Особенности формирования математичеких представлений у детей с нарушениями речи
Оценка 5

Особенности формирования математичеких представлений у детей с нарушениями речи

Оценка 5
docx
05.03.2022
Особенности формирования математичеких представлений у детей с нарушениями речи
Особенноси формирования математичеких представлений у детей с нарушениями речи.docx

Особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи.               

Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счётными операциями служит речь.

В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по математике в дошкольном учреждении и на уроках в школе происходит обогащение и активизация словарного запаса детей, используется разнообразный речевой материал. (весёлые стихи о цифрах, сказки,  ,рассказы, загадки, ребусы, считалки, поговорки) В процессе занятий математикой развивается объяснительная и доказательная речь, дети учатся оречевлять свои действия. Их учат использовать математические термины – Названия геометрических фигур, элементы фигур, вычислительных действий (прибавить, вычесть), сравнительных действий (больше-меньше, дальше-ближе), пространственных отношений (верх-низ, впереди-сзади). Ведётся работа по формированию грамматического строя речи (согласование числительных с существительными: один стол, два стола, пять столов), изменение существительных по падежам (много столов, несколько домов, множество фигур) Интересной формой работы является создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают рассказы и сказки, сочиняют истории о цифрах от первого лица: например, я-единица, у меня острый нос, я очень любопытная и везде его сую. В процессе такого вида работы развиваются творческие способности и связная речь детей.

Таким образом, процесс развития речи детей тесно связан с процессом формирования математических представлений.

Но иногда возникают трудности. Всем известны такие логопедические понятия, как                                                                          Дислексия –нарушение процесса чтения. Дисграфия –Нарушение процесса письменной речи.                                                      А что такое Дискалькулия?  Это специфическое расстройство арифметических навыков. У человека с дискалькулией наблюдаются стойкие сложности с владением математическими операциями, их освоением, пониманием чисел, затруднениями в областях, связанных с математикой. Иногда её даже называют математической дислексией. Действительно, эти нарушения   могут сопутствовать друг другу, однако не все люди с дислексией имеют дискалькулию. Чаще всего уже в дошкольном и младшем школьном возрасте можно определить наличие дискалькулии у ребёнка.

Точные причины возникновения дискалькулии  неизвестны, но есть предположение,что это может быть связано как с генетическими факторами, так и органическими особенностями развития головного мозга. Также известно, что данное нарушение часто встречается у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)                                                                                                          Как понять, что у ребёнка дискалькулия?                                                                                                                                    -Он не «чувствует чисел. Не понимает, что число-это не просто слово, и не связывает его с количеством.                                                                                                                                                                                                                                                    –испытывает трудности, выполняя обратный счёт, не может определить соседние числа.                                                                                                                       -для определения количества пересчитывает предметы заново, часто требуется наглядная опора для выполнения счёта.                                                                                                                                                                                       -затрудняется в освоении простых арифметических действий, несмотря на длительное заучивание.                                                                                                                                                                                                        –затрудняется в распознавании цифр, а при написании может их переворачивать.                                                                                          –многократное повторение таблицы умножения не приводит к запоминанию.                                                                                                –испытывает сложности в определении времени на часах                                                                                                                              -не «дружит» с графиками, диаграммами и другими схемами.  Необязательно, чтобы все признаки присутствовали одновременно. При этом, важно понимать, что не все трудности в освоении математики являются следствием именно дискалькулии. Кроме того, ребёнок с дискалькулией может быть вполне успешен в освоении других предметов.

Вопрос о необходимости обследования ребёнка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам , школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение  диагноза осуществляется врачом-психиатром. 

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга.  Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают приём ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трёх направлениях:                                                                                                                                                                    1 Развитие пространственных функций.                                                                                                                                               2 Развитие речи.                                                                                                                                                                          3 Развитие способностей к арифметике.        

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребёнок начинает осваивать счёт, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается .Для профилактики дискалькулии рекомендуется выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры-рисунка, пальцев, счётных палочек.              


 

Особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

Особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

Кроме того, ребёнок с дискалькулией может быть вполне успешен в освоении других предметов

Кроме того, ребёнок с дискалькулией может быть вполне успешен в освоении других предметов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2022