Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте.
Оценка 4.9

Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте.

Оценка 4.9
docx
16.03.2024
Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте.
педсовет питание.docx

Департамент образования города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 153»

(МБДОУ «Детский сад № 153»)

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОО:

«Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте»

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнил: Сироткина Т. А.                                                                                                                воспитатель                                                                                                                          1квалификационной категории

                                                                              

                                                    г. Нижний Новгород

 

Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте.

"Какова пища - таков и ум,
Каков ум - таковы и мысли,
Каковы мысли - таково и поведение,
Каково поведение - такова и судьба".

                   Шри Сатья Саи Баба

     Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает  непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья.

     Сегодняшняя ситуация по организации населения питанием осложнена тем, что  продуктовые рынки страны переполнены  продукцией с различными добавками синтетического происхождения, геномодифицированной продукцией и связанной с ней широкой рекламной компанией. Употребление продуктов синтетического происхождения часто вызывает пищевую аллергию, бронхиальную астму, дерматиты и кишечные расстройства.

Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», чтоб оградить наших детей от часто рекламируемых чипсов, шоколадок, гамбургеров и газировки.

 

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, педагогов и психологов.

А. С. Алексеева утверждает, в детском возрасте формируется стереотип от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

О. А. Моталыгина считает, что ребенок 6-7 лет может и должен самостоятельно оценивать свое питание, если взрослые ему помогут.

Задачей взрослых является формирование  у дошкольника определенных знаний в области питания, по этому, целью своей работы мы считаем формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового ребенка.

Для достижения данной цели нами были поставлены задачи:

1.Сформировать у детей понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья.                                                   2.Сформировать знания о полезных и вредных продуктах.                         3.Познакомить детей с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов.                                                                              3.Познакомить с правилами современного этикета.                          4.Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи.                                                                                                                          5.Обучить детей культуре питания.                                                         6.Способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье.    7.Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию.

    В своей работе мы используем программу «Разговор о правильном питании», разработанную, специалистами института воспитательной физиологии. Эта программа помогает  познакомить детей с основами рационального питания, как составной части образа жизни, в доступной для детей форме обучать их  навыкам и принципам правильного питания.

В основе правильного питания лежат 5 принципов. Наша работа заключается в том, чтобы ребенок освоил эти принципы.

Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие.

Регулярность –  режим питания.

Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищиПитание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 6-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. У ребенка должно быть сформирование представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтра, обед, полдник и ужин.

Разнообразие – задача педагогов, родителей сформировать разнообразный вкусовой кругозор ребенка, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Надо помочь понять, что вкусная, не всегда полезная еда.

Адекватность – это восполнение энергозатрат организма. У детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.

Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

Ребенку необходимо знать, что если сомневаешься в свежести продукта, то есть его нельзя. Формировать понятие того, что новые незнакомые для нашей культуры питания продукты могут содержать опасные для здоровья аллергены.  Знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого.

Удовольствие -  пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом.

 Во время приема пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, обсудить достоинства блюд. Научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.

Для проведения работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи  были подготовлены презентации: «Витамины с грядки», «Самые полезные продукты», «Удивительные превращения пирожка». Созданы картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок, физкультминуток и экспериментов. Обновили наглядный и демонстрационный материал. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола, складывания салфеток, картинки по сервировке и, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи.  Были созданы дидактические игры «Фермерская ярмарка», «Посуда для кухни», «Полезно – вредно» , «Что едят в сыром виде, а что в вареном», «Что чем едят», «Пищевая пирамида», «Что лишнее» и другие. В уголках дежурства обновили схемы дежурства, правила сервировки, поведения  за столом.

     Разработанные методические материалы позволяют в доступной для детей форме познакомить их с основами рационального питания, как составной части образа жизни, обучить навыкам и принципам правильного питания.

     В своей работе мы используем следующие методы и приемы:

 

Методы

Приемы

Словесные методы.

Рассказ педагога

Вопросы; обмен мнениями; беседа до и после рассказа; рассматривание наглядных материалов.

Рассказы детей

Вопросы, напоминания, соучастие воспитателя, анализ, оценка.

Предварительная беседа

Беседа

Индивидуальная беседа

Рассматривание наглядных материалов, вопросы, моделирование, задания на сравнение, обобщение, пояснение, объяснение,

самооценка результатов деятельности, показ, оценка педагога.

Чтение художественной литературы

Чтение произведения по книге или наизусть, рассказывание, инсценировка, заучивание наизусть

Наглядные методы

 

 

 

Наблюдение

Показ способа действий, показ образца, показ предметов, демонстрация картин, иллюстраций, использование ИКТ, вопросы, обсуждение

Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем

Вопросы, образец рассказа, задания творческого характера

Практические методы

Упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие, речевые)

Многократное повторение умственных и практических действий

Игровой

Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация

Элементарные опыты и эксперименты

Вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи

Моделирование

Вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи

 

Система работы с детьми предполагает различные формы формирования представлений о правильном питании. Основными формами работы являются: образовательная деятельность, игры, досуги, развлечения.

Поставленные задачи реализуются через  познавательные занятия и свободную деятельность. В ходе образовательной деятельности знакомим с правилами и принципами питания через различные игры. В свободной деятельности – играх, продуктивной деятельности закрепляем навыки и умения, полученные в ходе образовательной деятельности.

При организации образовательной деятельности большое внимание уделяем игровым приемам. В гости к детям приходят герои  сказок, рассказов, мультфильмов - Айболит, кот Матроски, Неболейка, Незнайка, а так же уже знакомые детям персонажи – дед Знай, бабушка Догадушка и внучок Почемучка.

Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Занятия  превращаются в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую, дети становятся исследователями, следопытами, поварами, технологами питания.

Темы образовательной деятельности взяты из программы «Разговор о правильном питании».

Темы ООД (проводились два раза в месяц):                                                                                                                - Если хочешь быть здоровым;                                                                                          - Из чего варят каши и как сделать каши вкусными;                                                           - Что надо есть, если хочешь стать сильнее;                                                                   - Самые полезные продукты;                                                                                                - Как правильно накрыть на стол;                                                                                        - Как правильно вести себя за столом.

В ходе создания  проблемных ситуаций, побуждаем детей находить правильный ответ на вопросы, закрепляем навыки рационального питания, этику и эстетику питания, учим составлять несложный  дневной рацион.

Для этого используем познавательную деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Сколько жира в чипсах?», «Как соль влияет на рост растений?»,  «Молоко, молочные и кисломолочные продукты».

В своей работе мы учитываем то, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром. Широко используем дидактические игры: «Приготовь салат», «Свари компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу»,  которые способствуют знакомству детей с особенностями приготовления блюд, помогают выявить полезность продукта, вызывать интерес к разнообразным вкусам блюд.

     Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Семейный ужин», «День рождения куклы Кати», «Кафе», «Магазин» помогают отработать полученные навыки сервировки стола, правил поведения, составление дневного рациона. Дети в играх опираются на свой опыт, традиции семей.

    Знакомство с художественной литературой способствует обогащению словарного запаса детей, воспитанию культуры поведения за столом, помогает приобщить к народному фольклору, дети учатся быть вежливыми, гостеприимными, формировать культурно-гигиенические навыки, знания о русской национальной кухне. В своей работе мы используем такие сказки и рассказы как: «Весной на даче», «День рождения», «Интересный разговор», «Волшебный шоколад» и другие, а так же «Пословицы и поговорки о питании и еде, продуктах и пище, здоровом питании.

    Одной из форм привития культуры питания является дежурство. Дежурные полностью накрывают на  стол: раскладывают индивидуальные салфетки, вилки, ложки, хлебницы, салфетницы, чашки, блюдца и тарелки (с раздаточного стола). Руководство воспитателя  направлено на предупреждение ошибок и исправление, если они будут допущены. Для этого воспитатель просит дежурных вспомнить, что необходимо сделать и в какой последовательности. Если дети затрудняются, то педагог обращает внимание на схемы. По окончании работы, дежурные проверяют правильность сервировки стола, анализируют опущенные ошибки.

     Большое внимание уделяется формированию навыков культуры приема пищи. Перед обедом проводятся беседы о правильном питании, о культуре поведения за столом, перед каждым приемом пищи проводится реклама блюд. Во время приема пищи воспитатели следили, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не класть, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.

     Формирование навыков правильного питания невозможно без взаимодействия с семьей. В первую очередь с родителями было проведено анкетирование для выяснения знаний в области здорового питания. По результатам анкетирования выяснилось, что знания родителей недостаточны, многие родители не знают, какую информацию следует давать детям о правильном питании. По итогам анкетирования с родителями были проведены  консультации «Важность правильного питания», «Как накормить малоежку», «Как красиво оформить детские блюда», «Особенности питания детей». Ежедневно родители знакомятся с примерным десятидневным меню, ведется пропаганда здорового питания и соблюдения правил столового этикета.

    В ходе проведенной работы:

- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, улучшился аппетит;

-  у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть;

- сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одним из необходимых условий правильного питания;

    Родителей отмечают, что проводимая нами работа по формированию основ правильного и здорового питания, оказывает влияние на организацию правильного питания в семье.

В дальнейшем  мы планируем:

- подготовить презентации : «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной», «Время есть булочки»;

- создать картотеки по развитию связной речи: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»;

- разработать и провести проект «Наше здоровье в наших руках»

 

 


 

Департамент образования города

Департамент образования города

Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте

Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте

Для достижения данной цели нами были поставлены задачи: 1

Для достижения данной цели нами были поставлены задачи: 1

Знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого

Знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого

Наглядные методы Наблюдение

Наглядные методы Наблюдение

Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают

Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают

Если дети затрудняются, то педагог обращает внимание на схемы

Если дети затрудняются, то педагог обращает внимание на схемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024