Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Рекомендации Павиной А.В.
(руководитель ШМО МБОУ СОШ 142)
Формирование творческой, ориентирующейся в современном информационном пространстве, социально активной личности является важной задачей современной системы образования
Учащийся должен усвоить не только энциклопедические знания, но и набор компетенций - умение работать с незнакомой информацией, с нестандартными задачами, сочетать логику с интуицией
Исследование
Это изучение чего-либо неизвестного, вид познавательной деятельности.
В основе лежит научный метод – изучение окружающего мира, познание нового, неизвестного путём использования твёрдо установленных фактов и проведения логических умозаключений.
Завершается получением новых знаний.
Проект
Замысел, план, завершенный цикл деятельности человека.
Завершается получением какого-либо продукта
Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исследование и проект
Авторы исследования наверняка не знают конечных результатов, в то время как авторы проекта знают, что они хотят получить.
Проект определяется сроками (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), у исследования срок может быть не ограничен.
Исследование – выполнение задачи с заранее неизвестным результатом. Проект - решение определённой, чётко сформулированной задачи.
Исследование – творчество в чистом виде, проект – творчество по плану.
Примерные темы исследовательских работ
Суточная активность птиц на кормушках.
Поведение птиц на кормушках.
Погода и пищевое поведение.
Влияние погоды на поведение птиц на кормушке
Птицы моего двора.
Влияние конструкции кормушки на видовой состав птиц, посещающих её
Модели исследовательской образовательной технологии
Учебно-продуктивная деятельность учащегося.
Результат: реферативная или реферативная проектная работа. Учебно-исследовательская деятельность учащегося.
Результат: «проблемный» реферат или проект с элементами поисковой или исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность учащегося.
Результат: исследовательская работа
I.Подготовительный этап
Формулировка темы работы.
Тема должна быть: - конкретной, например:«Жизнь птиц в зимнее время» и «Суточная активность птиц зимой на кормушке на примере г. Кстово »;- доступной для исследователя;- нужной не только исследователю, но и ещё какому-то кругу людей;- интересной для самого исследователя.
Выдвижение гипотезы
Или гипотез (предположения) по данной проблеме.
Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
В результате проведённых исследований гипотеза подтверждается или опровергается
На различных этапах исследования могут выдвигаться новые гипотезы
Постановка цели, задач
Цель – стратегия исследования -Что нужно сделать, выяснить, определить?
Задачи – тактика исследования-Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
Объект - процесс или явление, избранное для изучения. В нашем случае – суточная активность птиц.
Предмет находится в границах объекта. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования (суточная активность птиц на кормушке в зимнее время).
II. Этап работы над содержанием
Литературный обзор.
Методика исследования, план проведения исследований.
Необходимо, чтобы количество собранной информации было достаточно для получения достоверных результатов.
Проведение экспериментов, наблюдений в соответствии с календарным планом.
Анализ и обработка полученных данных. Полученную информацию желательно представить сконцентрированно и наглядно -– в виде таблицы, графика, диаграммы.
Подведение итогов, выводы.
Оформление исследовательской работы
Титульный лист,
Оглавление
Введение ;
Методика проведения исследований;
Литературный обзор, его нередко включают в состав введения;
Изложение полученных результатов и их обсуждение.
Выводы
Литература
Приложения
Этапы проектной деятельности
I.Организация
Формулировка и обсуждение главной идеи, целей, задач. Обсуждение различных путей решения проблемы, выбор оптимального пути
II. Планирование деятельности
III. Поиск информации, получение различных данных, в том числе экспериментальных
IV.Обработка и анализ информации.
V. Структурирование содержания проекта по этапам с указанием промежуточных результатов. Синтез полученных данных.
VI.Оформление конечных результатов. Продукт проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.