Особенности контроля и оценки

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности контроля и оценки.doc

Особенности контроля и оценки

по учебным предметам в начальной школе.

 

Главная цель контрольно-оценочной деятельности во 2-4 классах –

определять уровень достижений ученика, т.е. объём усвоенной информации.

Учителю на заметку.

1.      Во время выполнения работ важным является предоставление каждому ученику возможность работать в своём темпе. Главное, чтобы фактор времени не стал травмирующим.

2.      Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны быть причиной снижения оценки. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения делать исправления.

3.      Вводится оценка за «общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

4.      Следует не допускать тенденции формального «накопления» оценок, ориентировку на «среднюю отметку», выведенную путём арифметических подсчётов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутой учеником к концу определённого периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить высокий балл и повысить свою успеваемость.

5.      Учителю следует помнить, что текущий и тематический контроль не ставит своей целью обязательное выставление отметок в баллах каждому ученику. Главная задача такого контроля – помочь ученику проанализировать вместе с учителем ошибки, недочёты и наметить пути их устранения.

6.      Такой подход к оценке соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения: младший школьник должен быть ориентирован в обучении на успех.

7.      Учителю следует чётко разграничить виды мониторинга учебных достижений учащихся по предметам контрольного и обучающего характера (без обязательного 100% выставления количественной отметки).

8.      Исключить практику организации мониторинга  учебных достижений учащихся по предметам в первый и последний уроки четверти/полугодия.

9.      После проведения контрольного мониторинга  учебных достижений учащихся по предметам организовывать проведение работы над ошибками.                                                                                                                                                                                                                                     

 

Русский язык.

Количество контрольных работ в течение каждой четверти должно быть следующим:

 

класс

кол-во к.р.

Виды контрольных работ

1 ч

2 ч

3 ч

1

2

Контрольное списывание

Контрольный диктант

-

-

-

-

-

-

1

1

2

10

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

-

-

-

-

1

1

2

2

1

1

1

1

3

18

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

Контрольное изложение

Практическая работа (грамматическое задание)

1

2

1

-

-

1

2

1

-

-

1

3

1

-

1

-

2

1

1

-

4

 

 

 

21

 

 

 

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

Контрольное изложение

Практическая работа (грамматическое задание)

1

2

1

1

-

1

3

1

-

-

1

3

1

1

-

-

1

1

1

2

 

Работы обучающего характера проводятся по усмотрению учителя.

Приблизительное количество работ обучающего характера:

- свободный диктант: в 3 классе – 2, в 4 классе – 3,

- письмо по памяти: 1кл. – 2,  2 кл. - 4, 3 кл. – 6, 4 кл. -8;

- грамматические задания (в том числе графический диктант и практическая работа):

по 4 в каждом классе;

- зрительный диктант: по 2 во 2, 3, 4 классах;

- слуховой диктант: не менее 2 во всех классах;

- тестовая работа: по 2 во 2, 3, 4 классах;

- списывание: в 1кл. – не менее 4, во 2 и 3 классах – не менее 2, в 4 кл. – не меньше1.

 

Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих (с первых уроков 1 класса в виде небольших устных рассказиков, но постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу). Сочинения  должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю, жанрам, и по тематике, и по степени самостоятельности и творческого вклада.

 

Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи.

 

      К оценке за сочинение и изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Такие работы оцениваются одной отметкой – только за содержание; грамотность проверяется, но не оценивается, т.к. на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

В изложении оцениваются:

- полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части)

- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)

- построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста.

 

Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10 -12 дней.

 

Примерное количество творческих работ по русскому языку:

 

классы

изложение

сочинение

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

1

2

2

1

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

3

2

4

2

3

3

3

2

2

2

2

В первом классе проводятся уроки по развитию речи в устной форме (не менее 1 в 10 -12 дней).

 

 

 

Объём диктанта и текста для списывания:

 

классы

четверти

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1 класс

-

-

-

15 слов

2 класс

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

35-40 слов

3 класс

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

55-60 слов

4 класс

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов

Примечание: тексты для диктанта подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа слов диктанта).

Количество слов в словарном диктанте: во 2 классе – 10 слов, в 3 классе – 12 слов, в 4 классе – 15 слов.

 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» - высокий уровень – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

 

«4» - средний уровень – наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

 

«3»-ниже среднего уровня – наличие не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному материалу; отдельные  нарушение логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

 

«2» - низкий уровень- наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу,  нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 

Классификация ошибок и недочётов по русскому языку:

 

ошибки

недочёты

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие «красной» строки;

- неправильное написание одного слова (повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку)

- незначительные нарушение логики событий авторского текста при написании изложения.

 

 

 

Критерии оценок контрольных работ по русскому языку:

 

Диктант

(пройденный материал)

Словарный диктант

Списывание

Грамматическое задание

«5»- нет ошибок;

 

«4»- не более 2 ошибок;

 

«3»- не более 5 ошибок

 

«2»- если допущено 5 и более ошибок

«5»- без ошибок;

 

«4»- допущена 1 ошибка;

 

«3» - допущены 2 ошибки;

 

«2» - за работу, в которой 3-5 ошибок

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

 

«4» - 1-2  исправления или 1 ошибка;

 

«3» - 2-3 ошибки;

 

«2» - 4 ошибки и более

«5»- без ошибок (или 1 ошибка или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 дополнительное задание);

 

«4» - 1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено 1 доп. задание);

 

«3» - не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки или 1-2 недочета или верно выполнено 1 доп. Задание);

 

 «2» - менее половины задания

 

 

Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):

 

оценка

критерии

допускается…

«5»

 

 

 

- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);

- богатство словаря;

-правильное речевое оформление;

- не более 1 речевой неточности;

 

 

 

 

«4»

 

 

 

 

- правильно, достаточно полно (без искажения)передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

 

 

- не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и по- строении текста;

 

 

«3»

 

 

 

 

 

 

-допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение),

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений,

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

 

 

-не более 5 недочётов в содержании и построении текста;

 

 

«2»

 

- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);

- допущено много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- отсутствует связь между частями текста;

- беден словарь.

 

 

- более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;

 

 

Литературное чтение.

 

В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность. Проверку сформированности  навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале года диагностику, в конце первого полугодия, в конце учебного года.

Возможные виды мониторинга по чтению: проверочные работы – не более 4 в каждом классе, кроме первого.

Обязательное чтение наизусть:

класс

стихотворения

проза

1 класс

5

-

2 класс

8

-

3 класс

10

1

4 класс

12

1

 

Темп чтения:

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

Вслух

вслух

вслух

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

-

25-30

30-40

45-50

70-80

50-60

85-90

65-70

100-110

70-80

115-120

80-95

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

 

Ошибки

Недочёты

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию;

- неумение выделять основную мысль текста;

- нарушение при пересказе последовательности событий произведения;

- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность, отсутствие средств выразительности.

- не более 2 неправильных ударений

 

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости произношения слов;

 

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

 

- неточность при формулировке основной мысли произведения;

 

- нецелесообразность использования средств выразительности, а также недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 

Математика.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия и в конце года, таким  образом, в каждом классе (кроме первого) проводится 6 обязательных контрольных работ.

 

Проверочные, самостоятельные работы  следует проводить по узловым вопросам, составляющим основу начального математического образования:

- усвоение учащимися нумерации чисел в пределах изученного (сотня, тысяча, миллион),

- табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления,

- внетабличное умножение и деление в пределах 100,

- алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел,

- порядок выполнения действий в выражениях (в 3-4 действия) со скобками или без скобок,

- решение текстовых арифметических задач,

- преобразование величин (меры длины, массы, времени),

- вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата.

 

Класс

Обязательные

контрольные работы

Возможные виды мониторинга

Самостоятельная

работа

Проверочная

работа

Математический

диктант

1 кл.

1

-

-

-

2 кл.

6

4

4

4

3 кл.

6

4

4

4

4 кл.

6

4

4

4

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки по математике:

 

Ошибки

Недочёты

- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

- незнание или неправильное применение алгоритмов письменного сложения, вычитания. Умножения и деления, свойств, правил, зависимостей, лежащих в основе выполнения заданий;

-неправильный выбор действий в решении текстовой задачи;

- несоответствие пояснительного текста выбранному действию в текстовой задаче, наименование величин вычислительным действиям и полученным результатам;

-неправильное определение порядка  действий в числовом выражении со скобками или без скобок;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

- неверные вычисления, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных навыков (в текстовой задаче, в геометрическом задании)

- неправильное списывание данных;

- ошибки в записи ответа текстовой задачи (при условии, что по действиям всё было решено  верно);

- отсутствие ответа в числовом выражении на порядок действий (если оно решено верно);

- ошибки в записи математических терминов.

 

Примечание:

За грамматические ошибки и самостоятельные исправления – баллы не снижаются.

 

 

Окружающий мир.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

 

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера.

 

В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе – 12-13 заданий, в 4 классе – не более 15-16 заданий.

 

Оценочная норма предполагает выставление:

 отличной оценки: при 90-100% набранных тестовых баллов,

хорошей – 70-80%,

удовлетворительной – 50-60%.

 

В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель).

 Во 2, 3, 4 классах – по 4 контрольных работ. (По усмотрению учителя можно включить проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти 2, 3, 4 классов.)

 

Классификация ошибок и недочётов:

 

Ошибки

Недочёты

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;

-незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы.

- раскрытие понятия только с помощью наводящих вопросов;

 

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

 

 

 

- неточности при нахождении объекта на карте;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие подписей и обозначений;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

В этом пособии учитываются следующие документы:

1. Закон об образовании (ст. 15 п. 3).

2. Методические письма МО РФ от 19.11.98 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и от 25.09.2000 № 2021/11-13 « ОБ организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы».

3. Государственный образовательный стандарт (МО РФ, 2004)

4.Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе (авт. Т.А,Бутенко и др.) –Ростов-на-Дону, 2009.


Скачано с www.znanio.ru