, родного края. Различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво). Анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний. На основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи, уважительно относиться к своему городу, стране, народу, России.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Дата проведения |
Примечание |
1 |
Кем были мои предки? |
1 |
Составление летописи |
|
|
2 |
Герб Древней Руси. |
1 |
беседа |
|
|
3 |
О чём говорит моя фамилия? |
1 |
Поисковые задания |
|
|
4 |
Создание герба своей семьи |
1 |
творческая работа |
|
|
5 |
Моя Родина Россия |
1 |
праздник |
|
|
6 |
Флаг России. |
1 |
беседа |
|
|
7 |
Герб России. |
1 |
беседа |
|
|
8 |
Гимн России. Проверочно-тестовые задания |
1 |
Беседа, презентация |
|
|
9 |
Моя малая Родина. |
1 |
Конкурс рисунков |
|
|
10-11 |
Знакомство с историей Саратова |
2 |
видео экскурсия, посещение Саратовской панорамы |
|
|
12-13 |
Герои моего города. |
2 |
Фото вернисаж |
|
|
14 |
Герой РФ Н.В.Исаев. |
1 |
Беседа |
|
|
15 |
Экскурсия к памятнику Н.В.Исаева. |
1 |
Экскурсия |
|
|
16 |
Знакомство с историей создания «Парка Победы». |
1 |
Культпоход |
|
|
17 |
Посещение музея «Боевой Славы». Викторина «Моя малая Родина» |
1 |
Экскурсия |
|
|
18-19 |
Великая Отечественная Война. |
2 |
Просмотр короткометражных фильмов |
|
|
20 |
Города Герои |
1 |
Беседа |
|
|
21 |
Битва за Москву |
1 |
Презентация |
|
|
22 |
Сталинградская битва |
1 |
Презентация |
|
|
23 |
Блокада Ленинграда |
1 |
Презентация |
|
|
24 |
Брестская крепость |
1 |
Презентация |
|
|
25 |
Саратов во время ВОВ. |
1 |
Создание фотоальбома |
|
|
26-27 |
Дети войны. Тест «ВОВ» |
2 |
Беседа |
|
|
28 |
Встреча с героями ВОВ |
1 |
Изготовление открыток, посещение ветеранов |
|
|
29 |
Создание газет посвященных ВОВ. |
1 |
Практическая работа |
|
|
30 |
Подготовка к параду |
1 |
Заучивание речевки, песни, маршеровка. |
|
|
31 |
Парад посвященный ВОВ |
1 |
Практическая деятельность |
|
|
32 |
Экскурсия на Мамаев Курган |
1 |
Экскурсия |
|
|
33 |
Итоговое занятие «Моя Родина Россия» |
1 |
Праздник |
|
|
Основная часть
2.1.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основа образовательных стандартов нового поколения – в формировании универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентность, включая самостоятельную организацию этого процесса:
-личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими нормами, умение выделить нравственных аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы).
- познавательные-универсальные действия включают: общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.
- коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить коллективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Стоить отметить, что во всех школах внеурочная деятельность является обязательной, а ребёнок имеет право выбора.
Заключение
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Список используемой литературы
1. Алексеева О. «Задания для маленьких патриотов». Издательство Л.Петропавловская, О.Алексеева 2010г.
2. Ермакова Т.В. «Воспитание чувств патриотизма у школьников». Издательство «Методист» 2014г.
3. Муравьева И. «Не посрами Земли Русской». Издательство «Тамбовская жизнь»2015г.
4. «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников», методические рекомендации в 2 частях под редакцией А.Я.Данилюка Издательство «Просвещение» 2011г
5. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я-гражданин России», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.ВАКО, 2006.-160с.- (Педагогика. Психология. Управление )
6. Журналы «Начальная школа» и вкладки к журналу «Начальная школа».
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.