Особенности использования средств логоритмики при устранении дислалии
Оценка 4.6

Особенности использования средств логоритмики при устранении дислалии

Оценка 4.6
docx
18.07.2023
Особенности использования средств логоритмики  при устранении дислалии
Особенности использования средств логоритмики.docx

Особенности использования средств логоритмики

 при устранении дислалии.

Средства логоритмического и музыкальноритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).

В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.

Игры для развития слухового внимания.

1) «Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)

Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.

Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу –гуляют. Звучит мелодия «Пляски» – дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1 – 2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3 – 6 убегают на свои места.

Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо

внимательно слушать музыку.

2) «С чем будем играть?». (Автор Е. Соковнина).

Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.

В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены – рули, у другой – цветные платочки, у третьей – цветные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой – дети, они слушают музыку.

Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут платочки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут платочки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, маршируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.

 Игры на развитие речевого слуха.

Выполнение движений под разнохарактерную музыку. Марш – дети маршируют.Полька, плясовая – выполняют танцевальные движения – по показу педагога, а затем импровизируют на основе знакомых движений.Колыбельная – укачивают воображаемых кукол.Спокойная мелодичная музыка – «гуляют по парку».

Можно использовать игры с пением «У жирафа пятна-пятна», «Мы потопаем –похлопаем» или другие, в которых заложены определенные движения в тексте. Дети могут сами придумывать движения под музыку в соответствии с текстом.

Игры на развитие фонематического слуха.

1) «Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке А. Александрова, текст В. Викторова.)

Дети сидят на корточках, поют песню, на каждую четверть слегка приседают и руками показывают, как курица клюет. Один ребенок стоит в стороне, слушая пение детей и ожидая сигнала педагога. На сигнал «кш!» все разбегаются, а стоящий в стороне ловит их.

Ко-ко, курочка.

Ко-ко, черная.

Я на эту грядку

Не пущу хохлатку.

Мы прогоним курицу

Со двора на улицу. Кш!

2) «Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками» летят на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж!» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Игры на развитие артикуляционной моторики.

1) "Веселый музыкант" (Музыка А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке,

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:

Тренди-брень, тренди-брень! Пляшут зайки на лужайке,

Тренди-брень, тренди-брень!

А теперь на барабане:

Бум-бум-бум! Трам-там-там!

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам!

2) "Лошадки". (Музыка М. Раухвергера.).

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» – двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания

1) "Цветы".

Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 – 2: плавно поднимают правую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти ). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3 – 4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается – выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается – выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (раскрывается второй цветок): вдох, рука опускается – выдох. Такты 7 – 8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища – выдох. Такты 9 – 16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17 – 18: руки плавно опускаются (цветы наклонились к земле).

2) "Упражнения с цветами". («Вальс»)

Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 – 8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9 – 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.

Игра на развитие речевого дыхания.

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Сидит Коля на лугу,

Он играет во дуду,

Хорошо дуда играет.

Выговаривает.

Выходите-ка па луг.

На зеленый луг гулять.

На зеленый луг гулять

Да под дудку плясать.

Куры, гуси да индюшки (1/21/3 1/41/5)

Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)

Наклевалися петрушки, (1/21/3 1/41/5)

Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5 )

То же левой рукой, затем двумя руками вместе.

Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.

Игры на развитие голоса

1) «Ay, ay».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!»

Угадай, где я стою.

Ты найди меня, найди!

Здесь я, где-то на пути.

Где я, где — реши скорей!

Иль левее, иль правей.

Повнимательнее будь.

Все облазить не забудь.

2) «Курочки и петушок».

1 вар. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.

При повторении игры выбирается другой «петушок».

2 вар. «Курочки»:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюѐт,

К себе курочек зовет. «Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки,

Вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех.

Разделю орех на всех:

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно провести с музыкальным сопровождением.

3) «Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог(или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» –«волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: Пае вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа:

«Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д.

Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается.

Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом.

Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений:

ходьбы, маршировки, бега, поскоков. пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

1) «Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

2) «Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5 – 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

3) «Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке».

 Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:

«Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая у детей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

Игры и упражнения на развитие артикуляции

1) «Эхо».

Дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая – в противоположный.

Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!», вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!» под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

1) «Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодики. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

2) «Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

3) «Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

Игры на развитие фонематического слуха.

1) «Кто внимательный?»

Дети идут по кругу под музыку, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. При выделении нужного слога дети хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других слов дети приседают.

Игры на развитие дикции и закрепления звуков.

2) «Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.

3) «Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки» – стоят в кругу.

Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите».

Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото».

По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками.

Представление персонажей обогащает просодию речи.

Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.

Литература.

 

1. Бабина Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников:

онтогенез и дизонтогенез: Монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.:

МПГУ; Издательство «Прометей», 2013. - 191 с.

2. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Изд.

2. — М., 1959.

3. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:

учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образ., обуч. по спец. 0318

"Спец. дошк. образование"/ Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. -

Москва: Академия, 2000. - 200 с. БПЛ (68).

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.

— М., 1983.


 

Особенности использования средств логоритмики при устранении дислалии

Особенности использования средств логоритмики при устранении дислалии

Дети могут сами придумывать движения под музыку в соответствии с текстом

Дети могут сами придумывать движения под музыку в соответствии с текстом

Дети стоят в кругу, руки опущены

Дети стоят в кругу, руки опущены

Здесь я, где-то на пути. Где я, где — реши скорей!

Здесь я, где-то на пути. Где я, где — реши скорей!

Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон

Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон

Мы походим на носках, мы идем на пятках

Мы походим на носках, мы идем на пятках

Монография / Г.В. Бабина, Н.Ю

Монография / Г.В. Бабина, Н.Ю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2023