Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной школы
Оценка 4.8

Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной школы

Оценка 4.8
docx
18.05.2024
Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной	 школы
Кузенко_статья3.docx

Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной    школы

Кузенко Екатерина Александровна, студент магистратуры

Научный руководитель: Чердынцева Евгения Валерьевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

 

В статье автор исследует педагогические условия при формировании самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной школы

 

Ключевые слова: самосохранительное поведение, педагогические условия, образовательный процесс

 

Проблема формирования самосохранительного поведения у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности.

Вопросы   «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих   широко   рассмотрены    в    работах    В.Г.    Алямовской, Ф.Р.   Асадулаевой,    Э.Ю.   Бачиевой,   Л.В.   Капилевича, В.А.   Лищук, Е.В. Мосткова, Е.Е. Чепурных и других.

Особенности формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста исследуются З.И. Айгумовой, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, В.В. Давыдовым, Л.Ф. Тихомировой и других.

Методические основы формирования самосохранительного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности освещены в работах Т.Е. Виленской, Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым и других.

Аспекты по формированию безопасности поведения у младших школьников раскрывают в своих исследованиях: Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, С. Дерябо, В.А. Кан-Калик, Д.В. Колесов, JI.A Щелчкова и других.

процессе».

Из выше изложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы условия формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе.

Объект, предмет, цель, гипотеза, задачи представлены на слайде.

Основные понятия представлены на слайде.

На актуальность исследования указывает и то, что реализация образовательных программ в текущем периоде осуществляется в соответствии с системой стандартов образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых особое место занимает выполнение выпускником начальной школы правил здорового и экологически целесообразного образа жизни [50]. В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на 3-х уровнях.

¾                         на социально-педагогическом уровне актуальность продиктована потребностью общества в личности, ведущей здоровый образ и безопасный жизни;

¾                         на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена недостаточной теоретической освещенностью формирования основ самосохранительного поведения у младших школьников в образовательном процессе;

¾                         на научно-методическом уровне актуальность исследования определена тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе.

Началом опытно-экспериментальной работы по формированию самосохранительного поведения детей младшего школьного возраста послужило проведение диагностических мероприятий по выявлению уровня осознанного отношения детей к собственному здоровью, владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья, а также степени участия школьников в мероприятиях пропагандирующих здоровый образ жизни. На основе систематизации полученных результатов по трем направлениям диагностики, включающих параметры физического развития и ценностного отношения детей, был определен общий уровень сформированности представлений и навыков сохранения и укрепления здоровья школьников.

Исследование проводилось на базе МКОУ «Благодаровская СШ» в 2023–2024 учебном году. В исследовании принимали участие 30 детей 7–11 лет (1 – 4 класс).

Критерии, показатели, диагностические методики для исследования представлены на слайде.

Исходя из выделенных критериев и показателей, были определены три уровня сформированности навыков самосохранительного поведения у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Критерии

Показатели

Диагностические методики

Мотивационно- ценностный

-     ценностное отношение к здоровью;

 

 

-          мотивация    проявления самосохранительного поведения

 

 

- определение теоретических знаний о безопасности жизнидеятельности

-      методика «Мои ценности» (автор И.Ю.                Абросимова                [1]) (модифицированная                методика

«Ценностные ориентации» М. Рокича);

-                           методика             исследования доминирующих                          мотивов самосохранительного поведения (автор М.Г. Маринина [43])

 

- методика «Определение  теоретических знаний по основам безопасности жизнидеятельности» (Р.Б. Стеркина)

Когнитивный

-   представления о строении и функциях организма человека;

-        знание правил личной гигиены;

-    представления о здоровье и здоровом образе жизни;

-   анкета «Что ты знаешь об организме человека?»;

 

-  анкета «Правила личной гигиены»;

 

-                      методика           «Незаконченные предложения» (автор М.Г. Маринина [43])

Деятельностно- практический

- умение применять знания о самосохранении на практике;

 

- выявление у детей интереса к соблюдению правил безопасности жизнидеятельности в школе, классе, применение в повседневной жизни.

-                             методика               «Выявление самосохранительного поведения»   (автор И.В. Кузнецова [36]);

-  индивидуальная беседа;

 

-  наблюдение за детьми в естественных условиях.

Эмоционально- волевой

-     характер эмоциональных переживаний, вызываемых здоровым образом жизни;

-           волевые усилия для поддержания здорового образа жизни

-             рисуночный тест «Изучение отношения ребенка к самосохранительному поведению» (автор М.Г. Маринина [43]);

 

-  наблюдение за деятельностью детей;

-  анкетирование родителей.

Высокий уровень сформированности самосохранительного поведения по мотивационно-ценностному критерию выявлен у 4 школьников (13%), средний уровень у 10 учащихся (33%), низкий у 16 учащихся

(54%).

 

Полученные данные на контрольном этапе позволяют сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая в образовательном процессе, посредством соблюдения педагогических условий (обеспечение целостности и системности процесса формирования навыков самосохранительного поведения обучающихся во внеурочной деятельности; использование разнообразных форм, методов работы с детьми, разнообразных видов внеурочной деятельности; взаимодействие всех участников образовательного процесса; обеспечение двигательной активности младших школьников во всех формах образовательной  деятельности.) и реализации модели «Путь к здоровью» по формированию самосохранительного поведения, способствуют развитию умений самосохранительного поведения у младших школьников в образовательном процессе.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной школы

Особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе начальной школы

Вопросы «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах

Вопросы «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах

Началом опытно-экспериментальной работы по формированию самосохранительного поведения детей младшего школьного возраста послужило проведение диагностических мероприятий по выявлению уровня осознанного отношения детей к собственному здоровью, владения…

Началом опытно-экспериментальной работы по формированию самосохранительного поведения детей младшего школьного возраста послужило проведение диагностических мероприятий по выявлению уровня осознанного отношения детей к собственному здоровью, владения…

Критерии Показатели

Критерии Показатели

Полученные данные на контрольном этапе позволяют сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая в образовательном процессе, посредством соблюдения педагогических условий ( обеспечение…

Полученные данные на контрольном этапе позволяют сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая в образовательном процессе, посредством соблюдения педагогических условий ( обеспечение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2024