«Особенности обучения грамматической стороне речи в начальной школе»

  • pptx
  • 04.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение грамматике в начальной школе.pptx

Особенности обучения грамматической стороне речи в начальной школе

1

Концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур»

обеспечивает:
- познание
- развитие
- воспитание
- учение

готовит учащихся к диалогу культур

обеспечивает достижение образовательных результатов ФГОC

2

3

Единая методическая концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Процесс иноязычного образования включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

воспитательный аспект
(личностные результаты);
познавательный (социокультурный) аспект (личностные и предметные результаты);
развивающий аспект
(метапредметныe результаты);
учебный аспект
(предметные результаты).

4

Книга для учителя

- содержит общую характеристику УМК;
- описывает цели и задачи обучения иноязычной культуре (ИК). ИК выступает как содержание иноязычного образования и средство достижения образовательных результатов;
- дает методические рекомендации по проведению уроков и описывает технологию выполнения основных видов работы, используемых в УМК. К каждому уроку формулируются цели урока по достижению образовательных результатов, указывается лексический и грамматический материал для продуктивного и рецептивного овладения;
- в поурочных методических рекомендациях предлагаются дополнительные упражнения, а также варианты выполнения упражнений с учащимися разного уровня обученности, даются ключи к упражнениям из Рабочей тетради и Книги для чтения, а также тексты для аудирования.

5

Только в том случае, когда на каждом уроке будут ставиться и достигаться конкретные развивающие, познавательные (социокультурные) воспитательные и учебные цели, можно рассчитывать на достижение образовательных результатов ФГОС.

В Книге для учителя чётко определяются объекты овладения (цели) не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах ИК, т.е. ставятся конкретные цели достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Книга для учителя

6

7

Грамматический материал

2 класс

3 класс

4 класс

- множественное число имен существительных;
особые случаи образования множественного числа (mouse – mice, child – children);
- основные правила использования артиклей;

- особые случаи образования множественного числа (tooth – teeth, hair – hair);
- притяжательный падеж имен существительных в единственном и множественном числе;
- основные правила использования артиклей;

- особые случаи образования множественного числа (sheep-sheep);
- особенности правописания существительных во множественном числе (shelf-shelves);
- основные правила использования артиклей;

- положительная, сравнительная и превосходная степени сравнения имен прилагательных

- количественные числительные от 1 до 10.

- количественные числительные от 11 до 100;

- порядковые числительные от 1 до 30;
- использование числительных в датах.

- личные, притяжательные, указательные местоимения,
- неопределенные местоимения (some, any).

- личные местоимения в объектном падеже,

8

2 класс

3 класс

4 класс

- to be, have got в Present Simple;
- оборот there is/there are;
- Present Simple в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях (общий вопрос);
- модальный глагол can;
- глагольные конструкции (I like doing).

- Present Simple в вопросительных предложениях (специальный вопрос);
- Past Simple, to be в Past Simple,
- Future Simple;
- модальные глаголы must, may, should.

- Present Perfect (I have seen this film);
- Present Progressive;
- to be going to для выражения действия в будущем.

- наречие места (there);
- наречие степени (very);
- наречие образа действия (well);
- наиболее употребительные предлоги: in, on, under, from, with.

- наречия времени (often, always, usually, sometimes, never, yesterday, tomorrow, soon, etc.);
- наречия степени (much);
- предлоги места и направления (from, of, to, in, at, on);
- предлоги времени (at, in, on).

- предлоги направления (into, across, around, up, down, out of, off).

- простые распространенные предложения, предложения с однородными членами;
- повествовательные утвердительные и отрицательные предложения;
- вопросительные предложения (общие вопросы, краткие ответы на общие вопросы);
- предложения с Let’s (Let’s go there.).
- сложносочиненные предложения с союзами and и but.

- вопросительные предложения (специальные вопросы);
- безличные предложения (It is cold. It is winter.)

- побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
- безличные предложения
(It is five o’clock.);
- сложноподчиненные предложения с союзом because.

Организация материала в УМК “English 2-4”

организация
материала
УМК


Сюжетная


Цикличная

“English-2”

Урок как единица единой сюжетной линии учебника.
----------------------------------
Сценарии уроков с инструкциями и пояснениями в Книге для учителя.

“English-3”
“English-4”

Тип урока как структурная единица цикла уроков.
----------------------------------
Методические рекомендации по проведению уроков различных типов.

9

Цели уроков в УМК «English 2»

Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются уроки следующих типов:
уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
уроки формирования лексических навыков;
уроки формирования грамматических навыков;
уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
творческие проектные уроки.

10

Особенности овладения грамматической стороной речи в УМК “English 2-4”

1. Процесс овладения грамматической стороной речи
включен в общий контекст общения и происходит:
во взаимосвязи с обучением четырем видам речевой деятельности;
в соответствии с принципом управления учебным процессом на базе его квантования;
сознательно, с самостоятельным выведением грамматического правила и использованием правил-инструкций;
сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных рекомендациях.
2. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии, что обеспечивается комплексом упражнений (от восприятия до продукции).
3. Большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности.

11

Lessons 1, 2

Lessons 3-4

Lesson 5

Lessons 6-7

Lesson 10

12

Процесс овладения грамматической стороной речи происходит:
- - в соответствии с правилом квантования;

Lesson 11

Lesson 13

Lesson 15

- с осознанием функциональных и формальных особенностей явлений;

13

Lesson 16

Lesson 17

Lesson 18

Lesson 20

Lesson 21

сознательно, с использованием правил-инструкций;

14

-Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит:
- в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах;
- во взаимосвязи с обучением чтению, аудированию, говорению и письму.

;

15

16

Процесс овладения грамматической стороной речи:
- происходит с использованием правил-инструкций, грамматического справочника;
сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных
сценариях.

17

19

20

21

22

Повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности в УМК “English-2”
(некоторые примеры)

23

Квантование и повторяемость
грамматического материала
в УМК “English 2-4” ( Present Simple)

24

Структура цикла уроков В УМК «English 3-4» как инструмент достижения образовательных результатов ФГОС

Проектная деятельность

Формирование
навыков чтения
вслух

25

Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит:
- во взаимосвязи с обучением чтению, аудированию, говорению и письму;
- на основе квантования;
- с осознанием функциональных и формальных особенностей явлений;
- с использованием правил-инструкций, грамматического справочника;
- с использованием противопоставлений;

26

Урок формирования грамматических навыков

Комплекс упражнений на определенное грамматическое явление состоит из упражнений, которые помещены не только в Учебнике, но и в Рабочей тетради и Книге для чтения.

27

Урок формирования грамматических навыков

28

Аналитический отчет по результатам ВПР

Принцип управления учебным процессом на базе его квантования

29

Принцип управления учебным процессом на базе его квантования

30

Осознание функциональных и формальных особенностей грамматического явления, самостоятельное выведение правила

Развитие УУД
Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, умение обобщать, структурировать знания.
Регулятивные УУД: контроль и оценка полученного результата.

31

Процесс овладения грамматической стороной речи происходит с использованием противопоставлений

32

Средства для овладения грамматической стороной речи


Уроки по формированию грамматических навыков;
Упражнения в специальных рубриках : “Grammar” ;
Грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book) (для начальной школы).
Грамматический справочник (Grammar support).
Электронные приложения к учебникам (для начальной школы);

33

Урок формирования грамматических навыков

34

35

Урок по формированию грамматических навыков говорения

Основные виды работы на уроках формирования грамматических навыков:
презентация нового грамматического явления;
автоматизация употребления грамматического явления в речи в ходе выполнения следующих упражнений:
- имитативных;
- подстановочных;
- трансформационных;
- репродуктивных.

Презентация нового грамматического явления
Показ функциональных и
формальных признаков.

Грамматический справочник

36

Главным в презентации является показ функционирования грамматического явления и осознание учащимися функциональных и формальных признаков этого явления.
Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в Учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением. Вопросы направлены в первую очередь на то, чтобы учащиеся поняли, когда употребляется данное явление (его функциональные особенности), и как оно образуется (формальная сторона явления). Необходимо давать учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил.
Свой вывод учащиеся сравнивают с правилом в таблице New Grammar. Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и помогает учащимся лучше овладеть грамматическим явлением.

Презентация грамматического явления

37

Осознание формальных и функциональных особенностей новой грамматической формы

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи

38

Автоматизация грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:
имитативных, когда учащиеся считывают (повторяют за диктором) грамматическую форму в готовом виде; здесь закладываются связи слухового, зрительного и речедвигательного образов грамматической формы, укрепляется осознание функциональной стороны, запоминается формальная сторона модели;
подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы; здесь начинает формироваться операция оформления, зарождается осознание обобщенности модели, увеличивается способность к репродукции на основе аналогии;
трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму; здесь зарождается операция самостоятельного вызова модели, укрепляется операция оформления;
репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму; здесь завершается установление связи между формальной и функциональной сторонами модели, операции вызова и внутреннего образа модели.
В уроках по формированию грамматических навыков используется данная последовательность упражнений, менять ее не рекомендуется, так как она основана на стадиях формирования грамматического навыка.

Автоматизация употребления грамматического явления в речи

39

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Имитативное упражнение.

40

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Подстановочное упражнение

41

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Репродуктивное упражнение


Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Трансформационное упражнение

42

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Домашнее задание

Грамматический справочник

Ключи

43

44

Формирование грамматических навыков говорения

Грамматический справочник

Презентация нового грамматического явления
Показ функциональных и
формальных признаков.

Формирование грамматических навыков говорения

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи

45

46

Формирование грамматических навыков говорения

5. Lets’ Play. Hide and Seek!

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи

Домашнее задание

47

Урок формирования грамматических навыков

Презентация нового грамматического явления
Показ функциональных и
формальных признаков.

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Имитативное упражнение.

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Подстановочное упражнение

48

49

Урок формирования грамматических навыков


Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Трансформационное упражнение

Автоматизация употребления
грамматического явления в речи
Репродуктивное упражнение

50

51

Формирование грамматических навыков говорения

Грамматический справочник

Презентация нового грамматического явления
Показ функциональных и
формальных признаков.

Автоматизация употребления в речи нового грамматического явления (Present Simple ?)

Имитативное упражнение.

Подстановочное упражнение.

52

Автоматизация употребления в речи нового грамматического явления (Present Simple ?)

Подстановочное упражнение.

53

Автоматизация употребления в речи нового грамматического явления (Present Simple ?)

54

Автоматизация употребления в речи нового грамматического явления (Present Simple ?)

55

Домашнее задание

56

57

Урок совершенствования речевых навыков (монологическая и диалогическая формы общения)

Раздел All About Me (Рабочая тетрадь)

Средства для овладения грамматической стороной речи


Упражнения в специальных рубриках : “Grammar” ;
Грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book) (для начальной школы).
Грамматический справочник (Grammar support).
Электронные приложения к учебникам (для начальной школы);

58

59

Рубрики

Обучение грамматической стороне речи

Обучение грамматической стороне речи

Рубрики

60

Грамматический справочник (Grammar Book)

Грамматические правила с иллюстрациями и примерами
Упражнения для усвоения грамматических явлений
Раздел «Проверь себя»
Ключи к упражнениям

61

Грамматический справочник (Grammar Book)

62

63

64

65

66

67

68

Контроль

Текущий контроль на уроке
Проверка домашнего задания
Промежуточный (скрытый) контроль в разделе “Consolidation”
Промежуточный контроль в Разделе “Test yourself”
Итоговый контроль (четвертные/полугодовые/годовые контрольные работы) в “Assessment Tasks”

69

Контроль сформированности лексических и грамматических навыков

70

71

Контрольные задания. 2-4 классы. (Пособие для подготовки к итоговой аттестации

Четвертные, полугодовые и годовые контрольные работы.
Структура контрольных работ:
Аудирование
Чтение
Лексика/грамматика
Говорение
Письмо
Лингвострановедческие знания

Контроль сформированности лексических и грамматических навыков

4 класс II четверть

72

Каждая из контрольных работ компонента УМК «Контрольные задания. 2-4 классы» соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-4”, разработана с учетом изучаемого лексико-грамматического материала в них и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы, что помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений младших школьников в основных видах речевой деятельности.

Контроль сформированности лексических и грамматических навыков

73

Электронная образовательная среда УМК

Электронная форма учебника
Интернет-поддержка http://www.prosv.ru/umk/english-we.html
http://old.prosv.ru/umk/we
методическая помощь авторов:
e-mail: prosv-lipetsk@yandex.ru
- дополнительные материалы к УМК
- проекты обучающихся
- календарно-тематическое поурочное планирование
- аудиоприложение к учебнику
www.prosvmedia.ru/mp3
- аудиоприложение к Сборнику контрольных заданий
- интернет-конференции, лекции, веб-семинары, презентации
Серия учебных фильмов по коммуникативной технологии иноязычного образования (DVD)
Электронные приложения к УМК «English 2-3»

74

Интернет-поддержка http://www.prosv.ru

75

76

Методическая помощь