Особенности логопедической работы с детьми с РАС
Оценка 4.9

Особенности логопедической работы с детьми с РАС

Оценка 4.9
pptx
28.12.2020
Особенности логопедической работы с детьми с РАС
Особенности логопедической работа с детьми с расстройствами аутистического.pptx

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Особенности логопедической работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Стрельникова М.Н.
учитель-логопед
Мачихина В. Н.
учитель-логопед

Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей

Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей

Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей.
Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

Подходы к развитию речи у детей с

Подходы к развитию речи у детей с

Подходы к развитию речи у детей с РАС различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируется с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления.

Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии детей с

Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии детей с

Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии
детей с РАС:
мутизм;
эхолалии;
отсутствие обращения в речи;
несостоятельность в диалоге;
позднее появление в речи личных местоимений, особенно "Я";
нарушения просодических компонентов речи;
нарушения звукопроизношения;
нарушения грамматического строя речи;
нарушения семантики.

Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих комплексной коррекционной работы при аутизме в целом

Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих комплексной коррекционной работы при аутизме в целом

Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих комплексной коррекционной работы при аутизме в целом.
Оказание коррекционной помощи начинается с обследования речи, целью которого является точное определение доступного ребенку уровня речевого навыка.
При поступлении такого ребёнка в школу, прежде всего, определяется уровень речевого развития, его словарный запас, развитие импрессивной и экспрессивной речи. Выявляется понимание слов, фраз обиходного характера, инструкций, поручений, способность к называнию предметов, действий, использование местоимений по отношению к себе и окружающим лицам. Особое внимание обращается на построение фраз, порядок расположения отдельных членов предложения, а также умение составлять фразы. Затем оценивается некоммуникативная сторона речи, в которую входят звуки, фонемы, изолированная эхо-речь, и коммуникативная речь — в виде высказываний с последовательностью развития от простых звуков, слогов, направленных к собеседнику, до сложной символической речи, применяемой для контакта с собеседником. Последнее особенно необходимо, так как отклонения в коммуникативной речи наиболее грубо выражены.

Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков

Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков

Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков.
Работа по развитию речи должна быть индивидуальной и соответствовать уровню интеллектуального развития.
Целью логопедического воздействия является создание речевой базы, позволяющей участвовать в процессе общения.
Задачи:
1. Стимулировать речевую деятельность через создание предпосылок, включающих регуляцию эмоционального состояния, мотивацию речевой деятельности.
3. Обогащать активный словарь.
4. Формировать простую фразу.
Направления коррекционной работы:
1. развитие мелкой моторики;
2. развитие понимание речи;
3. развитие фонетической стороны речи;
4. развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха;
5. формирование словарного запаса;
6. обучение построению фраз, умению отвечать
на вопросы;
7. развитие связной речи.

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.
У детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.
Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации.
Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.
У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

Основные этапы работы: I этап - использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять начиная с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов, а затем короткую…

Основные этапы работы: I этап - использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять начиная с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов, а затем короткую…

Основные этапы работы:
I этап - использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять начиная с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов, а затем короткую одно - двусложную фразу. К тому же используется наглядное пособие, в котором в образах отражены объекты.
II этап — определения предметов, действий, событий, представленных на картинке, ребенок учится путем повтора определять сам.
III этап — использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка. Наряду с вопросными формами представляется наглядный материал. Лишь после этого, опираясь на наглядный материал, просят ребенка определить словесно, что нарисовано на картинке.
IV этап — появление собственной
экспрессивной речи.

Аутичный ребенок практически не может самостоятельно оформить свою мысль вербально

Аутичный ребенок практически не может самостоятельно оформить свою мысль вербально

Аутичный ребенок практически не может самостоятельно оформить свою мысль вербально. Ему трудно вызвать из памяти нужное слово, особую трудность вызывает актуализация предикативного (глагольного) словаря.
Поэтому, одним из важнейших этапов логопедической коррекции, является работа над построением фразы.
На картинках-символах изображаются названия предметов, признаки и действия с ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Затем происходит конструирование фразы с помощью картинок.
В дальнейшем предполагается конструирование фразы путём самостоятельного выбора необходимой картинки.

Логопедическая работа с детьми с

Логопедическая работа с детьми с

Логопедическая работа с детьми с РАС должна проходить определенным образом:
Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется протокол речевого развития и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.
Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком.
Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми специалистами.
Логопедическая работа должна быть последовательной, терпеливой и иногда очень длительной.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Скачать файл