ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
Оценка 4.8

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

Оценка 4.8
docx
26.05.2020
ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА.docx

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

Натюрморт  один из классических учебных жанров живописи. Все, кто занимается рисованием в школе, изостудии, училище или вузе, начинает свой путь с рисования предметов с натуры. Жанр натюрморта одинаково применим как в живописи, так и в графике. Посмотрим подробнее на живописные тематические натюрморты. Живопись как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке художников, педагогов, которые должны хорошо разбираться в вопросах теории и методики работы над живописным произведением, чтобы в будущем правильно приобщать детей к основам живописной грамоты. Используя тематические натюрморты в живописи и графике, дети  учатся  смотреть на привычные им предметы поновому, видеть красоту в малом, в предметах повседневного обихода или предметах исторических, давно вышедших из обращения. Передавать через предметы настроение и характер  трудная задача, справившийся с ней учащийся готов к переходу на более сложные задания. В содержании натюрморта раскрываются самые различные стороны жизни человека. В натюрмортном жанре тема находит сюжетное развитие в группировке предметов, объединенных единым смысловым содержанием. В сюжете или, как еще принято говорить, в мотиве выражается тематическая завязка, устанавливаются смысловые и пластические связи: масштабные, тоновые, цветовые, намечается и выделяется композиционный центр. Отличительная черта тематического натюрморта  полная подчиненность всех элементов композиции выражению темы. А вот выбор темы для натюрморта  непростая задача как для педагога, так и для студента. Ведь помимо художественных задач натюрморт несет в себе и образовательную нагрузку, через него учащийся может познавать родную историю и культуру, назначение предметов, их утилитарные, композиционные, де коративные особенности. Так как работа над натюрмортом начинается с его натурной постановки, то в этом случае художественная ценность, значительность картины будет в первую очередь зависеть от того, как натюрморт поставлен. Чтобы он был не просто тренировочным упражнением в определении пропорций, перспективных сокращений, тоновых и цветовых отношений, а еще и художественной задачей, необходимо натюрморт надлежащим образом сочинить из готовых предметов, чтобы он обладал значительным содержанием, заключал художественный образ. При этом группа случайных вещей, со ставленных без всякой руководящей мысли, еще не есть натюрморт. Поставить хороший натюрморт трудно Выбрав тему для натюрморта, педагог должен тщательно подготовиться. Ставя натюрморт, прежде всего отобрать необходимые предметы для натурной постановки. Ими могут быть как современные предметы, так и старинные вещи, собранные в музее или натюрмортном фонде факультета (прялки, лапти, самовары, мебель и т. д.). Отбирая для постановки предметы, различные по цвету и форме, надо следить, чтобы все они могли быть объединены общей тематикой и связаны между собой по своему назначению, смотрелись друг с другом естественно. Обычно в натюрморте какой-то предмет делают главным. Это бывает одновременно и самый крупный предмет, он создает центр всей компози ции. Но неправильно было бы настаивать на этом как на строгом правиле. Натюрморт может быть и без строго выделенного центра, так же как и без главного предмета. Нам кажется важным другое требование  определенности темы, определенности замысла, определенности порядка вещей в постановке. Обязательно нужно пользоваться справочной литературой, чтобы при необходимости ответить на вопросы учащихся, рассказать об истории или назначении представленных в натюрморте предметов. Крайне полезны могут быть репродукции известных художников. В них педагог может "подсмотреть" естественные композиционные схемы и сочетания предметов для построения своего натюрморта, колористические и световые решения.

Для первых натурных постановок не следует брать большое количество предметов, достаточно трех-четырех и на фоне темного и наоборот. Расставлять предметы по отношению к источнику света рекомендуется также по разному: один осветить прямыми лучами, другой увести в тень. Драпировка в натюрморте играет двоякую роль: в одном случае, когда предметы сами по себе создают цельную композицию, она служит нейтральным фоном, в другом, когда драпировка слу жит пространственному объединению предметов в постановке, она получает самостоятельное значение. В этом случае ее надо расположить красивыми складками, так, чтобы каждая из них выражала объем и была в "движении". Ткань может играть в натюрморте и самостоятельную роль, если это интересное произведение декоративно прикладного искусства. В таком случае ткань из обыкновенной драпировки может стать центром композиции. Увязав все предметы между собой, необходимо выделить композиционный центр, т. е. тот участок постановки, который должен особо привлекать внимание зрителя. Для этого можно пододвинуть один предмет ближе к зрителю, или ярче его осветить, или выбрать для центра предмет яркий и красочный. Найдя удачную композицию натурной постановки, следует проверить ее эффект со всех сторон. Если расстановка предметов выглядит удачно только с одной стороны, поиски надо продолжить. Важно найти такое композиционное решение, чтобы постановка выглядела выразительно со всех сторон.

Сделав натурную постановку, можно присту пить к работе. Прежде всего педагог должен побеседовать со студентами, заинтересовать, рассказать о представленных вещах, их практическом назначении, по возможности показать репродук ции картин с аналогичными предметами. Этот немаловажный этап, к сожалению, часто упускается в процессе обучения, в связи с чем теряется взаимосвязь педагога и студентов. Отсутствие живого общения на занятии снижает эффективность процесса передачи практических навыков ельности. Студент должен начать работу над натюрмортом с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых уточняет формат и компози цию листа. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры. Затем студент выполняет рисунок будущего натюрморта. Он может использовать для этого карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой "кальки" или "картона" в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда опытные художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка. Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки. У каждого рисующего есть свои любимые техники и живописные приемы, которые он старается использовать чаще, но лучше варьировать их в зависимости от натуры, освещения, конкретной художественной задачи. Большинство же мастеров предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное.

 

            

 

             


 

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО

Ими могут быть как современные предметы, так и старинные вещи, собранные в музее или натюрмортном фонде факультета (прялки, лапти, самовары, мебель и т

Ими могут быть как современные предметы, так и старинные вещи, собранные в музее или натюрмортном фонде факультета (прялки, лапти, самовары, мебель и т

Важно найти такое композиционное решение, чтобы постановка выглядела выразительно со всех сторон

Важно найти такое композиционное решение, чтобы постановка выглядела выразительно со всех сторон

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020