В статье автор исследует психолого – педагогический особенности при формировании самосохранительного поведения младших школьников
Предметом исследования является самосохранительное поведение. Объектом исследования является: младший школьник. Автор подробно рассматривает такие аспекты как сущность самосохранительного поведения. Особое внимание уделяет самосохранительному поведению младших школьников в образовательном процессе.
В современном обществе ведущее значение отводится формированию у подрастающего поколения самосохранительного поведения. Это связано с повышенными рисками для здоровья и безопасности личности в социальной среде. В научных исследованиях представлены различные подходы к сущности и содержанию понятия «самосохранительное поведение». Рассмотрим их более детально.
В отечественной науке проблему самосохранительного поведения также изучали такие авторы, как: А.И. Антонов, В.А. Борисов и В.М. Медков. Они разработали методологию формирования самосохранительного поведения. При этом в трудах исследователей раскрываются основные мотивы самосохранительного поведения личности, формы такого поведения, гендерная специфика данного вида поведения. Исследование проблемы самосохранительного поведения также представлено в работах социолога А.И. Антонова, который особое внимание уделяет ценностям, мотивам и установкам самосохранительного поведения. По мнению указанного автора, на самосохранительное поведение личности оказывают влияние ее внутренние мотивы и установки, а также ценности, которые были сформированы на определенном возрастном этапе [2]. Представленные подходы раскрывают аксиологический смысл понятия «самосохранительное поведение», поскольку исследователи акцентируют внимание на ценностях жизни и здоровья человека как ведущих ориентирах его деятельности.
В научной работе кандидата педагогических наук А.В. Саутиной под самосохранительным поведением понимается модель жизнедеятельности младших школьников, способствующая оптимизации их физического, психологического и социального здоровья. Исследователь полагает, что формирование у детей ответственности за собственную жизнь и здоровье должно быть приоритетным направлением воспитательной деятельности педагога. А.В. Саутина отмечает, что необходимо создание педагогических технологий, способствующих формированию готовности обучающихся в начальной школе к самосохранительной деятельности. Ценность позиции автора заключается в том, что особое значение придается педагогической деятельности, способствующей формированию у младших школьников ценностного отношения к собственному здоровью, что, на наш взгляд, является одним из ведущих компонентов самосохранительного поведения. При этом выделяются физический, психологический и социальный аспекты здоровья, что определяет высокую практическую значимость этого подхода в решении исследуемой проблемы.
Раскроем позиции других исследователей к сущности и структуре самосохранительного поведения. Ученые М.С. Фриз, Е.Г. Вержбицкая, Т.А. Шатохина, Н.А. Караханова рассматривают самосохранительное поведение как деятельность, способствующую длительному сохранению обучающимися своей жизни и здоровья, обеспечению собственной безопасности от возможных отрицательных влияний среды. В структуре самосохранительного поведения авторы выделяют когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный и ценностный компоненты. К когнитивному компоненту они относят знания о способах сохранения здоровья. В эмоционально-волевой компонент авторы включают эмоции и чувства детей, связанные со здоровьем. Деятельностный компонент, по мнению авторов, составляет деятельность по укреплению здоровья. Ценностный компонент включает понимание ценности собственного здоровья. Исследователи особое значение придают реализации комплексного подхода в формировании всех рассмотренных компонентов самосохранительного поведения обучающихся в начальной школе. Авторы этого подхода рассматривают самосохранительное поведение в аспекте его ценности для человека, а также эмоций и чувств личности, связанных со здоровьем, что является значимым в реализации ей способов здоровьесбережения в практической жизнедеятельности.
Ученые И.Н. Симаева, А.В. Алимпиева в понятие «самосохранительное поведение» включают систему знаний, личностных характеристик и способов поведения человека, обеспечивающих сохранение его здоровья. Авторы считают, что формированию самосохранительного поведения личности будет способствовать организация игровых, проблемных, тренинговых, рефлексивных педагогических ситуаций, способствующих его актуализации, принятию ответственных решений в ходе выбора формы реализации. Рассмотренная позиция имеет прикладное значение для организации педагогической деятельности по формированию самосохранительного поведения школьников. Исследователи раскрывают приоритетное значение здорового и безопасного образа жизни в воспитании детей младшего школьного возраста. Особое значение придается формированию у обучающихся способов поведения, способствующих сохранению их жизни и здоровья.
В контексте нашего исследования ключевым является определение М.С. Фриза, Е.Г. Вержбицкой, Т.А. Шатохиной, Н.А. Карахановой, поскольку в данном определении раскрываются такие важные компоненты самосохранительного поведения, как: сохранение личностью собственной жизни и здоровья и адекватное поведение в опасных ситуациях. Основываясь на данной позиции, мы рассматриваем самосохранительное поведение как образ жизни, предполагающий систематическую заботу личности о собственном физическом, нравственном, психологическом здоровье, саморазвитие ответственности, самостоятельности, умений здоровьесберегающей деятельности.
Таким образом, изучение научных подходов к содержанию понятия «самосохранительное поведение», позволяет сформулировать его рабочее определение. Под самосохранительным поведением будем понимать поведение, основанное на заботе человека о собственном физическом, нравственном, психологическом здоровье, и проявляющиеся в саморазвитии ответственности и самостоятельности личности в процессе здоровьесберегающей деятельности, в ее адекватном реагировании на опасные ситуации.
Литература
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 2006. 64 с.
2. Антонов А.И., Гусева М.А. Диспозиционная регуляция репродуктивного и самосохранительного поведения в нетипичных семьях с больным ребенком // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. № 65. С. 1-27.
3. Вангородская С.А. Самосохранительное поведение: проблема содержания понятия в отечественной социологии [сайт]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30014919 (дата обращения: 10.03.2023).
4. Самосохранительное поведение в отношении здоровья как результат образовательной деятельности // Охрана здоровья и образование: институциональный подход. 2-е издание, исправленное и дополненное. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. 177 с.
5. Формирование у младших школьников установки на здоровье как компонента самосохранительного поведения / М.С. Фриз, Е.Г. Вержбицкая, Т.А. Шатохина, Н.А. Корохова // Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием, Майкоп, 19–22 октября 2017 года / Адыгейский государственный университет. Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. С. 90-92.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.