Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Документация +1
docx
детская психология
Детсад—3 кл
10.01.2022
Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как лич¬ность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенны¬ми нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нрав¬ственной саморегуляции.
Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста.docx

Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как лич­ность и последующее интеллектуальное развитие.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенны­ми нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нрав­ственной саморегуляции.

Источниками моральных представлений детей являются взрос­лые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также свер­стники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваи­вается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систе­му поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание меж­личностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Её выражением является стремление ребенка к позна­нию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности[1, с. 159].

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно ска­зывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери ста­новится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов пове­дения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так на­зываемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касают­ся обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошколь­ный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нор­мам.

Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения стано­вятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей склады­вается определенная нравственная позиция, которой они придержи­ваются более или менее последовательно.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его даль­нейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, по­рождая множество других индивидуально полезных качеств. Это - стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появ­ляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались на­чала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данного воз­раста на суждения, мнения и поступки других людей, внешние прояв­ления соответствующих личностных качеств не представляются до­статочно устойчивыми[1, с. 160].

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее разви­тие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их оза­боченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем до­школьном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребен­ка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения, присоединяются мотивы учения, касаю­щиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у боль­шинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная го­товность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного по­ведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать побе­ду. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что, в данном воз­расте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрос­лыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивает­ся ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мо­тивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных лич­ностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятель­ности.

Четырех-пятилетние дети не в состоянии еще воспринимать, оце­нивать и делать определенные выводы о себе на основе информа­ции об успешности их деятельности независимо от того, является эта информация качественной или количественной. Они не способны корректировать свои действия и суждения на основе сведений, получаемых от других людей. У детей более старшего возраста информация об устойчивости или изменчивости их достижений, получаемая со стороны, оказывается более полезной в прогнозах собственных успехов и неудач. Например, при объективной вероятности успеха, равной 50%, дети до возраста 4,5 года, как правило, на 100% уверены в своем успехе. Признаки сомнения на­чинают появляться лишь у более старших по возрасту детей[1, с. 163].

Шестилетние дети еще не усматривают позитив­ной зависимости между трудностью задачи и привлекательностью успеха.

Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уров­ня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. Пяти-шестилетние дети прояв­ляют больше реализма, однако в целом также характеризуются за­вышенным уровнем притязаний. Такое происходит в том случае, если ребенок при решении задач получает лишь информацию об устойчи­вости своих успехов и неудач. Если одновременно с этим ему предо­ставлять информацию о том, каких результатов он достиг при реше­нии тех или иных конкретных задач, то дети начинают проявлять разумную осторожность при выборе задач.

Таким образом, понимание детьми связи, существующей между причиной и достигнутым результатом, обнаруживается уже в возрасте четырех-пяти лет, причем прилагаемые усилия раньше начинают рассматриваться в качестве возможной причины, чем способности. К пяти-шести годам дети уже могут усматривать причину достигнутого результата как в своих способностях, так и в прилагаемых ими усилиях, однако чаще всего одно из объяснений — со стороны способностей или усилий — доминирует над другим.

К этому возрасту возникает определенное соподчинение мотивов, благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нрав­ственно более высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои дей­ствия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам поведения.

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в буду­щем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа «Каким я был, когда я был маленький?» или «Каким я буду, когда вырасту?». Раз­мышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: силь­ный, добрый, смелый, умный и т. п.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требова­ний появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравне­ния себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он харак­теризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» — до­вольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружаю­щему миру. «Возникновение такого новообразования,— пишет Л. И. Божович, — становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка» [2, с. 135]. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возник­новения и развития у него многих других, в частности волевых, ка­честв личности, в которых проявляются его независимость, настой­чивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фото­графии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характе­ризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внут­ренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появ­лению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответст­венности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выра­женное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на осно­ве прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подража­ния, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведе­ния первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваи­вать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группово­го поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимо­отношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых, дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоя­тельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д. Б. Элькониным, детская игра возникает именно благодаря существова­нию у ребенка такой потребности. В отдаленные от нас времена исто­рии, а также у детей из современного общества, воспитывавших­ся в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детства быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, чем в условиях новейшей европейской цивилизации. К появлению и даль­нейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни. Современные игрушки — это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

 

Библиографический список

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

2. Бабенкова  Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошколь­ный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший…

Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошколь­ный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший…

Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребен­ка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами…

Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребен­ка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами…

Признаки сомнения на­чинают появляться лишь у более старших по возрасту детей[1, с

Признаки сомнения на­чинают появляться лишь у более старших по возрасту детей[1, с

Возникновение такого новообразования,— пишет

Возникновение такого новообразования,— пишет

К появлению и даль­нейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни

К появлению и даль­нейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022