Кондратьева Татьяна Сергеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №15»
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Одним из важных направлений развития малыша является развитие его мышления. Такой важный вид деятельности как конструирование не только помогает развить практическое мышление ребенка, но и является стимулом для развития детского творчества.
В раннем возраста конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой. Именно поэтому оно называется «сюжетным конструированием».
2Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру), у него формируются познавательные и практические действия. Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения.
3Вот сколько пользы дают занятия конструированием маленькому ребенку:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ |
НАВЫКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ |
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ |
|||
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ |
РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ
|
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ |
РАЗВИТИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ |
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность. Дети приучаются аккуратно пользоваться строительным материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем. Для того, чтобы поддержать интерес детей к конструированию необходимо его разнообразие.4
5 -6 Учитывая особенности детей раннего возраста мы выбрали для развития конструктивной деятельности детей следующие материалы:
- строительный материал (деревянные кубики, кубики «ЛЕГО»)
- счетные палочки
- геометрические формы (плоскостное конструирование)
- шнурки
Эффективность занятий по конструированию в раннем возрасте тесно зависит от эмоциональности их проведения. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
7Поэтому наиболее эффективная форма подачи материала – сюжетно-игровая: мы используем интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. Такой подход позволяет создать устойчивый мотив деятельности, побуждая малыша прилагать усилия и помогая ему добиться результата.
8Еще одним обязательным условием проведения занятий по конструированию с детьми является применение наглядности в сочетании со словом.
9Использование готовой картинки-основы для выполнения заданий по плоскостному конструированию позволяет сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Такие картинки-основы используются нами в процессе конструирования из шнурком, счетных палочек и геометрических форм.
10Учитывая приоритетную предметную деятельность детей раннего возраста, нельзя не использовать такой вид конструирования как конструирование из строительных материалов – деревянных конструкторов и конструкторов «ЛЕГО». При организации конструирования важно помнить о сюжетном характере конструирования, поэтому на таких занятиях обязательно используются различные мелкие игрушки. Очень удачно будет разыграть целую сюжетную игру с дошкольниками, которая превратит их сначала в шоферов, доставляющих строительный материал, а затем в строителей, которые будут строить домик для зайчика, кровать для мишки и т.д.
11-12На занятиях по конструированию с детьми раннего возраста необходимо сочетать наглядность со словом. Это значит показ способа конструирования обязательно комментируется словом педагога (беру красный кубик и кладу его на синий, получился домик).
Таким образом, успех занятий по конструированию зависит от умения педагога разными способами поддержать заинтересованность участников занятия, стремления вызвать у них положительные эмоции. Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика и разнообразие материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, несломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.