Особенности гендерного воспитания в подростковом и юношеском возрасте

  • docx
  • 20.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всем известно, что девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих физических функций. У девочек и мальчиков по –разному развиваются и мозговые структуры. У мальчиков логическое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает, вследствие этого у них до определенного возраста доминирует образно-чувствительная сфера. Мальчики по силе проявления эмоций могут превосходить девочек, хотя не всегда способны про это сказать.
Иконка файла материала особенности гендерного воспитания.docx

«Особенности гендерного воспитания в подростковом и юношеском возрасте»

Автор: Харченко Я.С.

 

            Понятие гендер относительно недавно вошло в научный обиход. Терминологически  оно оформилось  в 60-х годах XX века, но широко применяться стало в начале 80-х годов.

            В сущности понятие гендер означает сложный социально-культурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эволюционных характеристик.

            Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью корой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако,  употребление термина «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются  культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия  являются  прямым следствием биологического пола.[1]

            В отечественной лингвистике термин гендер находит широкое применение, так же как и его производные, например гендерное воспитание.

            Гендерное воспитание -  это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации.[2]

Всем известно, что  девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих физических функций. У девочек и мальчиков  по –разному развиваются  и мозговые структуры. У мальчиков логическое полушарие  медленнее развивается и как бы немножечко отстает, вследствие этого у них до определенного возраста доминирует образно-чувствительная сфера. Мальчики по силе проявления эмоций могут превосходить девочек, хотя не всегда способны про это сказать.

Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее мальчиков входят в работу. Кроме того, пики работоспособности у них разные: мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает.

            Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях. Для мальчиков эффективны ситуации соревнования, а для девочек соревнования надо применять  очень аккуратно, есть риск их перессорить. Для девочек важна оценка со стороны, они очень  болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит, и оценка переносится на личности.

            Есть и свои особенности и во включении детей  разного пола в поисковую деятельность. Мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда нужно самому сразу додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе весь урок, тогда они запомнят и усвоят весь материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение  проблемной ситуации. Мальчики лучше работают от противного: сначала – результат, потом – как к этому пришли, от общего – к частному. Девочки лучше усваивают информацию, когда та уложена в схему, обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операции и затем применять их во всех типовых ситуациях.

            Мальчики «требуют» более образной формы изложения, наглядности, им нужно проложить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять и воспроизвести схему, алгоритм.

            Казалось бы, все перечисленные положительные моменты однозначно свидетельствуют в пользу раздельного обучения. Но и у такого способа организации образовательного процесса есть немало противников.

Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы. Именно поэтому хорошей успеваемости можно достичь и в совместных классах, если практиковать индивидуальный подход к каждому ученику.

 Совместные занятия разнополых детей дают им мощный дополнительный стимул к развитию и учебе, что особенно заметно на примере рабочих подгрупп – одной из форм интенсивного обучения. Участники таких подгрупп, состоящих как и мальчиков, так и из девочек, во время работы, сами не замечая того, передают друг другу свои положительные качества, что наилучшим образом сказывается на их общем развитии.

Кроме того, не следует забывать, что школа- институт не только обучения, но и воспитания, главным средством которого является свободное  общение обучающихся. Раздельное обучение и гендерная сегрегация  затрудняют формирование у детей  коммуникативных навыков, необходимых мужчинам и женщинам для успешной совместной деятельности,  которая развертывается сегодня не только на дискотеке и в семье, но и во всех сферах трудовой и общественной жизни. Эти новые социальные отношения предполагают равенство и не могут строиться по домостроевским рецептам.

            Мною был проведен эксперимент, в ходе которого я хотела выявить наличие или отсутствие у обучающихся колледжа опыта работы совместной работы с представителями другого пола, трудности в общении, стремление к лидерству, стремление  общению, направленное на равноправное сотрудничество между полами и мнение относительно эффективности такого сотрудничества.

            В опросе принимали участие 30 обучающихся Кандалакшского индустриального колледжа, а также преподаватели  - руководители проектов. Направлениями проектной деятельности, в рамках которых определялась тематика проектных заданий, были следующими: дизайн жилого помещения, наркотики, современная политика глазами подростков, проблемы современной молодежи и т.д.

            Анализ результатов анкетирования показал, что из 30 опрошенных обучающихся  в возрасте от 15 до 17 лет только 8 (5 юношей  и 3 девушки) выполняли совместные  (с участием представителей обоих полов) проекты, что составило 27% участников опроса. Все совместные проекты выполнены обучающимися в возрасте 16 лет.  7 (из них 4 юноши) человек из 8 считают, что от этого проект только выиграл и только 1  участник опроса (юноша) оставил вопрос без ответа.

           

           

 

            3 юношей из 5 считают, что девушки только мешали при выполнении  проекта.

4 человека считают, что именно юноши были «генераторами идей», и лишь 1 человек  признает, что «генераторами идей» были оба в равной степени. С этим корреспондирует  юношей на вопрос о том, научились ли они понимать другой пол и сотрудничать в ходе выполнения проектного задания: 2 отрицательных и 1 без ответа при 2-х положительных мнениях.

           

Трое обучающихся считают, что в проекте были разделы, которые невозможно выполнить без участия юношей и нет разделов, требующих участия девушек; один человек с этим не согласен и один не имеет мнения по данному вопросу. За девушками в равной степени признается только доведение проекта «до ума» и продумывание мелочей: 3 ответа против 2-х, считающих, что и в этом вопросе все определяли юноши. Один участник  признал, что девушки внесли свой вклад в оформление проекта, и один отмечает появление личной симпатии в процессе совместной работы.

           

            Все девушки, работавшие в совместном проекте, считают,   что научились сотрудничать  и принимать противоположный пол, у двоих появилась личная симпатия. Все разделяют мнение, что в проекте были разделы, которые невозможно  выполнить без участия юношей, так и без участия девушек, и  «генераторами идей» были в равной степени те и другие; также все в равной степени  доводили проект «до ума», но оформлением занимались девушки.

            Проанализировав результаты анкетирования,  я пришла к выводу, что юноши, следуя стереотипу мужского поведения, рассматривают свою роль как лидирующую и не хотят видеть и признавать  рациональную сторону равенства полов и осознанно  оценивать преимущества такого взаимодействия.

            Женский же стереотип проявился в большем стремлении к взаимопониманию и партнерству, готовности признать равный вклад  в работу, втайне считая свои заслуги более весомыми по ряду позиций.

            Таким образом, я выяснила, что у исследуемой группы отсутствует гендерное равенство в подходах к оценке  итогов совместной работы и налицо влияние стереотипов мужского и женского поведения.

            Для объективной оценки вклада как юношей, так и девушек в выполнение проектных заданий мною были опрошены  преподаватели – руководители проектов (8 человек).

            По их мнению, генераторами идей проектной деятельности являются и те, и другие в равной степени-5 ответов, девушки – 2 ответа, юноши – 1 мнение. 4 преподавателя считают, что «конкурируют и борются за лидерство» представители обоих полов в равной степени, остальные 4 мнения  разделились между поровну между юношами (2 ответа) и девушками (2 ответа), что снова уравновесило друг друга и позволяет говорить о гендерном балансе в борьбе за лидерство.

 

            Это подтверждается и отсутствием ярко  выраженного мнения преподавателей о том, кто больше работает на конечный результат проекта: 3 ответа, что в равной степени, 3 мнения –девушки, 2 ответа –юноши. А это значит, что все прикладывают немало усилий, но , как отметило большинство преподавателей, руководивших проектами, девушки, безусловно, более эмоциональны, а юноши более конкретны. Что касается  доводки проекта, проработки деталей, то тут первенство не за юношами: 50% мнений, что это делают в большей степени девушки, 50%-что в равной степени. В группах мальчиков всегда заметна иерархия, то есть существует лидер (либо это интеллектуальный лидер, либо физически более сильный мальчик).

            Из восьми преподавателей  - 6 согласны с тем, что работы над проектом в смешанной группе будет более эффективна,  1 человек –ответил отрицательно, и 1 – воздержался.

 

            Проведенное исследование выявило наличие проблем у обучающихся, таких как:

1.Трудности в общении и отсутствие опыта сотрудничества с представителями  другого пола.

2.Привичка сотрудничать и доверять только представителям своего пола.

3.Недоверие юношей и девушек друг к другу как к  партнерам по совместной работе.

            Наиболее сильно эти тенденции выражены у юношей, которые в большей мере склонны приписывать себе лидирующую роль, характерную для традиционной мужской идентичности, что не всегда  соответствует действительности по экспертным оценкам преподавателей. Девушки демонстрируют более толерантную позицию.

            Совместные проекты не только приветствуются участниками, но и признаются более эффективными, по мнению преподавателей.  Надо только скорректировать их цели  и направить из  эмоциональной потребности в деловое русло.

            Однако, как  показал анализ ответов участников опроса, одного лишь объединения в смешанную группу недостаточно. Поэтому методика работы должна предусматривать параллельное проведение специальных занятий-тренингов по анализу результатов совместной работы, направленных на установление конструктивного взаимодействия юношей и девушек, устранение возможного недопонимания, конфликтных ситуаций и способствующих равноправному партнерству. При таком подходе выполнение совместных проектов следует рассматривать как эффективное средство сотрудничества двух полов, в ходе которого приобретается опыт социализации.

           

 

 

 

 

Источники информации:

1.       Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.

2.       А.А.Крылов «Психология: учебник (2-е издание)»: Издательство проспект; 2005