Особенности индивидуальной работы с обучающимися
во внеурочное время
Индивидуальный подход к обучающимся во внеурочной работе
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого обучающегося. Важной индивидуальной особенностью является их способность к усвоению знаний, т. е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости.
Как показали многочисленные психолого-дидактические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни обучающиеся достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны преподавателя тем обучающимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.
В психологии обучения выявлено несколько характеристик индивидуальных различий обучающихся, связанных с понятием обучаемости.
К ним относятся:
а) темп усвоения или продвижения в обучении как наиболее устойчивая характеристика;
б) полнота и точность анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения и абстрагирования;
в) устойчивая предрасположенность обучающихся к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом;
г) уровень формируемых обобщений;
д) уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями;
е) экономичность мышления и др.
Следует заметить, что предпоследняя (указанная здесь) сторона мыслительной деятельности позволила психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии обучающегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему учащиеся могут самостоятельно приобретать новые знания.
Отмеченные выше явления, имеющие место в обучении, показали невозможность создать в обучении систему, равно оптимальную для каждого учащегося. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к обучающимся. Сущность принципа индивидуального подхода по существу состоит в адаптации (приспособлении) обучения либо к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого обучающегося, либо также к характерным для него особенностям процесса усвоения, либо даже к некоторым устойчивым особенностям его личности. Основным средством реализации принципа индивидуального подхода являются индивидуальные самостоятельные работы, предназначенные для обучающихся. Они выступают в качестве специфического дидактического средства организации и управления самостоятельной деятельностью на всех этапах обучения.
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности обучающихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности.
Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным преподавателем и корректируемым в процессе обучения с учетом индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы обучающийся отметок не получает.
В результате подготовительной работы количество пришедших на первое занятие будет вполне удовлетворительным. Вот на следующее занятие могут прийти не все. Это во многом будет зависеть от методики проведения первого занятия, его эффективности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, так как среди них будут, как способные, так и менее способные, как хорошо подготовленные, так и слабоуспевающие. Обычно для последней категории можно найти интересные и доступные для них задания, не допуская отсева, всемерно осуществляя на практике дифференциацию обучения и индивидуальный подход.
В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность обучающихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы, возможна лишь при наличии серьёзного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящее в познавательную потребность приобретать сверхпрограммные знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. В этом случае, помимо традиционной классно-урочной технологии организации учебно-воспитательного процесса, могут быть организованы после уроков занятия с группами.
Индивидуальные формы работы с обучающимися могут быть представлены как в урочном технологическом цикле, когда индивидуальный подход выделяется как целевая установка урока, так и во внеурочной, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
В подготовительной работе обучающихся к внеклассным занятиям целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический.
1. Организационная деятельность поможет возбудить у обучающихся интерес к внеурочным занятиям, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в кружке или факультативе.
2. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь обучающему в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям и желание заниматься самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.
Индивидуальная работа с обучающимися в урочной деятельности.
На уроке я стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого обучающего, чтобы дети познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Каждый обучающийся должен осознать себя личностью, а для этого я стараюсь помогать добиваться результата. В свою очередь использование ситуации успеха способствует повышению уровня качества знаний по предмету.
Личностному развитию обучающихся способствует технология дифференцированного обучения, так как способствует достижению целей, а разные по уровню усвоения учебного материала обучающиеся могут овладеть едиными стандартами образования, сохранив при этом здоровье.
Дифференцированный подход в обучении способствует формированию ситуации успеха в учебной деятельности, так как учитываются индивидуальные особенности учеников, и обучение каждого ребенка происходит на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Прежде всего, на уроке создаю психологически комфортные условия, позволяющие слабому видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Этому способствуют разные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроке, дифференцированные задания по сложности и объему, а также оказание психологической и методической помощи, чтобы обучающиеся были успешными в учебной деятельности.
Дифференциацию обучения осуществляю делением группы на несколько по следующим критериям: в первую группу выделяю детей, которые имеют пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, и по другим причинам, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Во второй группе обучающиеся, которые имеют хорошие знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий, но не справляются самостоятельно с решением более сложных заданий. А в третьей группе обучащиеся, которые могут самостоятельно освоить новый материал, используя при этом разные способы для выполнения задания.
При подготовке подбираю соответствующие задания и продумываю виды помощи для каждой группы обучающихся.
Дифференцированный подход к обучающимся осуществляю на всех этапах урока: в ходе опроса, изучения нового материала, закрепления изученного материала, при выполнении домашнего задания. Например, при опросе использую разноуровневые тесты, индивидуальные карточки – задания, творческие задания: чайнворды, ребусы, кроссворды разной степени сложности.
При изучении нового материала задаю проблемные вопросы, на которые в основном отвечают сильные дети, а для обучающихся 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы уже изученных тем. Обучающимся 1 группы заранее даю возможность самостоятельно подготовить сообщения по новой теме и рассказать на уроке, сделать рисунки, плакаты и т.п.
В ходе закрепления нового материала составляю дифференцированные вопросы и задания: для 1 группы - подробно повторяем основные моменты урока. Для второй - предлагаю работу с учебником, а для 3 группы - выполнить практическое задание, с высокой степенью трудности.
На этапе закрепления материала часто провожу самостоятельные работы, в которых количество заданий, степень трудности и время на выполнение дается разное. При проведении практических работ также осуществляю дифференциацию, и допускаю, когда сильные обучающиеся помогают справиться с практическим заданием слабым.
Дифференцированный подход осуществляю при подготовке домашнего задания.
При определении объема работы стараюсь исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженностью обучающихся другими предметами.
· Первой группе даю задания соответствующие результатам, а также несложные дополнительные вопросы.
· Второй группе посложнее вопросы из учебника, а также небольшие дополнительные задания.
· Для третьей группы задания из учебника дополняются вопросами из различных пособий, учу ребят работать с дополнительной литературой, выполнять задания творческого характера, проводить небольшие исследования. Дети 3 группы часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами.
В своей практической деятельности использую два вида дифференцированной формы учебной работы: групповую, когда обучающиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно, а затем осуществляется отчет каждой группы и индивидуальную работу обучающихся, при которой проверяется и оценивается работа каждого.
Индивидуальная работа с обучающимися во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта и является обязательным элементом образования.
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и достижение личностных и метапредметных результатов, а также на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха. Очень важно, чтобы достигаемые результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих. Поэтому моя задача - сделать внеурочную деятельность интересной, полезной и привлекательной для каждого обучающегося, так как только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.п.
Методы организации внеурочной деятельности: словесные, наглядные, практические, метод проектов.
· Словесные методы: рассказ, лекция, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
· Наглядные методы обучения: наблюдение, иллюстрация (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрация (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
· Практические методы: дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
· Метод проектов: социальные проекты, научно – исследовательская работа.
Эффективность работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проводимая работа по сопровождению обучающихся - инвалидов и детей с ограниченными возможностями дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь коллектива, успешно происходит их обучение и социализация.
Эффективность работы с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением).
1. Повышение правовой культуры обучающихся с девиантным поведением.
2. Повышение обучаемости девиантных обучающихся.
3. Положительное отношение к техникуму.
4. Снижение частоты проявления девиантного поведения обучающимися.
Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
1. Реализация системы работы с девиантными детьми позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
2. Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
Эффективность работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество обучащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения; на 2 % увеличилось количество обучающихся, у которых учебные мотивы активно реализуются в поведении.
Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
1. Наблюдается положительная динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
2. Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
Список использованной литературы
1. Осколкова Л.А. Индивидуализация учения с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 2018. - 22 с.
2. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. - М., 2013. - 432 с.
3. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2021.- 192с.:ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.