Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях АСОИ

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 56.docx

 

Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях АСОИ

 

 

Применение вычислительной техники в обработке эко­номической информации вносит существенные изменения в методику ревизии и аудита финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий. Эти особенности выявляются в создании предпосылок для повышения качества ревизии и аудита, обоснованности и достоверности предложений по итогам ревизии и аудита, направленных на улучшение хо­зяйствования, предупреждение потерь, недостач и наруше­ний законодательства, а также в снижении трудоемкости и сокращении времени на их проведение.

Важнейшей задачей применения современных ЭВМ в контроле является снижение расходов на приобретение тех­ники, программное обеспечение ее работы, наличие высо­кой квалификации у программистов. При этом возникают трудности с загрузкой ЭВМ, передачей информации по ка­налам связи, что в конечном итоге сказывается на высо­кой стоимости машино-часов работы ЭВМ. Все это обуслов­ливает применение в автоматизированных системах обра­ботки информации (АСОИ) мини- и микро-ЭВМ (персональ­ных ЭВМ), которые сравнительно с универсальными ЭВМ недорого стоят, не требуют большой площади для размеще­ния, просты и надежны в эксплуатации, мало потребляют электроэнергии, позволяют сократить сроки и трудоемкость разработки программного обеспечения, уменьшают потреб­ность в создании каналов связи.

Персональные и микро-ЭВМ агрегируются с мини-ЭВМ, имеющими большие вычислительные возможности, разви­тую систему внешней памяти, магнитные диски, что обеспе­чивает создание вычислительных машинных комплексов. В систему этих комплексов включают также автоматизи­рованные рабочие места.

АРМ аудитора позволяет решать задачи, поставленные перед контролем и аудитом в регламентном и запросном режимах (в диалоге с пользователем), контролировать ре­зультаты вычислений, осуществлять повторный расчет и пр. Обработка данных алгоритмизирована, характеризуется многократностью выполнения расчетов в реальном масш­табе времени, необходимостью информирования работника о ходе вычислений для устранения возможных ошибок и принятия конкретных мер по внесению изменений в мето­дику проведения ревизии и аудита. При этом диалоговый режим является основным в контрольно-аудиторском про­цессе с использованием ЭВМ.

Диалоговый режим позволяет исключить ручную или пакетную систему обработки информации в соответствии с задачами ревизора и аудитора. В условиях АРМ аудитора составляют технологическую схему, рассчитанную на реви­зора, аудитора, которые не имеют опыта работы с вычисли­тельной техникой, т.е. на непрофессионального пользовате­ля. Набор расчетно-аналитических методических приемов финансово-хозяйственного контроля и аудита, которые охва­тывают все разнообразие функциональных вычислений, полностью подлежит алгоритмизации.

Наличие у персональных ЭВМ средств передачи инфор­мации способствует широкому применению их в вычисли­тельных системах — локальных вычислительных сетях, что обеспечивает обмен данными в реальном масштабе време­ни между АРМ разного назначения.

АРМ аудитора специализируется по функциональному признаку и охватывает комплекс исследования операций с основными средствами, материальными ценностями, труда и заработной платы, расходов производства, реализации го­товой продукции, а также сводного учета и отчетности, кон­троля и аудита.

Техническое обеспечение АРМ аудитора включает, как правило, двухуровневый вычислительный комплекс. На верхнем уровне — ЭВМ с быстродействующим процессором и большим объемом оперативной и внешней памяти — ведущая машина обрабатывает основной поток исследуемой информации, поступающей из микро-ЭВМ нижнего уровня. На нижнем уровне находится персональная или микро-ЭВМ на рабочем месте ревизора, аудитора, оборудо­ванная периферийными устройствами. В состав этого обо­рудования входят: процессор, дисплей, накопители на маг­нитных дисках, дискетах, клавиатура, печатающее устрой­ство и аппаратура передачи данных для связи с ведущей ЭВМ.

Схема локальной вычислительной сети с использованием микро-ЭВМ для учета и контроля представлена на рис. 9.5. Каждая микро-ЭВМ автоматизированного рабочего места подключается к ведущей микро-ЭВМ. На основе микро-ЭВМ организуют АРМ для складов предприятия, администрации, планового отдела, работников аппарата, бухгалтеров. АРМ для складов предприятия обеспечивает обработку первич­ной информации по учету поступления и расходования то­варно-материальных ценностей, инвентаризации, а также формирования ведомостей аналитического учета перемеще­ния и наличия материальных ценностей по каждому мате­риально ответственному лицу (бригады, склада).

На АРМ администрации, планового отдела решают зада­чи внутреннего аудита и управления товарными потоками, используя при этом машинограммы оперативного учета в запросном режиме.

АРМ аудитора подготовлено для диалогового режима ра­боты пользователя с персональной или мини-, микро-ЭВМ через дисплей. Информация без предварительного перено­са на машинный носитель вводится пользователем в дисп­лей при помощи клавишного устройства. Правильность ввода данных контролируется программно и визуально, т.е. путем считывания информации на экране дисплея. Потом первичная информация поступает в ЭВМ, преобразуется в соответствии с заданными программами и выдается пользо­вателю на экран дисплея. В этих случаях применяется без­бумажная технология обработки экономической инфор­мации.

 

Рис. 9.5. Схема локальной вычислительной сети микро-ЭВМ АРМ предприятия

 

С помощью современных персональных, мини-, микро­ЭВМ, видеотерминальных устройств осуществляется децен­трализованная обработка данных на АРМ в соответствии с программой проведения ревизии, аудита. В условиях децен­трализованной обработки данных есть возможность реше­ния отдельных задач на АРМ аудитора и передачи резуль­татов на ЭВМ более высокого уровня для составления свод­ных машинограмм и использования их в контрольно-аудиторском процессе. Такие процедуры, как регистрация, ведение, передача данных, формирование выходных маши­нограмм, которые раньше выполнялись отдельно, теперь осуществляются на одном рабочем месте. Аудитор при этом является непосредственным участником процесса автомати­зированной обработки информации. Такая организация ра­боты повышает ответственность аудитора за результаты ис­следования и позволяет ему контролировать весь процесс обработки данных, изменяя при этом значения параметров.

Оперативная информация пользователю для контроля хозяйственных операций (инвентаризация ценностей, про­верка списания естественных потерь, выполнение других контрольно-аудиторских процедур) выдается мини-, мик­ро-ЭВМ на АРМ аудитора в соответствии с запросом со­гласно заданным диспетчером программам. Функциональ­но-структурная схема обработки экономической информа­ции персональной, мини-, микро-ЭВМ в условиях АРМ ауди­тора показана на рис. 9.6.

Из представленной схемы видно, что входная информа­ция, а также формуляр-запрос аудитора при контроле хо­зяйственной деятельности вводятся в систему интегрирован­ной обработки экономической информации на персональной, мини- или микро-ЭВМ через клавиатуру дисплея. Кроме того, в систему обработки вводится с машинных накопителей входная информация на гибких магнитных дисках, кото­рая сохраняется в базах данных с прошлых отчетных пери­одов, а также законодательная, нормативно-справочная и др. Таким образом, полностью автоматизируется контроль договоров поставок сырья и материалов, формирование се­бестоимости продукции, работ и услуг, выполнение плана реализации продукции и других хозяйственных операций.

Проверка хозяйственных операций, зафиксированных на машинных носителях учетно-экономической информации, создает условия для повышения аналитичности данных при выполнении контрольно-аудиторских процедур без допол­нительной трудоемкости. Кроме того, создается возможность перманентного проведения внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Этому способ­ствует использование баз данных, сформированных сред­ствами вычислительной техники.

Рис. 9.6. Структурная схема обработки экономической информации персональной мини- и микро-ЭВМ в условиях АРМ аудитора, реви­зора

 

Общеотраслевыми руководящими методическими ука­заниями о предоставлении юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники, определены условия их использования на предприятиях и в организациях, а также предоставление этим документам юридической силы, что особенно важно для проведения аудита финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия.

Документ имеет юридическую силу, если он записан на магнитной ленте, изготовлен и размечен в соответствии с требованиями государственного стандарта, и закодирован согласно общегосударственному классификатору технико-экономической информации.

В документе должны быть следующие реквизиты: наи­менование организации, осуществляющей запись докумен­та на магнитной ленте; дата составления документа; место­нахождение организации — создателя документа; код опе­ратора, который записал документ на магнитной ленте. Исходя из отраслевой принадлежности предприятий и орга­низаций, министерства и ведомства могут устанавливать также другие реквизиты.

Документ на магнитном носителе можно использовать без преобразования в человекочитаемую (визуальную) фор­му для контроля хозяйственных операций на предприяти­ях, которые применяют в обработке экономической инфор­мации электронную вычислительную технику. Предприя­тия обязаны вести учет, транспортировать и сохранять до­кументы на магнитных носителях в соответствии с уста­новленными министерствами и ведомствами порядком и условиями, которые обеспечивают сохранность данных, за­писанных на магнитном носителе, и защиту их от несанк­ционированного доступа.

Обязательные реквизиты на магнитном носителе мож­но размещать или позиционным способом, или с помощью меток, позволяющих однозначно идентифицировать рекви­зиты. Такие реквизиты, как наименование и местонахож­дение организации, создавшей документ на магнитном но­сителе, указывают путем нанесения идентификационного кода по общегосударственному классификатору предприя­тий и организаций, а также по системе обозначений объектов административно-территориального деления Украины.

Особое внимание при проведении аудита уделяют пра­вильности заполнения реквизита «Код оператора, записав­шего документ на магнитном носителе», чтобы путем иден­тификации можно было установить конкретное лицо, от­ветственное за достоверность данных на магнитном носи­теле. Принадлежность кода конкретному лицу регистри­руют в порядке, установленном министерством, ведомством по подчиненности АСОИ, а также образованием техничес­ких условий, исключающих возможность искажения кода.

Документ на магнитном носителе записывают на осно­ве данных, зафиксированных в первичных документах, по­лученных по каналам связи от автоматически регистриру­ющих устройств или в процессе автоматизированного ре­шения задач на ЭВМ. Это требует точного соблюдения ус­тановленного технологического режима обработки данных и записи их на магнитном носителе, а также обеспечения юридической силы первичных документов. Полученные данные по каналам связи автоматически регистрирующих устройств и записанные в документах на магнитном носи­теле имеют юридическую силу при условии засвидетель­ствования идентификации и достоверности передачи ин­формации подписями лиц, ответственных за исправность оборудования и сохранность данных.

Документы на магнитном носителе создают также на основе данных, полученных в процессе автоматизированно­го решения задач. Придание им юридической силы обу­словлено достоверностью данных и соответствием алгорит­ма преобразования данных способам обработки.

Первичная документация, используемая для учета, кон­троля и аудита хозяйственной деятельности предприятий, перенесенная в документ на магнитном носителе, а также документы на нем, созданные средствами вычислительной техники, в том числе замененные после внесения измене­ний, сохраняются в течение сроков, установленных для этих документов министерствами, ведомствами вместе с государственными архивными органами. В отдельных случаях для визуального контроля разрешается преобразование в человекочитаемую форму документа, созданного на магнитном носителе, а также промежуточных данных, полученных в процессе создания этого документа. Так, ежегодно ЭВМ могут выдавать машинограммы (ведомости) учета заработной пла­ты рабочих и служащих, необходимые для оформления пен­сий, учета трудового стажа и т. п.

В качестве подлинника документа на магнитном носите­ле принимают первую по времени запись на нем, зафиксиро­ванную в установленном порядке. К нему относятся все первичные документы, которыми оформляют хозяйственные операции на предприятии. Аутентичные (соответствующие подлиннику) записи, сделанные в документе на магнитном носителе позднее по времени, называются дубликатами.

Документы, переписанные с оригиналов или дубликатов на другие носители (магнитные кассеты, диски) с полным соответствием оригиналу, называются копиями. Копии до­кумента на магнитном носителе, записанные машинным способом на бумажный носитель (человекочитаемые копии), имеют юридическую силу при условии автентичности их подлиннику, а также соблюдения других требований к пер­вичным документам, фиксирующим хозяйственные опера­ции, в том числе наличия указания на то, что оригинал имеет форму документа на магнитном носителе, заверенно­го штампом или печатью, соответствуют подписи работни­ков вычислительного центра, выдавшего человекочитаемую форму документа.

Применение в учете и контроле хозяйственной деятель­ности предприятий документов на магнитных носителях связано с частым внесением изменений в оригинал доку­мента. Изменения нужно вносить на основании специаль­но составленного уведомления, которое содержит: наиме­нование организации, создавшей оригинал документа на маг­нитном носителе; содержание изменений; ссылку на осно­вание для изменений; время внесения изменений; соответствующие подписи; штамп или печать организации, создав­шей оригинал документа на магнитном носителе. Как пра­вило, изменения, внесенные в документы, используемые в учете и контроле хозяйственной деятельности, должны под­писываться главным бухгалтером или лицом, им уполно­моченным.

Первичные документы-оригиналы, полностью соответ­ствующие созданным на их основе документам на магнит­ном носителе, должны быть исключены из системы учета хозяйственной деятельности. Для того чтобы избежать по­вторного использования их в учете, на каждом документе ставят штамп «Аннулирован», «Заменен документом на магнитном носителе, инвентарный номер...». Для устране­ния трудоемкости штамп разрешается ставить на титуль­ном листе папки, пачки, в которой сброшюрованы аннули­рованные документы. Аннулированные документы-ориги­налы уничтожают после окончания срока их архивного хранения.

При проведении аудита необходимо особенно тщатель­но проверить на предприятии порядок погашения (аннули­рования) документов-оригиналов, перезаписанных на маг­нитном носителе. Практика показывает, что погашение штампом аннулированных документов нужно поручать работникам вычислительного центра, которые осуществляют контроль выпуска выходных машинограмм.

Машинограмма имеет юридическую силу, если она со­здана на бумажном носителе в человекочитаемой, печат­ной форме средствами вычислительной техники в соответ­ствии с порядком, установленным технологическим про­цессом обработки данных, соответствует стандарту на уни­фицированные системы документации. Машинограммы, используемые в учете, контроле и аудите хозяйственной деятельности предприятий, должны иметь необходимые формы засвидетельствования — подписи работников инфор­мационно-вычислительного центра, контролирующих досто­верность выпуска выходной информации, и работников бухгалтерии — главного бухгалтера или уполномоченного лица. Обязательными реквизитами машинограммы являются наи­менование и местонахождение организации, создавшей ма­шинограмму (вычислительная установка), дата создания (выдачи) машинограммы.

Машинограммы, имеющие юридическую силу, исполь­зуются также при планировании деятельности предприя­тия, материально-технической поставке, оперативном управ­лении, статистике при условии соблюдения необходимой формы засвидетельствования — подписей лиц, ответствен­ных за достоверность представленных данных.

В тех случаях, когда в машинограмму вносят исправле­ния, сделанные от руки, необходимо, чтобы лицо, вносящее исправления, указало основание для изменения данных, дату, должность и засвидетельствовало правильность исправле­ний своей подписью. Каждое исправление машинограммы проверяют при проведении ревизии, аудита.

Отраслевыми руководящими указаниями предусмотре­ны требования к технологии составления машинограмм. Суть этих требований сводится к контролю достоверности отображенной в них информации. Технологический про­цесс обработки данных и преобразования их в машинограм­му должен соответствовать утвержденному проекту, где пре­дусмотрен контроль правильности алгоритмов и программ обработки информации средствами вычислительной техни­ки. В отдельных случаях для визуального контроля допус­кается преобразование в человекочитаемую форму проме­жуточных данных, полученных в процессе изготовления машинограмм, с указанием фамилии (кода) лица, ответствен­ного за правильность изготовления машинограмм. Выдача промежуточных данных особенно важна при проведении ревизии, аудита хозяйственной деятельности, когда необхо­димо проверить отдельные конкретные хозяйственные опе­рации. Например, начисление заработной платы отдельным работникам за определенный период с отражением каж­дого документа, принятого к оплате; отпуск конкретного товара с оптовой базы на предприятие розничной торговли и т. п.

Принадлежность кода конкретному лицу, ответственно­му за достоверность машинограмм, регистрируется инфор­мационно-вычислительным центром.

Одновременно создаются технические условия, исклю­чающие возможность использования чужих кодов.

Машинограммы составляют информационно-вычисли­тельные центры на основании данных, зафиксированных в первичных документах, полученных по каналам связи от автоматических регистрирующих устройств в процессе автоматизированного решения задач. При ревизии и ауди­те особое внимание уделяют достоверности и юридической силе этих данных.

Машинограммы и первичную документацию, на основа­нии которой они составлены, после использования для уче­та и контроля хозяйственной деятельности предприятия со­храняют в течение сроков, установленных для этих доку­ментов государственными архивными органами. Обязан­ность ревизии и аудита — проверить, как на предприятии придерживаются этого порядка.

Обязательные реквизиты машинограмм печатают с ис­пользованием программных и технических средств и раз­мещают в соответствии с требованиями стандарта на уни­фицированные системы документации, а если их нет — в соответствии с требованиями отраслевых стандартов ана­логично изготовленным документам на магнитном и бу­мажном носителях.

Использование документов на магнитном носителе и машинограмм на бумажном носителе, создаваемых сред­ствами вычислительной техники, позволяет автоматизиро­вать ряд контрольно-аудиторских процедур, повысить ка­чество и оперативность контроля.

Следовательно, особенности методики аудита финан­сово-хозяйственной деятельности предприятий в условиях АСОИ заключаются в повышении научного уровня их путем применения экономико-математических методов и экономического анализа с помощью программных средств вычислительной техники при выполнении контрольно-аудиторских процедур. В процессе аудита функции конт­роля совершенствуются в направлении экономических исследований финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий с целью выявления и использования имеющихся резервов, а расчетно-аналитические и другие рутинные операции выполняются автоматизированным способом с помощью вычислительной техники.

Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды

Аудиторская экспертная оценка стоимости объектов приватизации — определение стоимости приватизируемого имущества с использованием типовых методик, утверж­денных правительством или государственными органами приватизации. Эту работу выполняют аудиторы (аудитор­ские фирмы) или другие специалисты по оценке имуще­ства по специальным договорам с государственными орга­нами приватизации. Методика оценки стоимости имуще­ства на время приватизации, утвержденная правительством, предусматривает определение стоимости имущества при:

приватизации имущества предприятий путем продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе имущества этих предприятий, а также при преобразовании сельскохозяйственных предприятий и организаций в кол­лективные сельскохозяйственные предприятия — комис­сией, созданной органом приватизации;

приватизации другими способами, предусмотренными законодательством, и подготовке объектов незавершенного производства к приватизации — государственным органом приватизации. В случаях, предусмотренных нормативны­ми документами, государственный орган приватизации при­влекает к проведению оценки экспертов по договорам на проведение экспертной оценки имущества;

продаже государственного имущества в соответствии с законодательством — экспертом, назначенным Фондом государственного имущества, который действует на основа­нии договора, заключенного с предприятием, имущество которого отделяется;

продаже государственного имущества предприятия-бан­крота или предприятия, которое ликвидируется, государ­ственным органом приватизации, который в случае необ­ходимости может привлекать экспертов.

Продавцами объектов приватизации, находящихся в об­щегосударственной и коммунальной собственности, соответ­ственно являются:

Фонд государственного имущества Украины, его регио­нальные отделения и представительства;

органы приватизации, созданные местными Советами.

Покупателями объектов приватизации могут быть фи­зические и юридические лица, определенные законодатель­ством о приватизации. Источниками средств для привати­зации имущества могут быть собственные или заемные сред­ства, а также приватизационные бумаги.

Объекты, подлежащие приватизации, предусмотрены Государственной и местными программами приватизации, утвержденными в установленном законом порядке.

Покупатель, который в установленном порядке подал заявление о приватизации предприятия, может за свой счет заказать проведение аудиторской проверки финансового состояния приватизируемого предприятия.

По решению органов приватизации осуществляются инвентаризация приватизируемого имущества с привлечени­ем в случаем необходимости аудитора (аудиторской фир­мы) и оценка его стоимости. Акт инвентаризации утверждается руководителем предприятия, акт оценки стоимос­ти объекта приватизации — руководителем органа прива­тизации.

Порядок продажи объекта приватизации путем выкупа, продажи на аукционе, по конкурсу и условия участия поку­пателей в аукционе, конкурсе, порядок проведения аукциона, конкурса определены законодательством о приватизации.

Оценку стоимости приватизируемого и сдаваемого в арен­ду имущества осуществляют по специальной методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, которая включает:

проведение инвентаризации имущества;

проведение аудиторской проверки финансовой отчетно­сти предприятия (для объектов малой приватизации, сель­скохозяйственных предприятий — в случаях принятия со­ответствующего решения государственным органом при­ватизации);

составление передаточного или разделительного балан­са предприятия и подготовку других документов, необхо­димых для проведения оценки стоимости имущества;

проведение массовой или экспертной оценки;

составление акта оценки стоимости имущества или от­чета о его экспертной оценке и заключений эксперта об оценке стоимости имущества;

утверждение государственным органом приватизации результатов проведения оценки имущества, заключений эксперта об оценочной стоимости имущества (кроме паке­тов акций);

— утверждение государственным органом приватиза­ции условий проведения конкурсов, открытых торгов (тен­деров), в которых указывается стоимость имущества.

Решение о проведении инвентаризации и аудиторской проверки принимается государственным органом прива­тизации одновременно с определением даты оценки.

Аудиторская проверка финансовой отчетности предприятия проводится в соответствии с требованиями законода­тельства. Инвентаризация имущества осуществляется в соответствии с требованиями Положения об инвентариза­ции имущества приватизируемых государственных пред­приятий, а также имущества государственных предприя­тий и организаций, которые передаются в аренду.

Полностью изношенные основные средства, непригодные для эксплуатации, отражаются в отдельной инвентариза­ционной описи и списываются в соответствии с действую­щим порядком с обязательным оприходованием товарно-материальных ценностей, полученных в результате ликви­дации основных средств.

При наличии полностью изношенных, по данным бух­галтерского учета, функционально устаревших, но пригод­ных для эксплуатации основных средств инвентаризаци­онная группа, созданная по решению председателя инвен­таризационной комиссии, в состав которой обязательно включаются представители предприятия, осуществляющие надзор за безопасностью и охраной труда, включают их в отдельную инвентаризационную опись и определяют оце­ночную стоимость указанных основных средств с учетом их фактического физического состояния или результатов экспертной оценки их рыночной стоимости.

В случае нарушения порядка проведения инвентариза­ции или выявления фактов несоответствия документов, необходимых для проведения оценки, данным передаточного (разделительного) баланса государственный орган прива­тизации принимает решение о проведении полной или час­тичной повторной инвентаризации.

Акты оценки и заключения эксперта об оценке стоимости имущества утверждает руководитель государственного Органа приватизации в срок, не превышающий двух меся­цев от установленной даты оценки. Датой утверждения акта оценки стоимости имущества или заключений эксперта является дата его подписания должностными лицами госу­дарственного органа приватизации.

За достоверность данных и качество лица, подписавшие документы по приватизации, несут ответственность соглас­но действующему законодательству.

Срок действия акта оценки (заключения эксперта и от­чета об экспертной оценке, необходимого для регистрации устава открытого акционерного общества или подписания договора купли-продажи имущества) — два месяца с дня его утверждения.

В отдельных случаях по решению Фонда государствен­ного имущества срок действия акта оценки (заключения эксперта и отчета об экспертной оценке) может продлеваться, но не более чем на три месяца. При повторном проведении аукциона или конкурса по продаже объектов приватиза­ции не нужно согласовывать условия приватизации объек­та оценки с Кабинетом Министров Украины и другими центральными и местными органами исполнительной вла­сти в случаях, предусмотренных законодательством. При проведении экспертной оценки имущества, которое вклю­чается в уставный фонд по экспертной оценке, срок дей­ствия акта оценки продлевается на срок повторного прове­дения аукциона, конкурса, согласования или срок проведе­ния экспертной оценки.

Ошибочно включенное или оцененное, а также не вклю­ченное в акт оценки имущество при его приватизации (корпоратизации) подлежит изъятию из уставного фонда, пере­оценке или включению в уставный фонд в составе имуще­ства, подлежащего приватизации, по приказу руководителя государственного органа приватизации. Стоимость такого имущества определяется в установленном порядке на дату оценки размера уставного фонда (имущество, подлежащее приватизации). При этом государственный орган привати­зации составляет приложение к акту оценки самостоятель­но или в случаях, предусмотренных законодательством, про­водит его экспертную оценку.

В случае нарушения требований методики государствен­ный орган приватизации имеет право отменить результаты проведенной оценки и определить дату повторной.

Экспертная оценка стоимости приватизируемого иму­щества по действующей методике проводится в порядке, который определяется Фондом государственного имуще­ства, и осуществляется по договору с государственным ор­ганом приватизации.

По результатам проведенной экспертной оценки состав­ляются отчет и заключение эксперта об оценке стоимости имущества, которые передаются государственному органу приватизации на утверждение.

Отчет об экспертной оценке имущества подписывает­ся лицами, которые произвели оценку: указывается номер, дата документа, подтверждающего их квалификацию; наиме­нование юридического лица, его выдавшего. Заключение эксперта об оценке стоимости имущества подписывается уполномоченным лицом эксперта и скрепляется печатью.

В случае проведения экспертной оценки пакетов акций открытых акционерных обществ, подлежащих продаже за деньги на конкурсах, заключения эксперта и отчет об экс­пертной оценке имущества государственным органом при­ватизации не утверждаются. Заключение и отчет являют­ся основанием для разработки рекомендаций конкурсной комиссии относительно условий конкурса.

В случаях проведения экспертной оценки имущества, которое включается в уставный фонд, создаваемый при при­ватизации открытого акционерного общества, или имуще­ства, которое приватизируется в составе целостного имуще­ственного комплекса и оценочная стоимость которого вклю­чается в акт оценки, заключение эксперта и отчет об экс­пертной оценке имущества не утверждаются, но прилага­ются к этому акту.

Если приватизация государственного имущества осущест­вляется путем его продажи с рассрочкой платежа, на сум­му отсроченного платежа начисляются проценты по учет­ной ставке Национального банка Украины.

Методика не распространяется на оценку стоимости земельного участка, на котором расположен объект прива­тизации, а также недр и других составляющих окружаю­щей среды, за исключением оценки прав пользования ими.

Приватизацией имущества государственных предприя­тий, организацией и проведением работ по приватизации занимается специальная государственная комиссия по при­ватизации.

Для специальной оценки имущества в свободно конвер­тируемой валюте в случаях, когда продажа государственно­го предприятия иностранным лицам осуществляется без конкурса или аукциона, применяется другой порядок, опре­деленный органом по приватизации.

Целостный имущественный комплекс — это хозяй­ственный объект с законченным циклом производства про­дукции (работ, услуг). Оценку стоимости целостного иму­щественного комплекса проводят на основе баланса пред­приятия. Целостным имущественным комплексом могут быть структурные подразделения предприятий (цеха, про­изводства, участки и др.), которые выделяют в самостоя­тельные объекты приватизации или аренды с дальнейшим составлением разделительного баланса.

Оценка стоимости целостного имущественного комп­лекса. В перечень имущества объектов приватизации как целостных имущественных комплексов входят:

основные средства и другие внеоборотные активы;

оборотные средства (запасы и затраты, денежные сред­ства, расчеты и другие активы).

Принадлежность имущества к основным и оборотным средствам определяется в соответствии с Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине и другими нормативными актами.

Оценка стоимости целостного имущественного комплекса (массовая оценка) проводится по алгоритму

Вц.и.к.=0сакiнiдл+3зар,

где Ос— остаточная стоимость основных средств с учетом последней индексации их балансовой стоимости;

На — остаточная стоимость нематериальных активов, отраженных в балансе;

Вкi — восстановительная стоимость незавершенных ка­питальных вложений;

Унi — восстановительная стоимость оборудования (не­установленного);

Вдл — долгосрочные финансовые вложения;

3з — запасы и затраты, включаемые в валюту баланса;

Фа — финансовые активы (другие внеоборотные активы, денежные средства, расчеты и другие активы);

Кр — кредиторская задолженность (долгосрочные пас­сивы, расчеты и другие краткосрочные пассивы, резервы будущих затрат и платежей), отсроченная налоговая задол­женность, реконструированный долг, обязательства по фи­нансовой аренде.

Расчет остаточной стоимости основных средств и их вос­становительной стоимости проводится в соответствии с ко­эффициентами индексации, определенными Методикой оценки стоимости имущества при приватизации, утверж­денной Кабинетом Министров Украины, в следующем по­рядке:

зданий, сооружений, передаточных устройств — по виду и сроку освоения затрат;

машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных средств — в соответствии с датой приобре­тения.

Определение остаточной стоимости этих основных средств осуществляется в общем порядке, исходя из рас­четной восстановительной стоимости.

Балансовая (остаточная) стоимость основных средств, за исключением не подлежащих амортизации (кроме продук­тивного скота), при проведении оценки имущества опреде­ляется отдельно для каждой единицы по состоянию на дату оценки по алгоритму

 

где Оп — балансовая (остаточная) стоимость единицы ос­новных средств на 1 июля 1997 г. или первоначальная сто­имость, отраженная в бухгалтерском учете после введения в эксплуатацию с 1 июля 1997 г.;

П — произведение чисел;

рi коэффициент снижения норм амортизационных отчислений 1-го периода;

i порядковый номер периода, в течение которого ко­эффициент снижения не изменяется;

а — коэффициент квартальной нормы амортизации еди­ницы основного средства соответствующей группы без ко­эффициента снижения;

т — количество полных кварталов эксплуатации еди­ницы основного средства в i-м периоде.

 

 

Пример расчета

1 июля 1997 г. введено в эксплуатацию основное сред­ство второй группы с первоначальной стоимостью 10 000 грн. Дата оценки — 1 мая 1998 г.

Ос = 10 000 (1 - 0,7-0,0625)2 • (1 - 0,6-0,0625) =  8802 грн.

Балансовая (остаточная) стоимость основных средств определяется с затратами, связанными с их улучшением, размер которых превышает установленную нормативными актами долю таких затрат для включения их в валовые затраты.

Стоимость нематериальных активов, отраженных в передаточном балансе предприятия, определяется при со­ставлении такого баланса в соответствии с требованиями Положения об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также имуще­ства государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду.

Нематериальные активы включаются в акт оценки по цене их приобретения.

Экспертная оценка нематериальных активов, не отра­женных в балансе предприятия. Она проводится согласно Порядку экспертной оценки нематериальных активов, утвержденному Фондом государственного имущества Украины и Министерством Украины по делам науки и технологий.

К нематериальным активам — объектам права интел­лектуальной собственности принадлежат:

изобретения — приборы, вещества, штаммы микроорга­низмов, культуры клеток растений и животных (удостове­ряется патентом);

полезные модели — определяется патентом на полез­ную модель конструктивного выполнения прибора;

промышленные образцы — форма, рисунок или раскраска либо их сочетание, которые определяют внешний вид промыш­ленного изделия и предназначены для удовлетворения эсте­тических и эргономических потребностей согласно патенту;

знаки для товаров и услуг — словесные, изобразитель­ные, объемные и другие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвете или сочетании цветов соглас­но свидетельству;

сорта растений — авторство на сорта растений и ис­ключительное право на их использование, предусмотренное нормативно-правовыми актами;

фирменные наименования — наименования фирм, про­изводственные марки и товарные знаки, определяемые дей­ствующим законодательством;

программы на ЭВМ и базы данных — воспроизведение, распространение и другие действия по вводу в хозяйствен­ное обращение совокупности данных и команд, предназна­ченных для функционирования ЭВМ и других компьютер­ных устройств с целью получения определенного результата;

научно-техническая информация — результаты науч­но-технической деятельности, зафиксированные в форме, ко­торая обеспечивает их воспроизведение, использование и распространение.

К нематериальным активам принадлежит также гудвилл (деловая репутация) — комплекс мер, направленных на уве­личение прибыли предприятий, занятие доминирующей по­зиции на рынке продукции (работ, услуг), новые технологии.

Нематериальные активы подлежат инвентаризации в соответствии с Положением об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также передаются в аренду. Комиссия по приватизации, созданная по решению органа приватизации, осуществляет экспертную оценку нематериальных активов, не отражен­ных в балансе предприятия, с привлечением аудиторов и других специалистов по оценке имущества.

Возобновляемую стоимость незавершенных капитало­вложений, указанных в передаточном балансе, определяют по алгоритму

Вкiк Ки ,

где Вк стоимость незавершенных капиталовложений по данным бухгалтерского учета;

Ки коэффициент индексации.

Незавершенные капиталовложения, отраженные в пере­даточном балансе, распределяются по виду и сроку освое­ния расходов.

Стоимость незавершенных капиталовложений и обору­дования (неустановленного) увеличивается на коэффици­ент индексации соответствующего квартала. Коэффициент индексации отражает усредненный индекс цен на строи­тельство и промышленную продукцию.

По решению органа приватизации или комиссии по при­ватизации в случае включения объекта незавершенного строительства в состав целостного имущественного комп­лекса его стоимость с согласия руководителя предприятия может быть скорректирована с учетом коэффициента фи­зического износа, который отражает его техническое состо­яние. В этом случае экспертная оценка технического со­стояния объекта незавершенного строительства с целью определения такого коэффициента проводится за средства приватизируемого предприятия в порядке, определенном Фондом государственного имущества.

По решению государственного органа приватизации или комиссии по приватизации объект незавершенного строи­тельства может быть исключен из состава целостного иму­щественного комплекса. При этом в случае принятия госу­дарственным органом приватизации решения о его выкупе стоимость объекта незавершенного строительства определя­ется в соответствии с Методическими указаниями по опре­делению стоимости объектов незавершенного строительства.

Возобновляемую стоимость оборудования (неустановлен­ного) определяют по алгоритму

Унi = Ун Ки ,

где Ун — стоимость оборудования (неустановленного) по ценам приобретения;

Ки — коэффициент индексации, установленный Госком­статом и Фондом государственного имущества относительно определения отдельных показателей в связи с введением национальной денежной единицы.

Оборудование (неустановленное), отраженное в переда­точном балансе, распределяется по срокам его приобрете­ния. Стоимость оборудования (неустановленного) увеличи­вается в зависимости от срока его приобретения на коэф­фициент индексации Ки соответствующего квартала.

По решению государственного органа приватизации или комиссии по приватизации и с согласия руководителя при­ватизируемого предприятия стоимость оборудования (не­установленного) может уменьшаться на коэффициент при­годности оборудования для эксплуатации. В этом слу­чае экспертная оценка технического состояния оборудова­ния (неустановленного) с целью определения коэффициен­та его пригодности для эксплуатации осуществляется за средства приватизируемого предприятия в порядке, опре­деленном Фондом государственного имущества.

Если государственный орган приватизации или комис­сия по приватизации приняла решение об исключении объекта незавершенного строительства из состава целост­ного имущественного комплекса, исключению и включению в стоимость объекта незавершенного строительства как са­мостоятельного объекта приватизации подлежит также сто­имость оборудования (неустановленного), приобретенного для обеспечения его функционирования.

Стоимость оборотных средств определяют, исходя из сто­имости их приобретения в соответствии с передаточным балансом.

В состав финансовых активов включаются другие вне­оборотные активы, средства, расчеты и другие активы (за вычетом остатка использования заемных средств, если эта сумма была направлена в фонд развития производства).

Оценка стоимости драгоценных металлов и драгоцен­ных камней осуществляется в порядке, устанавливаемом Минфином.

Оценка стоимости предметов проката, в том числе сдан­ных в аренду, осуществляется, исходя из степени их при­годности на дату оценки, что определяется по действую­щим нормам для предметов проката, и срока зачисления на баланс предприятия путем увеличения их первоначаль­ной стоимости на коэффициент индексации оборотных средств, сданных в аренду.

Стоимость оборотных средств уменьшается на стоимость кредиторской задолженности в соответствии с передаточ­ным балансом. В случае, если сумма кредиторской задол­женности превышает размер оборотных средств, стоимость целостного имущественного комплекса определяют по ал­горитму

Вц.и.к.сакiнiдл.

Если приватизируются предприятия, деятельность ко­торых связана с государственной тайной, государственные органы приватизации или комиссии по приватизации по согласованию с соответствующими министерствами (ведом­ствами) и заказчиками соответствующей продукции могут принимать решение о включении в акт оценки целостного имущественного комплекса стоимости научно-технической продукции, материальных объектов, содержащих секретную информацию, и документации, являющейся государствен­ной тайной. Оценка этого имущества осуществляется экс­пертным путем. Результаты оценки указываются в акте оценки в зависимости от вида оцениваемого имущества.

Оценка такого имущества проводится при участии экс­перта с соблюдением требований законодательства относи­тельно государственной тайны.

Результаты оценки оформляются заключением экспер­та и отображаются в акте оценки как разница между сто­имостью, полученной экспертным путем, и стоимостью ука­занного имущества по данным бухгалтерского учета. Гриф секретности отчета об экспертной оценке должен соответ­ствовать высшей степени секретности информации, приве­денной в нем. Представление и утверждение заключения эксперта и отчета об экспертной оценке осуществляется с соблюдением требований к обеспечению сохранности госу­дарственной тайны (с грифом «секретно»).

В случае отсутствия согласия центральных и местных органов исполнительной власти или заказчика государствен­ный орган приватизации по представлению комиссии по приватизации решает вопрос об изъятии этого имущества из состава приватизируемого целостного имущественного комплекса и определяет условия его дальнейшего исполь­зования.

Изъятие имущества, сведения о котором являются го­сударственной тайной и которое не включается в стоимость имущества, подлежащего приватизации, осуществляется в соответствии с его стоимостью, указанной в бухгалтерском учете. Определение стоимости не принятых на учет объек­тов или не имеющих в бухгалтерском учете определенной стоимости осуществляется в соответствии с современной стоимостью возобновления, для чего привлекается эксперт. Затраты на проведение работ по экспертной оценке осущест­вляются собственником или заказчиком этого имущества.

Особенности оценки стоимости арендованного имуще­ства. Оценка стоимости арендованного имущества, подле­жащего приватизации, осуществляется на основании дого­вора аренды, передаточного баланса предприятия и баланса, который прилагается к договору аренды. Состав арендо­ванного имущества, подлежащего приватизации, определя­ется согласно законодательству и включает основные и обо­ротные средства, имущество, приобретенное арендатором за счет государственных средств, предоставленных для финан­совой поддержки предприятия или выполнения целевых государственных программ и амортизационных отчислений на полное восстановление арендованных основных средств, а также остаток амортизационного фонда на полное восста­новление арендованных основных средств на дату оценки.

Стоимость имущества, принадлежащего арендатору, определяется как сумма остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, отраженных в переда­точном балансе и приобретенных за счет собственных средств, восстановительной стоимости незавершенных ка­питаловложений на оборудование (неустановленное), осуще­ствленных и приобретенных за счет собственных средств, стоимости оборотных средств, определенной с вычетом кре­диторской задолженности, и другого имущества.

Стоимость нематериальных активов, принятых на учет во время аренды, или наличие долгосрочных финансовых инве­стиций нематериальных активов как вкладов в доходные активы других субъектов предпринимательской деятельно­сти подлежит обязательной экспертизе относительно размера и права собственности на указанное имущество, которую осуществляет государственный орган приватизации.

В случае выявления факта включения в состав немате­риальных активов, принадлежащих арендатору, или вкла­дов арендатора в уставные фонды хозяйственных обществ имущества или права пользования им, фактически ему не принадлежащих, комиссия по приватизации принимает решение о невнесении указанного имущества в уставный фонд открытого акционерного общества, которое создается. В этом случае государственный орган приватизации при­нимает предусмотренные законодательством меры по обес­печению сохранения прав собственности государства или других субъектов предпринимательской деятельности на указанное имущество.

Стоимость арендованного имущества, подлежащего при­ватизации, определяют по алгоритму

 

где  — остаточная стоимость основных средств (тут и далее «г» — государственная собственность);

         — остаточная стоимость нематериальных активов, от­раженных в передаточном балансе;

         — восстановительная стоимость незавершенных ка­питальных вложений;

        — восстановительная стоимость оборудования (не­установленного);

         — стоимость долгосрочных финансовых вложений, которые не исключаются;

          — стоимость оборотных средств, сданных в аренду, за вычетом кредиторской задолженности;

         — остаток амортизационного фонда на полное восста­новление арендованных основных средств на дату оценки.

Если были освоены и введены в действие незавершенные капиталовложения, сданные в аренду, или капиталовложения, осуществленные за время аренды за счет государственных средств, для определения доли государства в стоимости вве­денного в действие объекта производится перерасчет расхо­дов по их видам и сроку освоения по алгоритму

 

где  — восстановительная стоимость капиталовложений, осуществленных за счет государственных средств;

       — восстановительная стоимость капиталовложений;

        — восстановительная стоимость капиталовложений, осуществленных за счет средств арендатора.

Восстановительная и остаточная стоимость основных средств определяются с учетом затрат, связанных с их ка­питальным ремонтом.

Стоимость оборотных средств, сданных в аренду, опреде­ляют на основании баланса, прилагаемого к договору арен­ды, с учетом условий договора аренды по алгоритму

где   — стоимость запасов и затрат, входящих в валюту баланса;

        финансовые активы;

         — кредиторская задолженность;

       — коэффициент индексации стоимости оборотных средств в зависимости от даты заключения договора аренды, который рассчитывается и устанавливается Фондом госу­дарственного имущества по состоянию на 1 января 1998 г., увеличенный на индекс инфляции года, определяемый по данным Госкомстата для проведения индексации. В слу­чае, если индекс инфляции за год не превышает 10 %, коэф­фициент К не изменяется.

Если сумма кредиторской задолженности превышает сумму запасов и затрат и финансовых активов, сданных в аренду, проиндексированная стоимость оборотных средств, сданных в аренду, равна нулю.

Остаток амортизационного фонда на полное восстанов­ление арендованных основных средств определяется в со­ответствии с передаточным балансом предприятия на ос­новании справки руководителя предприятия о движении средств амортизационного фонда за время аренды.

Имущество, приобретенное за счет государственных средств, отражается в акте оценки в соответствии с назна­чением как основные или оборотные средства.

В случае приватизации целостных имущественных комплексов, сданных в аренду, в уставный фонд открытого ак­ционерного общества включаются государственное имуще­ство и имущество, являющееся собственностью арендатора.

По результатам оценки имущества арендного предпри­ятия составляют акт установленного образца.

Изменение стоимости приватизируемого имущества. Стоимость целостного имущественного комплекса умень­шается на стоимость имущества:

принадлежащего арендатору;

по которому покупателям установлены льготы;

на которое распространяется особый режим приватиза­ции (исключение объектов незавершенного строительства);

долей (паев, акций), принадлежащих государству в иму­ществе предприятий;

объектов социально-бытового назначения;

государственного жилищного фонда, который привати­зируется;

объектов, подлежащих приватизации;

дооценки остаточной стоимости основных средств.

Стоимость имущества объектов приватизации, за исклю­чением объектов, находящихся в зоне гарантированного добровольного отселения с территории, которая подвергается радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, увеличивается на размер дооценки стоимости:

долгосрочных финансовых вложений на долю (паев, ак­ций) в связи с невозможностью их выделения, определен­ной экспертным способом;

приватизируемого имущества, сведения о котором явля­ются государственной тайной, определенной на основе заклю­чений эксперта по оценочной стоимости этого имущества;

приватизируемых драгоценных металлов и драгоценных камней, определенной на дату оценки, которые устанавли­ваются Национальным банком Украины;

отраженных и оценки не отраженных в передаточном балансе предприятия нематериальных активов.

При этом проводится экспертная оценка стоимости не­материальных активов, не отраженных в балансе предприятия, в соответствии с порядком, который определяется Фон­дом государственного имущества и Министерством Украи­ны по делам науки и технологий.

В случае создания открытых акционерных обществ на основе имущества, принадлежащего государству, и имуще­ства арендатора доля государства в уставном фонде увели­чивается на стоимость арендованных оборотных средств.

В случае превышения стоимости оборотных средств, сдан­ных в аренду, над стоимостью имущества арендатора, опреде­ленного на дату оценки, размер уставного фонда акционерно­го общества возрастает на величину этого превышения.

Оценка стоимости индивидуально определенного иму­щества (инвентарных объектов). Оценка стоимости инди­видуально определенного имущества проводится по каждо­му инвентарному объекту или группе инвентарных объек­тов. К группе инвентарных объектов, подлежащих оценке, относятся участки предприятий, комплексы сооружений, построек, оборудования и другое имущество, по которому не составляется самостоятельный бухгалтерский баланс.

Оценка стоимости инвентарных объектов проводится в случае:

выкупа построек, сооружений, машин, оборудования, са­молетов, суден, участков предприятий, нематериальных активов и имущества органом приватизации с привлече­нием эксперта;

выкупа оборотных средств (материалов, сырья и др.) органом приватизации по данным поставщика на дату оценки или с учетом рыночных цен, сложившихся в реги­оне на дату оценки;

продажи инвентарных объектов и их групп (кроме обо­ротных средств) на аукционе или по  конкурсу органом приватизации.

В других случаях оценка инвентарных объектов прово­дится органом приватизации на основе данных бухгалтер­ского учета без учета индексации балансовой стоимости основных фондов.

По итогам оценки инвентарных объектов на основании данных бухгалтерского учета составляется отдельный акт.

В случае приватизации имущества предприятия-банк­рота оценка инвентарных объектов проводится путем опре­деления их ликвидационной стоимости.

Оценка стоимости имущества, приватизируемого путем выкупа. Оценка стоимости имущества, приватизируемого путем выкупа, проводится в зависимости от состава иму­щества, указанного в передаточном балансе предприятия.

В случае выкупа имущества, в состав которого не вклю­чаются строения и сооружения, и имущества предприятий, которые преобразуются в процессе приватизации в коллек­тивные сельскохозяйственные предприятия, его стоимость определяется на основании передаточного баланса без уче­та индексации балансовой стоимости основных фондов.

По результатам оценки составляется акт установленно­го образца.

По решению государственного органа приватизации в случае полной амортизации высоколиквидного оборудова­ния (транспортных средств, аудио-, видео-, оргтехники и вычислительной техники и др.) проводится их дооценка с учетом уровня цен, сложившихся на рынке на дату оценки, на основании подтверждающих документов.

В случае выкупа имущества, в состав которого включа­ются строения и сооружения, его стоимость определяется по результатам экспертной оценки целостного имуществен­ного комплекса, а в случае оценки арендованного имуще­ства — также с учетом условий договора аренды.

Оценка стоимости имущества, подлежащего продаже на аукционе и по конкурсу. Определение начальной цены имущества, подлежащего продаже на аукционе или по кон­курсу, осуществляется на основании передаточного баланса предприятия без учета индексации балансовой стоимости основных фондов.

В случае продажи на аукционе или по конкурсу имуще­ства, которое по данным бухгалтерского учета является полностью изношенным, государственный орган привати­зации принимает решение о назначении начальной цены в размере 30 % его балансовой стоимости без учета индекса­ции балансовой стоимости основных фондов.

В случае проведения конкурса по продаже целостного имущественного комплекса, в состав которого включаются строения и сооружения, или конкурса по продаже имуще­ства вместе со строениями и сооружениями обязательно определяется начальный размер инвестиционных обяза­тельств.

Оценку начального размера инвестиционных обяза­тельств осуществляет конкурсная комиссия с привлечени­ем эксперта. Экспертная оценка начального размера инве­стиционных обязательств осуществляется в порядке, опре­деленном Фондом государственного имущества для прове­дения экспертной оценки государственного имущества, ко­торое приватизируется. Заказчиком проведения эксперт­ной оценки инвестиционных обязательств выступает госу­дарственный орган приватизации.

Начальную стоимость инвестиционных обязательств определяют как разность между оценочной стоимостью объекта и его начальной ценой, а также как совокупную стоимость инвестиций, необходимых для обеспечения эф­фективного функционирования объекта, по направлениям (реконструкция, капитальный ремонт, переоборудование, совершенствование технологий, совершенствование менедж­мента) и другими способами.

Первоначальная стоимость инвестиционных обязательств по решению конкурсной комиссии распределяется по эта­пам внесения. Срок внесения инвестиций не должен пре­вышать пяти лет. Решение о поэтапности внесения оформ­ляют протоколом заседания конкурсной комиссии, кото­рым утверждается отчет эксперта об определении первона­чальной стоимости инвестиционных обязательств.

Орган приватизации осуществляет контроль за соответ­ствием отчета эксперта нормативным и методологическим требованиям и на основании протокола конкурсной комис­сии о согласовании отчета эксперта подписывает акт при­ема-передачи работ по экспертной оценке.

К предложенным участниками конкурса инвестиционным обязательствам, распределенным поэтапно, должен добавлять­ся расчет дисконтированных на дату оценки инвестиций (в денежном выражении) по этапам внесения их. Расчет дис­контированных на дату оценки начальных инвестиционных обязательств (в денежном выражении) осуществляется экс­пертом и прилагается к отчету об экспертной оценке.

Определение размера уставного фонда открытых ак­ционерных обществ, создаваемых в процессе приватиза­ции и корпоратизации, и цены пакетов акций. В случае создания открытых акционерных обществ на базе имуще­ства государственных или арендных предприятий с целью обеспечения использования приватизационных бумаг и ком­пенсационных сертификатов размер уставного фонда опре­деляется массовой оценкой, т.е. по стандартной методике.

В случае создания открытых акционерных обществ с це­лью продажи акций исключительно за денежные средства размер их уставного фонда определяется с учетом рыночной стоимости активов на основании их экспертной оценки.

Государственные органы приватизации проводят оцен­ку государственного имущества — основных фондов, неза­вершенных капиталовложений, оборудования (неустановлен­ного), нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, наработанного предприятием в период между датой оценки размера уставного фонда открытого акцио­нерного общества, созданного в процессе приватизации (кор­поратизации), и датой его государственной регистрации, и решают вопрос о его дальнейшем использовании в порядке, определенном Фондом государственного имущества.

Имущество, наработанное арендатором в период от даты оценки размера уставного фонда открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, до даты его государственной регистрации, оценивается в соответствии с данными бухгалтерского учета. Вопрос о дальнейшем ис­пользовании такого имущества решается арендатором. В случае наличия задолженности по арендной плате аренда­тор и государственный орган приватизации решают вопрос о компенсации государству доли наработанного имущества арендатором в соответствии с законодательством.

Начальная стоимость пакета акций в случае продажи их за денежные средства на аукционе и фондовой бирже в по­рядке, утвержденном Фондом государственного имущества, устанавливается в соответствии со стоимостью доли опреде­ленного уставного фонда открытого акционерного общества.

Пакеты акций открытых акционерных обществ, устав­ные фонды которых определены при проведении оценки их без учета индексации балансовой стоимости основных средств и которые не начали льготную продажу акций за средства членам трудового коллектива, приравненным к ним физическим лицам и руководителям предприятия, реализуются по цене, основанной на номинальной стоимос­ти приватизационного имущественного сертификата. Но­минальная стоимость простых именных акций таких от­крытых акционерных обществ не изменяется.

В случае продажи пакетов акций открытых акционер­ных обществ по некоммерческому конкурсу или на тендере за деньги оценочная стоимость пакетов определяется на основании экспертной оценки, которая проводится в поряд­ке, утвержденном Фондом государственного имущества, на дату, определенную государственным органом приватиза­ции или конкурсной комиссией по установлению инвести­ционных условий некоммерческого конкурса.

В случае продажи пакета акций открытых акционер­ных обществ по коммерческому конкурсу за деньги началь­ная цена определяется в соответствии с порядком, установ­ленным Фондом государственного имущества, с обязатель­ным увеличением их номинальной стоимости на сумму, в которой учитывается индексация начальной стоимости ос­новных фондов по состоянию на 1 января 1995 г.

Оценка стоимости государственной доли (пая), принад­лежащей государству в уставном фонде предприятия, ко­торое подлежит продаже на аукционе, по конкурсу и дру­гими конкурентными способами, в связи с отсутствием со­гласия негосударственных основателей (участников) на преобразование его в открытое акционерное общество, осу­ществляется экспертным путем.

В случае выкупа пакета акций за денежные средства (кроме льготной продажи, предусмотренной законодатель­ством) цена продажи пакета устанавливается на основании экспертной оценки, которая проводится в порядке, утверж­денном Фондом государственного имущества.

Определение стоимости объектов незавершенного про­изводства и законсервированных объектов, которые при­ватизируются отдельно. Стоимость объектов незавершенного строительства, в том числе законсервированных, включает:

фактические затраты на строительство объектов по на­растающему итогу с распределением их по видам: строи­тельно-монтажные работы (с учетом других затрат), обору­дование и инвентарь;

стоимость материалов, изделий и конструкций, завезен­ных на строительную площадку для объектов незавершен­ного строительства, но не использованных в строительстве;

стоимость приобретенного для объекта незавершенного строительства оборудования, не переданного в монтаж, а также такого, которое не требует монтажа.

Стоимость объекта незавершенного строительного про­изводства для продажи его на аукционе или по конкурсу для передачи в уставный фонд хозяйственного общества как государственной доли, с последующей ее приватизаци­ей, определяется по данным бухгалтерского учета без сум­мы его индексации, вычисленной по индексам, установлен­ным Госкомстатом и Фондом государственного имущества.

Для определения начальной цены продажи объекта не­завершенного строительства составляется акт оценки по форме, которая определена методикой, утверждаемый орга­ном приватизации в установленном порядке.

Государственный орган приватизации имеет право при­нимать решения о проведении экспертной оценки материа­лов, изделий и конструкций, завезенных на строительную площадку и не использованных в строительстве. Сюда так­же относится оборудование, не переданное в монтаж, и то, которое не требует монтажа, с целью приближения началь­ной стоимости объекта к его рыночной стоимости. Затраты на экспертную оценку включаются в начальную цену объек­та незавершенного производства.

Цена продажи объекта незавершенного производства в случае его приватизации по выкупу определяется эксперт­ным способом. Привлечение эксперта осуществляется в по­рядке, определенном методикой.

Следовательно, Методика оценки имущества на время приватизации, утвержденная правительством, регулиру­ет весь комплекс работ по определению стоимости иму­щества, предупреждает проявление субъективизма и зло­употреблений.