Особенности и этапы формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с ТНР.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. По мнению многих отечественных психологов, именно речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Речевое общение - это совокупность языковой и коммуникативной составляющих.
Под коммуникативной компетентностью дошкольника понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Это ориентированность в разных ситуациях общения. Она дает ребенку в элементарной форме прогнозировать отношения, ориентироваться на социальный статус собеседника, управлять речевой ситуацией. Что мы делаем для того, чтобы дети с ОНР были успешными, мы учим детей сотрудничать придумывать диалоги к картинкам, разыгрывать ситуации общения. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей необходимо анализировать, обсуждать разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации. Планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи
Л.С. Дмитриевских в своей статье «Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР» выделяет три этапа коррекционного воздействия:
I. развитие мотивационно-потребностной сферы;
II. формирование представлений о правилах эффективного общения;
III. овладение коммуникативными умениями.
I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.
На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:
- формирование положительного настроя на занятия;
- привлечение внимания к сверстникам;
- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.
Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.
Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.
Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.
«Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения. Основные направления этой работы: ,
- дальнейшее развитие невербальных средств общения;
- обогащение способов эмоционального реагирования;
- развитие умения слушать и слышать;
- восприятие и понимание информации;
- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;
- развитие слухового восприятия и памяти;
- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;
- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;
- развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;
развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания. Игра «Обыграй превращение»
-
Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.
Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.
Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями: .
1. Собственно речевые умения:
· вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
· поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).
· проявлять инициативу в общении,
· переспрашивать;
· доказывать свою точку зрения;
· выражать отношение к предмету разговора ,
· сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
· высказываться логично, связно;
· говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.
Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально привлекательной для детей форме.
Борис Степанович Волков и Нина Вячеславовна Волкова в своей книге «Учимся общаться для детей с 3 до 7лет» вот так представляют группы диалогических речевых умений:
группа |
Умение |
Содержание |
||
Собственно- речевые
|
Вступать в общение |
Уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими
|
||
Поддерживать и завершать общение |
-учитывать условия и ситуацию общения; -слушать и слышать собеседника; -проявлять инициативу в общении, переспрашивать; -доказывать свою точку зрения; -выражать отношение к предмету разговора(сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать , отвечать); -высказываться логично, связно. |
|||
|
Говорить выразительно, в нормальном темпе(использование просодической стороны речи). |
-владеть интонацией, уметь передавать с ее помощью чувства, настроение, отношение к собеседнику; -произносить слова четко, сохранять размеренный темп речи. |
||
Умения речевого этикета |
Соблюдать правила речевого поведения (Кому говорю? Где? Зачем? Что? Какие будут последствия?) |
-определять отношения говорящих, их социальное положение; -уместно употреблять общепринятые носители данного языка: обращения, выражения для приветствия, привлечения внимания, жалобы, сочувствия, неодобрения, позравления, благодарности, прощания и т. д. базовые |
||
Коммуникативные умения |
Уметь общаться в паре, группе. |
Знать правила ведения диалога, полилога (уметь слушать собеседника, соблюдать очередность в высказываниях, учитывать пол, возраст говорящих др.) процессуальные |
||
|
Уметь общаться для планирования совместных действий |
-четко и понятно объяснять правила , условия действий, свои пожелания в отношении действий других участников; -корректно направлять действия партнеров. |
||
Невербальные |
Уместно использовать мимику, жесты |
-использовать жесты и мимику для эмоционального выражения мысли; -не перегружать общение невербальными средствами, не заменять слова жестами. |
||
Смирнова Е. А. в своей статье « Воспитание коммуникативной компетентности у старших дошкольников» коммуникативные умения подразделяет на две группы: базовые (приветствие, прощание, благодарность, оказание поддержки, прощение, отказ и т. д. )
И процессуальные ( умение активно вступать в диалог; слушать и слышать других; сотрудничать, управлять, подчиняться).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.