Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет
Оценка 4.7

Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
музыка
Все классы
13.02.2022
Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет
Методическое занятие. Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет
Методическое занятие Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет.docx

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КОМУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г.ДОНЕЦКА

 

 

 

 

Методическое занятие

«Особенности и трудности перехода с блокфлейты на кларнет»

 

 

Подготовила:

 преподаватель высшей категории

 оркестрового отдела

ШИ №7 г.Донецка

Глаголева Н.М.

 

 

 

 

 

 

г.Донецк-2021г.

Для перехода на кларнет необходимо учитывать: возраст и готовность к обучению. Возраст при переходе на большой инструмент должен составлять 8-9 лет. Переходя на кларнет, ученику первое время нужны упражнения для правильной постановки губного аппарата и правильного звукоизвлечения. Первые звуки несколько дней необходимо извлекать на мундштуке с тростью перед зеркалом. Вдох брать только через уголки губ. Мундштук держать и не двигать во рту при вдохе. Опора идет на нижнюю губу и верхние зубы. Потом, собрав весь инструмент целиком, извлекать первые звуки перед зеркалом, следя за постановкой корпуса и губного аппарата. Упражняться лучше на гамме соль мажор в 1 октаву, начиная с малой октавы. Играть нужно целыми звуками, контролируя атаку и качество звука.

Подготовительный курс обучения учащегося на блокфлейте позволяет быстрее и легче перейти на кларнет. Так как они уже овладели определёнными навыками музыканта-духовика. Так же, очень важно, что играя на двух инструментах ученики расширяют свой музыкальный кругозор и тембральный слух.

Особенности перехода учащегося с блокфлейты на кларнет. Актуальность и перспективность поставленной проблемы в работе с учащимися духовых отделений неоспорима. Первые два года учащиеся 7 и 8летней образовательных программ по классу кларнета обучаются на лѐгком по  весу и звукоизвлечениюинструменте – блокфлейта, что диктуется возрастом и физическими данными детей. В процессе занятий ученик осваивает основные приемы игры на инструменте; получает навыки грамотного разучивания музыкального текста и выразительного исполнения его на инструменте; овладевает навыками чтения с листа и игры в ансамбле.

Способы постановки на блокфлейте и кларнете имеют общую основу: инструменты держатся в полувертикальном положении, имеется клювообразный мундштук, сходный принцип вдувания струи воздуха для извлечения звука. Всѐ это сближает блокфлейту и кларнет. Но существует и ряд различий между этими инструментами, способных несколько усложнить задачу освоения основного инструмента учеником. Именно эти различия и необходимо объяснить учащемуся. И, порой, бывает сложнее переучить доведѐнные до автоматизма движения исполнительского аппарата ребѐнка, чем научить заново. Но эти проблемы обязательно необходимо решать, т.к. формирование рациональной постановки является фундаментом освоения духового инструмента. Формирование опыта преподавателя духовых инструментов основывается, прежде всего, на изучении методической литературы. Проблеме правильного формирования исполнительского аппарата уделяется внимание во всех методических пособиях обучения игре на духовых инструментах. Это труды Б.Дикова, А. Федотова, С., Пушечникова И., Петрова В., Гержева В., и др. Теоретическую базу педагогического опыта составляют работы Гержева В. Методика обучения игре на духовых инструментах (Спб. изд. «Планета музыки» 2015г.), и Пушечникова И.Школа игры на блокфлейте (М., изд. «Музыка» 2004г.),где, на мой взгляд, наиболее точно и понятно описана постановка и особенности работы всех компонентов исполнительского аппарата при игре на блокфлейте и кларнете. Опираясь на данные источники и свой педагогический опыт попытаюсь провести сравнительный анализ особенностей формирования исполнительских навыков на подготовительном и основном инструментах.

Технология опыта. При переходе на большой инструмент учащиеся и преподаватели часто сталкиваются со многими сложностями исполнения, в частности, это касается техники дыхания, работы губ и языка, а также техники пальцев. Нужно отметить, что вес инструмента просто в разы больше блокфлейтового. Это является для многих большой проблемой и даже возникает нежелание заниматься, т.к. ребѐнку неожиданно становится тяжело. Поэтому переход на кларнет необходимо начинать с игры на части инструмента – мундштуке с бочонком, постепенно добавляя другие части инструмента. Важным моментом является обозначение точной постановки и правил звукоизвлечения на кларнете в отличие от блокфлейты и доходчиво объяснить это ученику, систематически прослеживая правильность выполнения заданий.

Постановка амбушюра на кларнете кардинально отличается от   блокфлейтовой. На блокфлейте – это естественное положение губного аппарата и языка. Мундштук блокфлейты свободно удерживается губами, язык не укорочен, т.е. более свободен. Не приходится прикладывать больших физических усилий, менять и сильно напрягать мышцы лица. На кларнете губной аппарат исполнителя выполняет более сложные и тонкие действия. Совершенно меняется постановка губного аппарата. Задействуются мышцы, не работающие на блокфлейте. Мундштук должен упираться в верхние зубы. Язык должен находиться под тростью и обязательно «отталкиваться» от неѐ в начале каждого звука. Отталкиваться от трости должна определѐнная мышца, расположенная между кончиком и средней частью поверхности языка. Мышца эта у человека атрофирована (у юныхблокфлейтистов также не развита за ненадобностью), поэтому важно найти, почувствовать еѐ и развивать в дальнейшем. Сложно объяснить ребенку, какими мышцами нужно работать, а какими нет. В ход идут ассоциативные представления. Например, сравнение положения языка с действием напуганной кошки: при испуге кошка выгибается выставляя позвоночник и делая плоскими бока.

Постановка языка при игре на кларнете - задача в высшей степени трудная.

Ошибкой детей при переходе на кларнет обычно бывает атака трости кончиком языка, как на блокфлейте. Удивительным образом, несмотря на активные объяснения, дети, бывает, выполняют упорно атаку кончиком языка,  не осознавая этого, или вообще поднимают язык к верхним зубам и делают атаку нижней частью языка. Долго не могут добиться нужного качества звука. На вопрос правильно ли ты всѐ делаешь многие дети просто и ясно отвечают, что всѐ именно так как надо. Качество звука на кларнете при такой атаке оставляет желать лучшего, да и подвижность языка сложно увеличить. Проследить за точностью движений языка невозможно. Единственный способ: следить за качеством атаки, демонстрировать правильное звукоизвлечение и чаще напоминать правильное положение языка и губного аппарата.

Важное значение имеет правильная постановка дыхания. Необходимый объем дыхания при игре на блокфлейте значительно отличается от кларнетового. Конечно, работа над дыханием ведѐтся и на блокфлейте: осваивается правильный вдох и выдох, понятие опоры дыхания. Но, однозначно, выдох в кларнет более объѐмный и требует более активной работы дыхательной мускулатуры, т.к. необходимо преодолевать определѐнное сопротивление трости, в отличие от блокфлейты, где выдох свободно входит в инструмент. Поэтому каждый урок необходимо начинать с длинных звуков, тренируя мускулатуру органов дыхания. Чтобы выполнить глубокий вдох необходимо заполнить нижнюю часть легких (слегка выпирает живот), затем среднюю часть (чуть в стороны раздаются ребра) и, наконец, не поднимая плеч, заполняем верхнюю часть легких. Вдох должен производиться плавно. Затем следует секундная задержка и плавный, но энергичный выдох. Стенка живота постепенно втягивается. Задержка дыхания необходима для активизации мышц вдыхательных и выдыхательных мышц – создания определѐнного напряжения котороепоможет удержать звук.

Довольно часто на начальном этапе учащийся не готов так активно физически работать. Он заинтересован скорейшимзвукоизвлечением на новом инструменте и качество выдоха для него не важно. Или, бывает, что не смотря на все усилия и желание учащегося освоить технику дыхания, не получается почувствовать и заставить правильно двигаться нужные мышцы. В данном случае я применяю такие упражнения:

1. Без вдоха «распустить» мышцы живота. Затем, сделать вдох не поднимая

плеч. Объѐм на начальном этапе будет однозначно небольшим. Но нужно обязательно задержать дыхание и затем плавно и экономно выдохнуть сначала без инструмента, а затем в инструмент. На данном этапе большее внимание уделено правильному вдоху.

2. Почувствовать работу мышц исполнительского аппарата при выдохе

помогает умение «качать, толкать» звук. То есть выдох в инструмент

подаѐтся порциями через секундную паузу не расслабляя мышц живота.

Начинать стоит с двух, трѐх толчков, постепенно увеличивая продолжительность выдоха.

3. Переход на плавную, активную подачу выдоха в инструмент.

Все упражнения можно, и даже нужно, делать как без инструмента, так и с

инструментом. Продолжительность зависит от успехов учащегося. Способ забора воздуха при вдохе тоже существенно отличается от блокфлейты. Если на блокфлейте мундштук лежит на нижней губе, и верхняя челюсть поднимается во время вдоха, то на кларнете мундштук удерживается и нижней губой, и верхними зубами, а дыхание берѐтся через уголки рта. Необходимо контролировать это, т.к. многие дети во время вдоха по привычке поднимают всю верхнюю челюсть и не возвращаются в исходное положение, что меняет правильную постановку и, как следствие, качество звукоизвлечения. Также приходится бороться с уже сформированной привычкой за 2 года обучения – не ставить или очень слабо ставить зубы на мундштук. Это часто происходит автоматически, т.к. на блокфлейтезубы не касаются мундштука. Увидеть эту проблему можно лишь проанализировав качество звука, его гибкость.

Существенно на кларнете отличается и положение рук. Необходимо держать вес инструмента. Пальцы расположены более широко. Важное значение имеет сила давления на отверстия и клапаны инструмента. На блокфлейте нужно лишь небольшое усилие и точность. На кларнете от силы и точности работы пальцев часто зависит не только качество звука, сколько вообще звукоизвлечение. Отверстия на основном инструменте гораздо больше и наличие клапанов подразумевает более активную работу пальцев. Срывающиеся и не извлекающиеся звуки часто являются следствием недостаточно точного и крепкого давления на клапаны инструмента. Движения эти очень незаметные для педагога и даже неосознаваемые учащимся.

Переход на кларнет лучше всего начинать после продолжительных летних каникул, когда навыки игры на блокфлейте очень сильно ослаблены и не мешают дальнейшей работе.

Анализ результативности. Точные теоретические знания правильной постановки исполнительского аппарата на кларнете (отличие еѐ от блокфлейтовой) и систематические практические занятия являются основными важными моментами на начальном этапе перехода с малого инструмента на большой. Важное значение имеет активная демонстрация качества звучания инструмента преподавателем. Это залог успешного и быстрого закрепления навыков игры на кларнете. Но иногда случается так, что болезни, усталость, каникулы, высокая загруженность в школе могут неосознанно возвращать учащихся на начальный этап. Также бывает, что дети после активного и увлечѐнного знакомства с новым большим, красивым желанным инструментом возвращаются к домашним занятиям на блокфлейте, т.к. это проще и легче. Параллельное занятие на двух инструментах, на начальном этапе, скорее всего вызовет проблемы с правильной постановкой и звукоизвлечением. Задача преподавателя вовремя увидеть и помочь ребѐнку преодолеть трудности практические и психологические. Необходимо зорко следить за точностью игровых движений и самое главное уметь обратить внимание учащихся на очевидные ошибки, настаивая на систематических осознанных занятиях и внимательности к замечаниям преподавателя.

Трудоѐмкость опыта заключается в том, что не все процессы можно контролировать визуально. И здесь преподавателю нужно внимательно следить за качеством звука. Постоянно напоминать и активно вовлекать учащегося в процесс анализа постановки исполнительского аппарата и систематического контроля качества звука. Также бывает сложно убедить ребѐнка в необходимости работы над отдельными звуками и небольшими упражнениями после того как на блокфлейте он уже играл объѐмные пьесы с концертмейстером и выступал на концертах. Но это необходимо, т.к. рациональная постановка при освоении кларнета имеет важное значение.

 

 

 

Список литературы:

1. Гержев В. Методика обучения игре на духовых инструментах.

Спб., изд. «Планета музыки» 2015г.

2. Пушечников И.Школа игры на блокфлейте. М., изд. «Музыка»

2004г.

3. Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. М., изд. «Музыка»

1983г.

4. А.Федотов Методика обучения на кларнете. М., изд. «Музыка»

 

 

 

 

 

 


 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АДМИНИСТРАЦИИ

Для перехода на кларнет необходимо учитывать: возраст и готовность к обучению

Для перехода на кларнет необходимо учитывать: возраст и готовность к обучению

Именно эти различия и необходимо объяснить учащемуся

Именно эти различия и необходимо объяснить учащемуся

Постановка амбушюра на кларнете кардинально отличается от блокфлейтовой

Постановка амбушюра на кларнете кардинально отличается от блокфлейтовой

Важное значение имеет правильная постановка дыхания

Важное значение имеет правильная постановка дыхания

Начинать стоит с двух, трѐх толчков, постепенно увеличивая продолжительность выдоха

Начинать стоит с двух, трѐх толчков, постепенно увеличивая продолжительность выдоха

Анализ результативности. Точные теоретические знания правильной постановки исполнительского аппарата на кларнете (отличие еѐ от блокфлейтовой) и систематические практические занятия являются основными важными моментами на начальном…

Анализ результативности. Точные теоретические знания правильной постановки исполнительского аппарата на кларнете (отличие еѐ от блокфлейтовой) и систематические практические занятия являются основными важными моментами на начальном…

Список литературы: 1. Гержев

Список литературы: 1. Гержев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022