Особенности и этапы формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ТНР.

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Этапы коммуникативной компетентности.docx

Особенности и этапы формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с ТНР.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия  с окружающими как залога их благополучного развития. По мнению многих отечественных психологов, именно речевое общение  - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Речевое общение  - это совокупность языковой и коммуникативной составляющих.

 Под коммуникативной компетентностью дошкольника понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Это ориентированность в разных ситуациях общения. Она дает ребенку в элементарной форме прогнозировать отношения, ориентироваться на социальный статус  собеседника, управлять речевой ситуацией.  Что мы делаем для того, чтобы дети с ОНР были успешными,  мы учим детей сотрудничать придумывать диалоги к картинкам, разыгрывать ситуации общения. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей необходимо анализировать, обсуждать разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации. Планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения,  взаимодействия, совместного решения поставленной задачи

Л.С. Дмитриевских в своей статье «Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР» выделяет три этапа коррекционного  воздействия:

                          I.            развитие мотивационно-потребностной сферы;

                       II.            формирование представлений о правилах эффективного общения;

                    III.            овладение коммуникативными умениями.

              I.     Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.

На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:

-         формирование положительного настроя на занятия;

-         привлечение внимания к сверстникам;

-         обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

-         введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.

Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике. 

«Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения. Основные направления этой работы: ,

-         дальнейшее развитие невербальных средств общения;

-         обогащение способов эмоционального реагирования;

-         развитие умения слушать и слышать;

-         восприятие и понимание информации;

-         формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-         развитие  вербальной  и невербальной коммуникации;

-         определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;

-         развитие слухового восприятия и памяти;

-         понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;

-         использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;

-         развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

-         развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;

развитие способности  аргументировать свою точку зрения, свои высказывания. Игра «Обыграй превращение»

-          

Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями:      .

1.                     Собственно речевые умения:

·        вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

·        поддерживать и завершать общение (учитывать усло­вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).

·        проявлять инициативу в общении,

·        переспрашивать;

·        доказывать свою точку зрения;

·        выражать отношение к предмету разговора ,

·        сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

·         высказываться логично, связно;

·        говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2.                     Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3.                     Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4.                     Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5.                     Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.

Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально       привлекательной для детей форме.

 

  Борис Степанович Волков и Нина Вячеславовна Волкова в своей книге «Учимся общаться для детей с 3 до 7лет» вот так представляют группы диалогических речевых умений:

 

группа

Умение

Содержание

Собственно- речевые

 

Вступать в общение

 Уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими

 

 

Поддерживать и завершать общение

-учитывать условия и ситуацию общения;

-слушать и слышать собеседника;

-проявлять инициативу в общении, переспрашивать;

-доказывать свою точку зрения;

-выражать отношение к предмету разговора(сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать , отвечать);

-высказываться логично, связно.

 

Говорить выразительно, в нормальном темпе(использование просодической стороны речи).

-владеть интонацией, уметь передавать с ее помощью чувства, настроение, отношение к собеседнику;

-произносить слова четко, сохранять размеренный темп речи.

 

Умения речевого этикета

 

Соблюдать правила речевого поведения (Кому говорю? Где? Зачем? Что? Какие будут последствия?)

 

-определять отношения говорящих, их социальное положение;

-уместно употреблять общепринятые носители данного языка: обращения, выражения для приветствия, привлечения внимания, жалобы, сочувствия, неодобрения, позравления, благодарности, прощания и т. д.  базовые

Коммуникативные умения

Уметь общаться в паре, группе.

Знать правила ведения диалога, полилога (уметь слушать собеседника, соблюдать очередность в высказываниях, учитывать пол, возраст говорящих др.) процессуальные

 

Уметь общаться для планирования совместных действий

-четко и понятно объяснять правила , условия действий, свои пожелания в отношении действий других участников;

-корректно направлять действия партнеров.

Невербальные

Уместно использовать мимику, жесты

-использовать жесты и мимику для эмоционального выражения мысли;

-не перегружать общение невербальными средствами, не заменять слова жестами.

 

Смирнова Е. А.  в своей статье « Воспитание коммуникативной компетентности у старших дошкольников» коммуникативные умения подразделяет на две группы: базовые (приветствие, прощание, благодарность, оказание поддержки, прощение, отказ и т. д. )

И процессуальные ( умение активно вступать в диалог; слушать и слышать других; сотрудничать, управлять, подчиняться).