«Особенности коррекции непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом»
Оценка 4.8

«Особенности коррекции непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом»

Оценка 4.8
docx
20.11.2020
«Особенности коррекции непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом»
статья 5 особенности коррекции непроизвольного внимания детей дошк возраста с нарушенным слухом.docx

УДК

Полупан О.Л.

КГУ «СМШ № 37» акимата города Усть-Каменогорска

 

Аннотация: Статья «Особенности коррекции непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом» включает в себя проблему неустойчивости и разнонаправленности внимания у детей с нарушениями слуха и предлагает диагностическую программу коррекции, в которой представлены цель, задачи, объект и предмет преобразования, основные диагностические методики, основные коррекционно-развивающие упражнения, критерии эффективности, пространственные характеристики, временные рамки, этапы работы.

 

«ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ»

 

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Выделяют пять свойств внимания: переключаемость, устойчивость, объем, концентрация, распределение.

Переключаемость внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течении которого сохраняется его концентрация.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.

Концентрация внимания – это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.

Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов, что позволяет одновременно совершать несколько видов действий и следить за несколькими независимыми процессами, ни одного, не теряя из них из поля своего внимания [5].

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными наруше­ниями слуха. Общеизвестно, что ежегодно по стране выделяются тысячи детей с патологией органа слуха и их число не имеет тенденции к заметному снижению.

Глухие дети - это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Глухота бывает абсо­лютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и громкие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно.

Психическое развитие детей с нарушением слуха различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию [1].

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большое значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи – на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок [2].

У ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом явно выражены неустойчивость и разнонаправленность внимания. У глухих детей познание окружающего мира происходит за счет зрения, обоняния, тактильных ощущений и, хотя в силу возрастных особенностей для слышащих и глухих детей этого возраста характерны неустойчивость и рассредоточенность внимания, для ребенка с нарушением слуха причина в неустойчивости внимания – это еще и невозможность слышать человеческую речь, музыку, пение птиц, журчание воды. Такой ребенок находится в «постоянной тишине».

У детей с нарушением слуха из-за речевых нарушений задержива­ется общение, обеспечивающее совместную со взрослы­ми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоциональ­ного общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л.С. Выготского о механизмах влияния первичного де­фекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом [3].

Для того, чтобы детям получить необходимые знания и научить их общению со взрослыми и сверстниками, а также со своими родителями, маленьким воспитанникам с нарушением слуха нужно овладеть вспомогательными средствами обучения (дактильная и жестовая речь, как вспомогательное средство обучения), поэтому очень важно, чтобы на фронтальных и индивидуальных занятиях их внимание было максимально устойчиво и сосредоточено на педагоге.

Таким образом, на базе дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха, нами была разработана программа коррекции непроизвольного внимания для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Цель программы: Продиагностировать и корректировать непроизвольное внимание глухого ребенка 4-5 летнего возраста на занятиях в специальном дошкольном коррекционном учреждении через различные виды упражнений и помочь ему сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете с целью быстрого и качественного усвоения знаний.

Задачи:

1. Продиагностировать непроизвольное внимание у детей с нарушениями слуха 4 – 5 летнего возраста.

2.  Выявить уровни неустойчивости внимания.

3. Корректировать непроизвольное внимание детей с нарушениями слуха с помощью упражнений и помочь сосредотачивать свое внимание на занятиях.

4. Провести просветительскую работу с педагогами и родителями данной категории детей.

Объект преобразования: дети с нарушениями слуха 4 – 5 летнего возраста с отклонениями в психическом развитии, которые характеризуются неустойчивым вниманием на занятиях, неспособностью задерживать свое внимание на одном предмете или объекте в течении 15 – 20 минут, которые отводятся на занятия в младшей и средней группе.

После преобразования: снятие либо снижение уровня неустойчивости внимания. Повышение качества усвоения знаний и повышение сосредоточенности внимания.

Предмет преобразования: устойчивость и сосредоточенность внимания.

Основные диагностические методики:

1. Методика «Найди и вычеркни», предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания ребенка 3 – 4 лет. Испытуемому дается матрица, на которой в случайном порядке изображены фигурки: грибок, домик, цветок, ведерко, мячик, флажок. Экспериментатор дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, и фиксирует, чтобы ребенок работал по 2,5 минуты, после чего останавливается.

2. Методика «Проставь значки», предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка 4 – 5 лет. Эта методика заключается в том, чтобы в каждом из квадратов, треугольников, кругов, ромбов проставить тот знак, который задан сверху на образце, т.е. соответственно галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя в течении 2 минут.

3. Методика «Запомни и расставь точки», с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Далее ребенку последовательно, на 1-2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Основные коррекционно-развивающие упражнения:

1. «Найди предмет, не похожий на другие». Цель: развивать внимание и умение сравнивать. Задание: среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожий на другие.

2. «Что изменилось?». Цель: развивать внимание, восприятие, умение сравнивать. Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на картинку и ответить, что изменилось?

3. «Найди отличия». Цель: развивать внимание, восприятие, умение сравнивать. Задание: ребенок должен сравнить две картинки и найти отличия.

4. «Лабиринт». Цель: развивать устойчивость внимания.

5. Игра «Запрещенные движения». Цель: развивать внимание. Задание: ребенку нужно повторить все движения ведущего, кроме одного, когда последует команда «Руки вверх» – их следует опустить вниз.

Не следует пресыщать ребенка с нарушением слуха изобилием игр, их можно чередовать и использовать поочередно. Упражнения рассчитаны на всех детей дошкольного возраста, их можно менять. Желательно проводить индивидуальные занятия по коррекции внимания.

Критерии эффективности:

1. Устойчивость внимания.

2. Сосредоточенность внимания.

3. Способность сосредотачивать свое внимание на одном объекте или предмете не менее 15-20 минут.

Пространственные характеристики: дошкольная группа в детском саду для детей с нарушениями слуха, кабинет психолога, логопеда, дефектолога.

Временные рамки: программа может быть реализована в среднем от 3 до 6 месяцев.

Этапы работы:

1. Диагностический – выявление уровней неустойчивости внимания у детей с нарушениями слуха.

2. Коррекционный – оптимизация развития устойчивости внимания у детей, переход от отрицательной фазы развития к положительной фазе развития.

3. Оценка эффективности коррекционной программы – изменение или ликвидация проблемы, отмеченной на диагностическом этапе.

Этические аспекты реализации программы:

1. Соблюдение принципа «не навреди».

2. Самостоятельный выбор процедур и метода работа и обследования.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности.

 

 

Литература:

1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: 1963.

3. Зикеев. А.Г. Обучение учащихся подготовительного, 1 - 4 классов школы   глухих: Пособие для учителя.— М.: 1984.

4. Немов Р.С. «Психологическая диагностика», М.-1999 т3.

5. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», М.-1992 т2.

6. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности», Ярославль 2001 г.

 

 

 

 

 


 

УДК Полупан О.Л. КГУ «СМШ № 37» акимата города

УДК Полупан О.Л. КГУ «СМШ № 37» акимата города

Глухие дети - это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса

Глухие дети - это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса

Таким образом, на базе дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха, нами была разработана программа коррекции непроизвольного внимания для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Таким образом, на базе дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха, нами была разработана программа коррекции непроизвольного внимания для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Методика «Запомни и расставь точки», с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка

Методика «Запомни и расставь точки», с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка

Этические аспекты реализации программы: 1

Этические аспекты реализации программы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2020