ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ
Оценка 4.6

ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

Оценка 4.6
docx
26.05.2020
ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ  НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ
ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.docx

ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

 НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

           

В статье рассматриваются основные задачи краткосрочных живописных упражнений на пленэре, роль этих упражнений в развитии аконстантного целостного восприятия и построении колористического единства на живописной плоскости. Раскрываются особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики. Ключевые слова: световоздушная среда, этюд, целостное восприятие, колористическое единство, цветовая гамма, цветовое состояние, пленэр. Живопись несложного пейзажного мотива является начальным этапом обучения живописи на пленэре. Многие художники-педагоги считают этюды на пленэре наиболее эффективной формой работы с цветом.

Выполняя живописный этюд пейзажного мотива, начинающий живописец  знакомится с основными проблемами живописного изображения и законами цветовой гармонии, с вопросами трактовки формы, композиции, а также с изменением цвета предметов под влиянием световоздушной среды, с проблемами передачи пространства. Комплексное освоение перечисленных вопросов является основой повышения эффективности учебно-творческой деятельности студентов начальных курсов на занятиях по живописи и способствует успешному выполнению в дальнейшем специальных живописных задач.

Главными задачами обучения, особенно на начальном этапе, является формирование и развитие целостного восприятия в изобразительной деятельности, изучение закономерностей создания колористического единства на живописной плоскости. Успешность развития целостного восприятия во многом зависит от содержания и характера учебных упражнений, от целостной системы упражнений, направленной на эффективность формирования аконстантного видения. В краткосрочных заданиях целесообразно ставить конкретные учебные задачи с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого студента. Они обращают внимание на закономерности изобразительной грамоты, дают практические навыки передачи конструктивных и пропорциональных отношений, общего тонового и цветового состояния. В процессе этих упражнений отрабатываются и закрепляются отдельные изобразительные действия. Такие задания, выполняемые во время самостоятельной работы, экономят учебное время на академических занятиях, служат для поддержания определенной профессиональной формы студента. Для того чтобы дети успешно прошли путь от простого копирования натуры до познания особенностей взаимодействия среды, цвета, освещения необходимо определить последовательность динамично усложняющихся практических заданий. Подготовительные и краткосрочно-тренировочные упражнения способствуют решению методических и организационных проблем, которые возникают в педагогическом процессе при работе над длительным этюдом. Они важны перед началом работы, когда необходимо передать основные пропорционально-конструктивные, а также большие тоновые и цветовые отношения.

Задачи краткосрочных упражнений:

1) выработка на основе полученных знаний живописнопластических навыков;

2) формирование целостного восприятия колористического единства и создание его в живописном изображении;

3) изображение натуры на основе динамики цветового и светового состояния натурной среды. Можно классифицировать краткосрочные упражнения как живописный набросок-этюд, кратковременный живописный этюд-зарисовка, этюд по памяти и по представлению. С помощью кратковременного живописного этюда-зарисовки в краткосрочных упражнениях можно вычленить отдельные учебные задачи и добиться их полного выполнения. К этому виду этюдов на пленэре относятся зарисовки отдельных фрагментов деревьев, растений, цветов, камней, фрагментов архитектурных строений. В таких упражнениях необходимо точно передать особенности натуры, ее конструктивное строение, пластику, пропорции цветовую гармонию. Живописный этюд-набросок – это этюд с натуры небольшого размера, где в самых общих чертах отражены живописно-пластические качества натуры. Иногда такие этюды художники называют нашлепками.

Живописный этюд-набросок может выполняться как непосредственно перед длительной работой, так и дополнительно.

Целью его является запечатление общего цветового состояния и состояния меняющегося освещения. Задачи живописного наброска этюда: передать наиболее существенные и характерные качества натуры, общую цветовую гамму; увидеть в натуре экспрессию, движение и лаконичными средствами выразить их; достигнуть свежести, эмоциональности и остроты восприятия натуры. Этюды по памяти и представлению способствуют развитию целостного восприятия цвета. Краткосрочные упражнения требуют максимальной собранности и активности, они способствуют тому, что студент мобилизует все свои творческие способности на отбор наиболее существенного и характерного, а значит, лучше видит целое. Роль общего тонового и цветового состояния пейзажной натуры в построении гармоничного цветового строя можно хорошо пронаблюдать и понять, если практически выполнить задание в технике гризайль, затем выполнить этюды в цветовом решении с одного и того же пейзажного мотива, в разных условиях освещения. «В начале практики выполняются подготовительные этюды по изучению общего цветового состояния пейзажа.

Их цель – выявить особенности процесса восприятия натуры и ее изображения; создать основу для развертывания упражнений по изучению закономерностей цветового строя этюда на пленэре, главным образом метода работы цветовыми отношениями при целостном восприятии натуры» Если сравнить живопись на пленэре с живописью в помещении, то сразу очевидно, что идет изменение восприятия пространства, оно открывается, становится многоплановым, изменяется масштабность, появляется много воздуха. Также важные изменения касаются характера и смены освещения. Именно характер освещения является важным ключевым моментом в пленэрной живописи. Свет в условиях пленэра создает характерную для пейзажа световоздушную среду. Отраженный свет в сочетании с основным светом создает цветовую среду или, как принято говорить на профессиональном языке художников, состояние. Выполнение краткосрочных упражнений на выявление структуры света способствует развитию целостного восприятия, что позволяет эффективно формировать колористическое единство в живописном изображении. Цветовой строй как модели, так и изображения определяется структурой света. Формирование способности передавать характер предмета, помещенного в различные условия световоздушной среды,передавать большие световые массы; – использование тени в построении целостного изображения; – построение цветового единства; – передавать световоздушную среду в построении целостного изображения. Характер освещения делает особенным цветовой и тоновой строй пейзажа. Один и тот же пейзажный мотив, изображённый в разных световых состояниях, имеет различное тонально-цветовое состояние. С изменением освещенности меняется светлота и насыщенность цветов. Естественный колорит натуры, объединённый общим цветом освещения, является основой создания гармоничного цветового строя изображения. Упражнения на выявление структуры света включают в себя следующие задания:

а) на равномерную освещенность или общую затемненность с отдельными высвечиваемыми местами;

б) на разное удаление от источника освещения (контрастное боковое, рассеянное, в глубине, против света);

в) на передачу световоздушной среды в живописном построении.

Данные упражнения показывают тесную связь светотени и цвета предметов, зависимость изменения общего тонального состояния от изменения характера освещенности. Краткосрочные упражнения, направленные на поиски цветовой гармонии в живописном изображении имеют своей целью найти согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. В создании целостного изображения важная роль отводится построению основных отношений, которые определяют общую гармонию. Основу работы с отношениями составляет умение сравнивать и анализировать натуру. Колористическое и тональное единство может создаваться на сочетании локальных пятен. Пятно выступает в этой ситуации не как сумма оттенков, необходимое эмоционально богатое цветовое и тональное звучание достигается расположением локальных пятен, их соседством, ритмом и относительной величиной. Также большие возможности для организации колористического единства открывает решение цветового строя, основанного на цветовой гамме и тональном единстве. В данном случае цветность создается даже внутри почти монохромного пятна, в отличие от использования сильных цветовых противоречий. На первый план выходит поиск новых выразительных возможностей цвета и света при сохранении полноты и силы его изобразительности, единство изобразительных средств и выразительности, единство выразительной и изобразительной сторон колорита, света и тени. Цветовые и тональные отношения превращают сумму предметов в пространство, среду. Изменяется понимание их роли в изображении. Отношения не только выделяют композиционный центр изображения, но и выражают идею, создают образ изображаемой модеЛИ.


 

ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Они важны перед началом работы, когда необходимо передать основные пропорционально-конструктивные, а также большие тоновые и цветовые отношения

Они важны перед началом работы, когда необходимо передать основные пропорционально-конструктивные, а также большие тоновые и цветовые отношения

Если сравнить живопись на пленэре с живописью в помещении, то сразу очевидно, что идет изменение восприятия пространства, оно открывается, становится многоплановым, изменяется масштабность, появляется много…

Если сравнить живопись на пленэре с живописью в помещении, то сразу очевидно, что идет изменение восприятия пространства, оно открывается, становится многоплановым, изменяется масштабность, появляется много…

Также большие возможности для организации колористического единства открывает решение цветового строя, основанного на цветовой гамме и тональном единстве

Также большие возможности для организации колористического единства открывает решение цветового строя, основанного на цветовой гамме и тональном единстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020