Особенности контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
(Методы и приемы работы)
Урок математики на тему:
«Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием»
Цель деятельности учителя |
Способствовать развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на движение, составлять по задаче выражение с переменной, находить сумму трех слагаемых, проверять вычисления на калькуляторе |
Тип урока |
Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на движение; составлять по задаче выражение с переменной; находить сумму трех слагаемых, проверять вычисления на калькуляторе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины |
Скорость, время, расстояние |
Примечание:
Структура урока была построена с акцентом на самостоятельную деятельность учащихся. На уроке применялись следующие педагогические методы и приемы:
- сверка с написанным образцом ( Учащимся предоставляется образец задания. Образец может быть в виде: полностью решенного задания; включать в себя промежуточные результаты, получаемые при выполнении задания, позволяющие контролировать правильность выполнения; либо может состоять только из коечного результата);
- проверка по инструкции;
- устное комментирование (чаще всего используется при выполнении задания у доски, учащийся объясняет порядок выполнения задания);
- прогнозирование своей будущей оценки;
- взаимопроверка с товарищем (ученики обмениваются тетрадями и по общим критериям проверяют правильность выполнения задания, выставляют отметку ручкой другого цвета);
- коллективная проверка (выполняется разбор выполняемого задания со всем классом, при проверке выполненного задания уделяется внимание не только правильности решения, но и способом контроля, объективности самооценки);
- выполнение задания по алгоритму (данный метод позволяет учащимся самостоятельно отслеживать этап выполнения задания и правильность своих действий);
- составление вопросов для самоконтроля (Данный прием можно использовать практически на всех учебных предметах в начальной).
- проверка (этот прием активизирует внимание детей к заданию и повышают интерес к действиям контроля, что очень важно при обучении в начальной школе. Данный прием можно использовать практически на всех учебных предметах в начальной);
- взаимопроверка (как известно, учащиеся начальной школы более ответственно относятся к проверке работ своих одноклассников, чем к проверке собственных работ);
- решение простых задач на тренажере по цепочке (при использовании данных приемов учащиеся не только контролируют свою деятельность, но и осуществляют контроль работы одноклассников);
- текстовая задача (мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков).
Структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы органи- зации действия на уроке |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Моти- (самоопре- к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Вот и прозвенел звонок -Начинается урок! - Проверьте, все ли у вас на парте?
|
Слушают
учителя. |
Фронтальная, индивидуальная |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л
– понимают значение знаний для человека |
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний |
1.
Проверка |
Проверяет выполнение домашней работы. |
|
Фронтальная, индивидуальная. |
П – проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области |
Устные ответы, наблюдения учи- |
|
2. Устный счет: 1) Работа на карточке № 1. |
9т =….ц 2м 20см =…см 6000г =…кг 2мин 20с =…с 5км 70м =…м 800ц =…кг
|
Выполняют работу на карточках.
Выполняют взаимопроверку по образцу на доске. |
|
применения; используют математические термины, символы и знаки; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в классе, признавать возможность существования различных точек зрения; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека |
теля,
выполненные |
|||||||||||||||||||||
|
2) Взаимопроверка
3) Работа в парах |
Проверьте и оцените работу своего одноклассника. Молодцы. Все ли у ребят получилось? А как вы думаете, почему?
Установите соответствие:
|
Выполняют задание в парах, осуществляя взаимоконтроль. |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
- Было трудно или легко? - Ко всем ли величинам вы нашли мерку? - Вспомним формулу нахождения скорости, времени, расстояния.
|
К скорости не нашли. Выходят желающие к доске, записывают формулу.
|
|
|
||||||||||||||||||||||
III. Формулирование темы и целей урока. |
|
- Что нам нужно сегодня узнать на уроке?
|
Закрепить знания о скорости, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.) |
||||||||||||||||||||||||
IV. работа по теме урока |
Решение задач |
- Рассмотрите таблицу:
- Составьте по таблице взаимообратные задачи. - Как найти расстояние, если известны скорость и время?
|
Решают задачи, проверяют по образцу на доске. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Устные
ответы, наблюдения учи теля, выполненные |
||||||||||||||||||||||
V. Физмитутка |
Физкультминутка |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке |
Выполняют физкультминутку |
Фронтальная |
Выполнение
дви-жений |
||||||||||||||||||||||
VI. Практическая деятельность |
1.
Решение |
№ 29 (1). – Какова скорость машины?
–
Сначала найдите скорость машины в других единицах, а потом ответьте на вопрос
1) 60 : 60 = 1 (км/мин). 2) 1 · 10 = 10 (км). Ответ: 10 километров машина пройдет за 10 минут. |
– Шестьдесят километров в час. Записывают
решение |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы, выполненные задания (решение текстовых арифметических задач |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2. Работа на интерактивном тренажере. |
|
ПО очереди выходят к доске, решают простые задачи. |
|
П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собствен- ную деятельность, контролируют деятельность одноклассников. Л – проявляют интерес к предмету |
дач, письменные вычисления примеров) |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
VII. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение
Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? - Где вам могут пригодится полученные знания? – Что успели повторить? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
|
||||||
VIII. Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
С. 8, № 34 |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.