Особенности духовно-нравственного воспитание младших школьников.
Оценка 5

Особенности духовно-нравственного воспитание младших школьников.

Оценка 5
docx
14.09.2022
Особенности духовно-нравственного воспитание младших школьников.
особенности дух.-нравст. воспитания.docx

                                                                                 Без памяти – нет истории.

                                                                                 Без истории – нет культуры.

                                                                                Без культуры – нет духовности.

                                                                               Без духовности нет воспитания.

                                                                               Без воспитания – нет Человека.

                                                                               Без Человека нет – Народа!

                                                                                                                  (В.Караковский )

  

 Введение.

      Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются одними из актуальных в педагогике и психологии.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

      Проблема нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании. Глубокие  социально-экономические преобразования заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. К сожалению, в настоящее время потеряны нравственные ориентиры у младших школьников. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны современной, такие как наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, криминализация детской среды, упадок патриотического воспитания и многое другое. Это всё обрушивается на неокрепшее сознание и чувства ребёнка, на его ещё не сформированную сферу нравственности.

      Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся на сегодняшний день является одной из главных задач в современной образовательной системе.

       Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственность нельзя усвоить посредством чисто научного образования, никакая наука не в силах заменить любовь, веру и сострадание.

     

 Целью духовно-нравственного воспитания является формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Развитию готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром.

        Задачи духовно-нравственного воспитания:

- Признание учащимися культурного многообразия российского общества, как важнейшего национального достояния.

- Формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинства и свободу другого человека.

- Расширение кругозора в области нравственности и этики.

- Развитие готовности к нравственному поведению, к взаимоотношению с окружающим миром: природой, обществом.

      Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

      Принципы духовно-нравственного воспитания:

- Принцип сотрудничества

- Воспитание на традициях

- Личностно-ориентированный подход

- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса

      Основные направления духовно-нравственного воспитания:

- Художественно-эстетическое

-Военно-патриотическое

- Спортивно-оздоровительное

- Духовно-правовое воспитание

         Гипотеза: Современные школьники недостаточно знают историю своей Родины, своей семьи, слабо мотивированно патриотическое воспитание.

 

На мой взгляд необходимость развития военно-патриотического воспитания играет немаловажную роль в формировании духовно-нравственных ориентиров.

Опираясь на гипотезу, пришла к выводу о необходимости создания кружка «Патриот».

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путём открытий - актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В её основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с историей родного края.

     Данная программа кружка развивает у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей - семья, родной город, край, страна.

    Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.

Задачи программы:

Образовательные: позволит познакомить ребят с многонациональным составом населением нашего города, страны, с историей его возникновения и развития.

Развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы:

Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;

Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

Принцип систематичности и последовательности- знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как: экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы.

Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

    При разработке рабочей программы, учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

    Особенностью организации кружка является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности переносится в ту среду, которая изучается. На ряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

    Программа «Патриот» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятий, численность детей в группе кружка не более пятнадцати человек. Годовой курс программы рассчитан на 33 часа, одно занятие по одному часу в неделю.

    Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

     Ожидаемый результат

Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества- патриотизма, любви к родному краю, Родине.

Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

      Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств.

Обучающиеся получат возможность научиться: понимать значения ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники, общечеловеческие проблемы и ценности, достоверные версии в истории. Приводить примеры исторических и культурных памятников страны, родного края. Различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво). Анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний. На основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи, уважительно относиться к своему городу, стране, народу, России.

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения

Примечание

1

Кем были мои предки?

1

Составление летописи

 

 

2

Герб Древней Руси.

1

беседа

 

 

3

О чём говорит моя фамилия?

1

Поисковые задания

 

 

4

Создание герба своей семьи

1

творческая работа

 

 

5

Моя Родина Россия

1

праздник

 

 

6

Флаг  России.

1

беседа

 

 

7

Герб России.

1

беседа

 

 

8

Гимн России.

Проверочно-тестовые задания

1

Беседа, презентация

 

 

9

Моя малая Родина.

1

Конкурс рисунков

 

 

10-11

Знакомство с историей Саратова

2

видео экскурсия, посещение Саратовской панорамы

 

 

12-13

Герои моего города.

2

Фото вернисаж

 

 

14

Герой РФ Н.В.Исаев.

1

Беседа

 

 

15

Экскурсия к памятнику Н.В.Исаева.

1

Экскурсия

 

 

16

Знакомство с историей создания «Парка Победы».

1

Культпоход

 

 

17

Посещение музея «Боевой Славы». Викторина «Моя малая Родина»

1

Экскурсия

 

 

18-19

Великая Отечественная Война.

2

Просмотр короткометражных фильмов

 

 

20

Города Герои

1

Беседа

 

 

21

Битва за Москву

1

Презентация            

 

 

22

Сталинградская битва

1

Презентация

 

 

23

Блокада Ленинграда

1

Презентация

 

 

24

Брестская крепость

1

Презентация

 

 

25

Саратов во время ВОВ.

1

Создание фотоальбома

 

 

26-27

Дети войны.

 Тест «ВОВ»

2

Беседа

 

 

28

Встреча с героями ВОВ

1

Изготовление открыток, посещение ветеранов

 

 

29

Создание газет посвященных ВОВ.

1

Практическая работа

 

 

30

Подготовка к параду

1

Заучивание речевки, песни, маршеровка.

 

 

31

Парад посвященный ВОВ

1

Практическая деятельность

 

 

32

Экскурсия на Мамаев Курган

1

Экскурсия

 

 

33

Итоговое занятие «Моя Родина Россия»

1

Праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

2.1.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основа образовательных стандартов нового поколения – в формировании универсальных учебных действий,  направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентность, включая самостоятельную организацию этого процесса:

-личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими нормами, умение выделить нравственных аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы).

- познавательные-универсальные действия включают: общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.

- коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить коллективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Стоить отметить, что во всех школах внеурочная деятельность является обязательной, а ребёнок имеет право выбора.

 

 

 

 

Заключение

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Алексеева О. «Задания для маленьких патриотов». Издательство Л.Петропавловская, О.Алексеева 2010г.

2.     Ермакова Т.В. «Воспитание чувств патриотизма у школьников». Издательство «Методист» 2014г.

3.     Муравьева И. «Не посрами Земли Русской». Издательство «Тамбовская жизнь»2015г.

4.     «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников», методические рекомендации в 2 частях под редакцией А.Я.Данилюка Издательство «Просвещение» 2011г

5.     О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я-гражданин России», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.ВАКО, 2006.-160с.- (Педагогика. Психология. Управление )

6.     Журналы «Начальная школа» и вкладки к журналу «Начальная школа».


 

7.     Скачано с www.znanio.ru

Без памяти – нет истории.

Без памяти – нет истории.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования…

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования…

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации

На мой взгляд необходимость развития военно-патриотического воспитания играет немаловажную роль в формировании духовно-нравственных ориентиров

На мой взгляд необходимость развития военно-патриотического воспитания играет немаловажную роль в формировании духовно-нравственных ориентиров

Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности

Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности

Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

Программа «Патриот» рассчитана на 1 год

Программа «Патриот» рассчитана на 1 год

Тема Кол-во часовФорма проведенияДата проведенияПримечание 1Кем были мои предки?1Составление летописи 2Герб

Тема Кол-во часовФорма проведенияДата проведенияПримечание 1Кем были мои предки?1Составление летописи 2Герб

Великая Отечественная Война

Великая Отечественная Война

Особенности духовно-нравственного воспитание младших школьников.

Особенности духовно-нравственного воспитание младших школьников.

Основная часть 2.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования

Основная часть 2.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования

Земля, экологическое сознание;

Земля, экологическое сознание;

Основа образовательных стандартов нового поколения – в формировании универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентность, включая…

Основа образовательных стандартов нового поколения – в формировании универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентность, включая…

Заключение Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к

Заключение Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022