Особенности финансирования сферы культуры и искусства Российской Федерации
Оценка 5

Особенности финансирования сферы культуры и искусства Российской Федерации

Оценка 5
Научные работы
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
02.05.2020
Особенности финансирования сферы культуры и искусства Российской Федерации
В статье рассмотрены особенности культурной политика и финансирования учреждений культуры и искусства в Российской Федерации. В России остается востребованным участие государства и органов местного самоуправления в финансировании учреждений культуры и искусства. Важную роль в решении проблемы финансирования учреждений культуры и искусства, а также их развития играют целевые программы
Особенности финансирования сферы культуры Российской Федерации.docx

Леонтьева И.А.

Особенности финансирования сферы культуры  Российской Федерации

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности культурной политика и финансирования учреждений культуры в Российской Федерации. В России остается востребованным участие государства и органов местного самоуправления в финансировании учреждений культуры. Важную роль в решении проблемы финансирования учреждений культуры и их развития играют государственные программы.

Ключевые слова: финансирование учреждений культуры, субсидии, бюджетные инвестиции, бюджетное ассигнование, государственно-частное партнерство.

 

Актуальность исследования финансирования учреждений культуры в Российской Федерации обусловлена тем, что таковое было и остается одной из главных проблем социального государства. Приоритетными аспектами  заботы государства являются вопросы состояния экономики, повышения уровня жизни граждан, достижения стабильности цен на рынках. Как правило, вопросы состояния и финансового обеспечения культуры уходят на второй план, что отнюдь не означает их второстепенность в жизни общества в целом и каждого отдельного человека в частности.

При переходе к рыночной экономике в Российской Федерации обостряется проблема финансирования сферы культуры и искусства, они оказываются в невыгодном положении, ведь бюджетное финансирование стремительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов приводит к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования.

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру (как и на все другие отрасли бюджетной сферы) из госбюджета с каждым годом становятся меньше, а с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, есть необходимость сохранения и развития социально-культурной сферы (что порождает создание общественных организаций, разработку целевых программ и т.п.).

В Российской Федерации финансовые средства организации культуры образуются за счет:

― бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

― добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

― кредитов банков и иных кредитных учреждений;

― других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы от проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи [1, с. 55].

Анализ практики финансовой деятельности российских бюджетных учреждений показывает, что финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах:

― субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

― субсидии на иные цели;

― бюджетные инвестиции [2, ст.ст. 78.1, 79].

В соответствии со ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений [5].

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:

― осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;

― обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом [5, ст. 46].

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

― оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала), как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

― содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

― содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

― содержание животных в зоопарках и цирках;

―комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

― материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

― оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в т.ч. обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

― проведение капитального ремонта;

― реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

― другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры [4].

При этом запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.

В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских учреждений культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи. Внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:

― арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д., за использование транспортных средств;

― различные виды платных услуг;

― коммерческая деятельность;

― пожертвования (спонсорство и меценатство);

― фандрейзинг (в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора) [4].

Понятие пожертвования дано в ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации: пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в частности, фондам, музеям и другим учреждениям культуры. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества [3].

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается [5, ст. 46].

В последние десятилетия учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой. Так, в силу закона государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [5, ст. 47].

Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Организации культуры в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог [5, ст. 51].

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, ― органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, – органами местного самоуправления [5, ст. 52].

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Например, порядок использования финансовых средств Российской государственной библиотекой определен в ее Уставе, согласно которому денежные средства и иное имущество, которыми библиотека вправе распоряжаться самостоятельно, с согласия Министерства культуры Российской Федерации могут быть переданы библиотекой некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [6].

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы, но в России это в основном корпоративное финансирование, а доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала, что связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности [4].

В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить: перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные; утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных); формирование муниципального задания; разработка нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг; определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.

Одним из наиболее эффективных механизмов реализации государственной культурной политики является разработка и последующая реализация целевых программ, которые являются, в первую очередь, инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, а также способом концентрации ресурсов для решения неотложных первоочередных проблем и задач. Реализация программ обеспечивает достижение поставленных целей наиболее эффективными способами и в установленные сроки [7, с. 83].

Выводы

Сфера культуры Российской Федерации представлена большим многообразием учреждений, обеспечивающим предоставление услуг культурно-досугового характера.

Финансовое обеспечение мероприятий и услуг сферы культуры РФ осуществляется из различных источников, основным из которых являются средства бюджетов всех уровней бюджетной системы государства. 

Малочисленность органов управления культуры, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований.

Для развития учреждений культуры необходимо использование всех возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры.

Культурная политика Российской Федерации и финансирование учреждений культуры должна развиваться по собственным принципам, с учетом лишь некоторых положительных сторон зарубежного опыта, поскольку структура российской сферы культуры, наполненность ее учреждениями культуры и характер взаимоотношений с получателями услуг существенно отличается от зарубежных образцов. Необходимо сформировать собственный опыт реализации культурной политики и финансирования учреждений культуры.

 

Литература

1. Батурин, Л.А. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Л.А. Батурин. ― М.: Март, 2005. ― 251 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. ― 1998. ― № 31. ― Ст. 3823; Российская газета. ― 2020. ― 24 апреля.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г., с изм. от 28.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. ― 1996. ― № 5. ― Ст. 410; ― 2019. ― № 12. ― Ст. 1224.

4. Инкина, О.В. Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры / О.В. Инкина [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://infourok.ru/problemi-finansirovaniya-uchrezhdeniy-kulturi-490966.html (дата обращения: 01.08.2019).

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом РФ 09.10.1992 г. № 3612-1 (ред. от 01.04.2020 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. ― 1992. ― 46. ― Ст. 2615; Собрание законодательства РФ. ― 2020. ― № 14 (ч. I). ― Ст. 2028.

6. Постановление Правительства РФ от 08.09.2011 г. № 760 (ред. от 28.09.2018 г.) «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения “Российская государственная библиотека”» // Собрание законодательства РФ. ― 2011. ― № 38. ― Ст. 5381).

7. Уткина, Т.В. Цели и механизмы государственной политики в сфере культуры: Российский и зарубежный опыт / Т.В. Уткина // ИнноЦентр: Электронный научно-практический журнал. ― 2018. ― № 2(19). ― С. 82–87 [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://innoj.tversu.ru/Vipusk2(19)2018/12%20-%20%D0%A3%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Особенности финансирования сферы культуры

Леонтьева И.А. Особенности финансирования сферы культуры

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке

В соответствии со ст. 46 Основ законодательства

В соответствии со ст. 46 Основ законодательства

При этом запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений…

При этом запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений…

Понятие пожертвования дано в ст

Понятие пожертвования дано в ст

Так, в силу закона государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством

Так, в силу закона государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством

Российской Федерации, ― органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, ― органами государственной власти субъектов

В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить: перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;…

В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить: перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;…

Для развития учреждений культуры необходимо использование всех возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры

Для развития учреждений культуры необходимо использование всех возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры

Постановление Правительства РФ от 08

Постановление Правительства РФ от 08
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020