Рабочая программа по математике Алышева 1 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по математике Алышева 1 класс

Оценка 4.8
docx
математика
19.11.2020
Рабочая программа по математике Алышева 1 класс
Рп по математике Алышева 1 класс.docx

«Чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению предназначена для обучения 1 класса Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599);

- Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253»;

- Методическими рекомендациями по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, 2015г;

- Проектами АООП в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru);

- Уставом ….

- АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного учреждения;

- Учебным планом образовательной организации;

-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Букварь для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП, Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. – М.: Просвещение 2020.

Количество часов по программе - 3 часа в неделю.

Программа детализирует и раскрывает содержание ФГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура рабочей программы по чтению представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание курса «Чтение»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Срок реализации программы – 1 год.

Задачи

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и другие), отвечать на вопросы. Прививать интерес к обучению.

Наряду с данными задачами также реализуются и специальная коррекционная деятельность:

- развитие артикуляционной моторики;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- развитие высших психических функций;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи, владение техникой речи;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В основу программы по предмету «Чтение» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  1  класса положены следующие принципы:

- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.

- Развитие и коррекция высших психических функций.

- Мотивация к учению.

- Принцип научности и доступности обучения.

- Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.

- Принцип наглядности.

- Принцип связи обучения с всесторонним развитием личности   обучающихся, воспитанников.

- Тематический принцип планирования учебного материала.

Используемые методы:

а) общепедагогические:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно–развивающего обучения (по Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информациионно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

         Типы уроков:

- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).

- Комбинированный урок.

Общая характеристика учебного предмета

Программа состоит из двух разделов: добукварного и букварного.

Добукварный период – период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. Продолжительность данного периода устанавливается педагогом в процессе изучения материала.

В добукварный период решаются следующие основные задачи:

- подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;

- привитие интереса к обучению;

- выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.

Основные направления работы в добукварный период таковы:

- формирование у детей общеречевых навыков;

- развитие навыков диалогической речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза;

- совершенствование произношения;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие графических навыков;

- совершенствование мелкой моторики рук.

Направления и краткое содержание работы

Рекомендуемые методы

Развитие навыков произвольной деятельности

Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя.

Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений.

Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук.

Ответы на вопросы. Составление предложений с опорой на рисунок, на заданную тему, с данным словом. Деление предложения на слова, слов на слоги. Выделение звука в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков.

Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.

Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются:

- умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;

- умение различать гласные и согласные звуки;

- образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;

- составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;

- разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;

- усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;

- списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;

- запись под диктовку букв и слогов.

На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:

- изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;

- умение характеризовать изученный звук;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;

- составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;

- работа со звуко-буквенной схемой;

- чтение небольших текстов из 2-4 предложений;

- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;

- письмо по образцу;

- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;

- письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;

- самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;

- вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап предполагает решение следующих задач:

- повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;

- практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;

- дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;

- образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;

- чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;

- чтение небольших текстов и работа по ним;

- усвоение написания строчных и прописных букв;

- списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;

- прописная буква в именах людей;

- письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

 

Таблица 1

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1.

Добукварный период

                    35                   

2.

Букварный период

64

                       Итого: 99 часов

 


 

Характеристика базовых учебных действий

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

1.                 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

2.                 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 

3.                 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

4.                 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

5.                 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

6.                 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

7.                 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

1.      Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

2.      Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3.      Обращаться за помощью и принимать помощь;

4.      Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

5.      Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 

6.      Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

7.      Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

1.   Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

2.   Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

3.   Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

4.   Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

1.      Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

2.      Устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

3.      Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

4.      Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

5.      Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

1) на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

2) называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

3) составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

4) правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному курсу «Чтение»

на конец обучения в 1 классе

Достаточный уровень

Минимальный уровень

- различать звуки на слух и в произношении, соотносить их с буквами (больше 7);
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 3-4 букв (с помощью учителя);
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

- различать звуки на слух и в произношении, знать буквы (7 букв);
- читать с помощью учителя по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию с помощью учителя, опираясь на наглядные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и средства контроля

1 класс

В I классе в течение всего учебного года отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.

При освоении обучающимся программы на 35% и выше считается, что он усвоил программу на достаточном уровне; при освоении обучающимся программы менее 35% - усвоил программу на минимальном (недостаточном) уровне.

Не освоение обучающимся программного материала на достаточном уровне не влияет на возможность перевода обучающегося в следующий класс.

Мониторинг

Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические пособия:

1. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. «Букварь», учебник для 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г.   рекомендовано МО и науки РФ.
2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Дидактический материал. Добукварный период. 1 класс
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г.   рекомендовано МО и науки РФ.
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению
чтению и письму учащихся 1 класса
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г.   рекомендовано МО и науки РФ.
Наглядные средства:

- наборы предметных картинок;

- образцы начертания рукописных букв;

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

- наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

- классная доска.

«Математика»

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике предназначена для обучения 1 класса ГБОУ СОШ №6  «Краснотурьинская школа-интернат».

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:

- Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599);

- Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253»;

- Методическими рекомендациями по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, 2015г;

- Проектами АООП в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru);

- АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного учреждения;

- Учебным планом образовательной организации;

-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Математика для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП, Т.В. Алышева – М.: Просвещение 2018.

         Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений", что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования школы-интерната. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные учебным планом школы-интерната по математике на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа по предмету «Математика»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1  классе   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Математика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Математика».

Цель курса: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.

Задачами обучения математике являются:

1. Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач.

2. Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей.

3. Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности  обучающихся, воспитанников.  

Основные направления коррекционной работы:

- развитие артикуляционной моторики;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- развитие высших психических функций;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи, владение техникой речи;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  1  класса положены следующие принципы:

- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.

- Развитие и коррекция высших психических функций.

- Мотивация к учению.

- Принцип научности и доступности обучения.

- Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.

- Принцип наглядности.

- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности   обучающихся, воспитанников.

- Тематический принцип планирования учебного материала.

Методы:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (по Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

         Типы уроков:

- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).

- Комбинированный урок.

 

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.

Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного для изучения в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) – его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что объем математического материала существенно снижен, а содержание заметно упрощено по сравнению с курсом начального обучения математике обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в соответствии с ФГОС НОО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально развивающимся сверстникам.  Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания на практике.

Содержание обучения математике в 1 классе представлено в примерной рабочей программе разделами «Пропедевтика» (данный раздел является обязательным для изучения обучающимися, осваивающими АООП в соответствии с учебным планом для I -  IV классов), «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».  Указанная структуризация курса математики для 1 класса соответствует структуре программы по математике для I -  IV классов, содержащейся в ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных представлений.

За период обучения  в 1 классе обучающиеся познакомятся с числами в пределах 10 и 20, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы представления о числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел (однозначных, двузначных в пределах 20); получат представление о числовом ряде, месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 10 и 20; овладеют приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10; узнают о  связях между сложением и вычитанием, познакомятся с переместительным свойством сложения.

Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами (стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время). Обучающиеся познакомятся с отдельными единицами измерения указанных величин, доступными для данного уровня математического развития (сантиметр (1 см), рубль (1 р.), копейка (1 к.), килограмм (1 кг), литр (1 л), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.); овладеют первоначальными навыками измерения величин с помощью измерительных приборов (линейка, весы, мерная кружка) и записью чисел, полученных при измерении одной мерой. Дети будут знать названия частей суток и дней недели, порядковый номер дней недели и их очередность.

Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В 1 классе предусмотрено обучение детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умению решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания:  на нахождение суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся ориентироваться в структуре арифметической задачи (выделять условие и вопрос задачи); на основе анализа взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в  задаче, выбирать соответствующий способ ее решения и реализовывать его; формулировать ответ задачи; составлять задачи на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Моделирование и иллюстрирование содержания отдельных задач поможет школьникам конкретизировать арифметические действия (сложение и вычитание) и осмыслить их.

В программу по математике включен геометрический материал, который предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В процессе образовательной деятельности в 1 классе школьники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся узнавать, называть, различать геометрические фигуры (точка, линия (прямая, кривая, отрезок), круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тела (шар, куб, брус); научатся вычерчивать треугольник, квадрат, прямоугольник по заданным точкам (вершинам) с помощью линейки; измерять длину отрезка и вычерчивать отрезок заданной длины.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика».

Класс

1

Год

Количество часов

4 часа в неделю

132

 

 

 

 

Содержание учебного курса «Математика»

Свойства предметов (2 часа).

Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер (величина). Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов (10 часов).

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины(ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырёх предметов по длине(ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий(самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе(весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести(весу), равной, одинаковой, такой же тяжести(равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести(весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих (4 часа).

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ(1 час).

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одинаковой емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости(7 часов).

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. 

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине ( центре); верхний, нижний, правый, левый   край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая  половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Временные представления (3 часа).

         Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно,  недавно, медленно, быстро

          Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрические формы (5 часов).

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

Числа  1-5 (40 часов).

Счет в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1,2,3,4,5.

Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел  пересчитыванием  предметов.

Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и « - « ). Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий.

Структура задачи: условие, числовые данные(числа), вопрос, решение, ответ

Числа (50 часов).

Название, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3(счет  предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры.  Место каждого числа в числовом ряду ( 0- 9 ). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

Число 10. Число и цифра. Десять единиц- 1 десяток.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 19, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи  учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Название, обозначение, десятичный состав чисел 11- 20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1- 10 с рядом чисел 11-20. Числовой ряд 1-20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Величины (5 часов).

Единица (меры )  стоимости - копейка, рубль. Обозначение: 1к.., 1р. Монеты: 1к., 5к., 10к., 1р., 2р., 5р. Размен и замена.

Единицы (меры ) длины - сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

Единицы (меры ) массы, емкости - килограмм, литр. Обозначение: 1 кг., 1л. Единица времени - сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя- семь суток, порядок дней недели.            

Геометрический  материал (2 часа).

Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1- 2 Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Резервные уроки (3 часа).

Таблица 1

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1.

Свойства  предметов

2

2.

Сравнение  предметов

10

3.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

4

4.

 Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

1

5.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

7

6.

Временные представления

3

7.

Геометрические формы

5

8.

Числа  1-5

40

9.

Числа

50

10.

Величины

5

11.

Геометрический  материал

2

 

Резервные уроки

3

 

Итого

132

                       Итого: 132 часа

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

«Математика»

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

1) в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

2) осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

3) проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

4) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

5) определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

6) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;

- сравнивать предметы по одному признаку;

- определять положение предметов на плоскости;

- определять положение предметов в пространстве относительно себя;

- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;

- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов;

- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;

- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности;

- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.);

- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);

- обводить геометрические фигуры по трафарету;

- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному курсу «Математика»

на конец обучения в 1 классе

Достаточный уровень

Минимальный уровень

- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;

- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;

- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;

- изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

- образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;

- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;

- оперировать количественными и порядковыми числительными;

- заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);

- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;

- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;

- пользоваться переместительным свойством сложения;

- пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;

- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к.,

10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. 1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);

- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;

- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;

- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

- проводить прямую линию через одну и две точки;

- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;

- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).

- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;

- сравнивать предметы по одному признаку;

- определять положение предметов на плоскости;

- определять положение предметов в пространстве относительно себя;

- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;

- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);

- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;

- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);

- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);

- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);

- обводить геометрические фигуры по трафарету;

- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).

Состав базовых учебных действий

1 класс

Личностные базовые учебные действия

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Регулятивные базовые учебные действия

 умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

 умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

 умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.

Познавательные базовые учебные действия

 умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

 умение устанавливать видо-родовые отношения предметов;

 умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

 умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

 умение выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 6 + 4, 4 + 6; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей; узнавать монеты; читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;

 умение наблюдать; умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

-  вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,  обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Формы и средства контроля

1 класс

В I классе в течение всего учебного года отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.

При освоении обучающимся программы на 35% и выше считается, что он усвоил программу на достаточном уровне; при освоении обучающимся программы менее 35% - усвоил программу на минимальном (недостаточном) уровне.

Не освоение обучающимся программного материала на достаточном уровне не влияет на возможность перевода обучающегося в следующий класс.

Мониторинг

Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.       Учебно-методическое обеспечение:

·         Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

·         Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Учебники:

·         Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч. – Ч. 1.

·         Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч. – Ч. 2.

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

·         Электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – В 2-х ч.

·         Электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч

5.       Технические средства:

·         Классная доска

·         Персональный компьютер (ноутбук)

6.       Учебно-практическое оборудование:

·         Наборы счетных палочек;

·         Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);

·         Набор предметных картинок;


 

Скачано с www.znanio.ru

Чтение» Пояснительная записка

Чтение» Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Наряду с данными задачами также реализуются и специальная коррекционная деятельность: - развитие артикуляционной моторики; - формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; - развитие высших…

Наряду с данными задачами также реализуются и специальная коррекционная деятельность: - развитие артикуляционной моторики; - формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; - развитие высших…

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Таблица 1 Учебно-тематический план №

Таблица 1 Учебно-тематический план №

Характеристика базовых учебных действий

Характеристика базовых учебных действий

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся

Формы и средства контроля 1 класс

Формы и средства контроля 1 класс

Математика» Пояснительная записка

Математика» Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса положены следующие принципы : -

В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса положены следующие принципы : -

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами (стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время)

Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами (стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время)

Содержание учебного курса «Математика»

Содержание учебного курса «Математика»

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше,…

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше,…

Переместительное свойство сложения (практическое использование)

Переместительное свойство сложения (практическое использование)

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Математика»

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Математика»

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному курсу «Математика» на конец обучения в 1 классе

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному курсу «Математика» на конец обучения в 1 классе

Состав базовых учебных действий 1 класс

Состав базовых учебных действий 1 класс

Познавательные базовые учебные действия – умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; – умение устанавливать видо-родовые отношения предметов; – умение делать простейшие обобщения, сравнивать,…

Познавательные базовые учебные действия – умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; – умение устанавливать видо-родовые отношения предметов; – умение делать простейшие обобщения, сравнивать,…

Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы

Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020