"Особенности изучения однородных членов предложения"

  • docx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чижова Т.В. про ОЧП.docx

«Особенности изучения однородных членов предложения»

( Из опыта работы)

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач русского языка в начальных классах. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением - значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.

Изучение однородных членов предложения в начальной школе происходит в течение всех лет обучения, начиная с первого класса.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.

В начальной школе мы должны заложить детям 3 основы, без усвоения которых  написание ВПР и переход в старшие классы будет бессмысленным:

1.     Главные члены предложения.

2.     Однородные члены предложения.

3.     Главные и зависимые слова.

Лично я конкретную подготовку к ВПР начинаю в 3 классе после изучения темы «Главные и второстепенные члены предложения», постепенно усложняя задания. Чтобы выполнить синтаксический разбор под цифрой 4 в учебнике, ребёнок должен хорошо усвоить понятия «главные члены предложения», «главное» и «зависимое» слово,  уметь быстро найти и выписать словосочетания из предложения. Также мы указываем в обязательном порядке части речи каждого слова, потому что именно это необходимо будет сделать  при написании ВПР.

С берёз летят на землю жёлтые  листья.

Листья (какие?) жёлтые.

Летят (откуда? с чего?) с берёз.

Летят (куда? на что?) на землю.

Если вы с детьми начали подробно изучать второстепенные члены предложения, то их можно подчеркнуть в словосочетаниях, не в предложении. Если нет-то просто выписать словосочетания с вопросами, так как второстепенные члены предложения в учебнике русского языка программы «Школа России» даются лишь с целью ознакомления. ФОТО. Такую работу я провожу с детьми в начале каждого урока Русского языка на минутке чистописания. Также я могу каждый раз чередовать и другие задания, касающиеся этого предложения (разобрать слово по составу, определить падеж, склонение существительного, прилагательного, выполнить морфологический или звуко-буквенный разбор какого-то слова).

Когда большая часть детей усвоит синтаксический разбор-можно постепенно начать вводить понятие «однородные члены предложения», усложняя привычные для них предложения. В учебнике даётся определение понятия «ОЧП» не совсем понятное детям, его можно немного упростить, сказав, что ОЧП присутствуют тогда, когда мы что-то перечисляем. ФОТО

ПРИМЕР. Предложение.

С помощью различных предложений показать, что однородными могут быть не только главные члены предложения, но и второстепенные. Также подробно остановиться на знаках препинания, учить составлять схемы к предложениям и предложения к схемам.

Изучив одну тему и приступив к другой, дети часто забывают пройденный материал. Чтобы не допустить этого, необходимо как можно чаще вспоминать и закреплять пройденные темы. В этом мне помогает внеурочная деятельность и мета предметные связи. Мы с коллегами разработали программу внеурочной деятельности «Подготовка к ВПР», которую мы ведём 3 раза в неделю, каждый раз уделяя внимание предметам, по которым нужно сдавать экзамены.

Когда мы занимаемся подготовкой к ВПР по русскому языку, я использую различную дополнительную литературу, раздаточный материал, памятки, на  которые у меня не хватает времени на обычном уроке. ФОТО

Что касается мета предметных связей, то я использую тесную связь русского языка и литературы. Домашним заданием по литературе часто даю работу про ОЧП: найти в тексте произведения предложения с однородными сказуемыми, с однородными подлежащими, реже с однородными второстепенными членами. Иногда даю какой-то конкретный абзац или называю страницу, чаще всего идёт работа со всем текстом. Так я могу проверить каждого ученика. Также можно использовать любую другую дополнительную литературу, тем самым прививать интерес к внеклассному чтению.

Хотела показать вам несколько заданий, которые я использую в своей работе, они представлены на слайде.

Надеюсь, что из моего выступления вы что-то сможете использовать в своей работе. Спасибо за внимание, если у вас есть вопросы - я готова их выслушать и  ответить  на них.