Особенности оформления докладных (служебных) и объяснительных записок, справок, актов.
Акт – документ, составленный для подтверждения установленных фактов, событий, действий (образец 6).
Различают акты законодательные (решения, облеченные в форму законов, указов, постановлений) и административные (подтверждение фактов в деятельности организации).
Разновидности актов: сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов); обследования (состояния технической безопасности, противопожарной безопасности, условий труда, результатов деятельности); испытаний (образцов, схем, технологий); приема-сдачи (материальных ценностей, документов); приема-передачи (дел, денежных средств и иных ценностей); ревизии, инвентаризации, расследования аварий, несчастных случаев, ликвидации организации и т. д.
Акты составляются коллегиально (не менее двух составителей). Нередко акты составляются комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя предприятия. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.
В некоторых случаях акт составляет одно должностное лицо: при ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверке наличия товара и т.д. Главное при составлении акта – установление фактического состояния дел и правильное отражение их в документе.
В необходимых случаях акты подлежат утверждению распорядительным документом или руководителем.
Акт может содержать выводы, рекомендации и предложения, если они не оформлены распорядительным документом.
Текст акта делится на три части: введение, констатирующая часть и выводы.
В вводной части акта указывается основание (документ, послуживший причиной проверки) для составления акта, перечисляются лица, составившие акт и присутствовавшие при этом.
Констатирующая часть текста акта содержит описание проделанной работы (сущность, характер, методы, сроки); в ней фиксируются факты, излагаются выводы, предложения составителей актов. Текст акта может быть разделен на пункты, составленные в виде таблицы. Если есть приложения, то отметка о их наличии проставляется после текста.
Выводы, предложения, заключения комиссии печатаются с абзаца, они также могут состоять из нескольких пунктов.
В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии следует оформлять на отдельном листе и прилагать к акту.
Некоторые акты обретают юридическую силу после утверждения руководителями вышестоящей организации (следовательно, такие документы должны содержать реквизит «гриф утверждения документа»).
Реквизиты формуляра акта:
1. наименование организации;
2. наименование структурного подразделения;
3. название вида документа;
4. дата, индекс;
5. место составления;
6. заголовок к тексту;
7. текст;
8. подпись
Докладная записка – это информационно-справочный документ, адресованный руководителю предприятия, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
В докладной записке может быть информация по следующим вопросам: о сложившейся ситуации; явлениях или фактах, имеющих место; выполненной работе; сделанных выводах; предложениях.
Информация документа либо принимается руководителем к сведению, либо побуждает к определенным действиям.
По содержанию докладные записки бывают: инициативные, информационные, отчетные (по результатам командировок и т. д.).
Инициативные докладные записки составляются по личной инициативе составителя с целью побуждения адресата к принятию определенных решений. Текст такой докладной записки как правило, делится на две части:
1. констатирующую, или описательную, в которой описывается ситуация или излагаются имеющиеся факты;
2. изложение выводов и предложений.
Информационная докладная записка составляется регулярно, например еженедельно или ежемесячно, чаще всего по указанию руководителя. Они содержат информацию о ходе работы, о деталях или методах выполнения работы.
Отчетная докладная записка информирует о завершении работы, ее этапа, выполнении указаний, распоряжений и т.д.
В зависимости от адресата докладные записки бывают: внешние и внутренние.
Внешние докладные записки – это записки, которые направляются в вышестоящую организацию (образец 7).
Внутренние докладные записки – это записки, которые адресованы руководителю учреждения или структурного подразделения (образец 8).
Датой записки является дата ее подписания.
Реквизиты формуляра докладной записки:
1. наименование учреждения;
2. название вида документа;
3. дата, индекс;
4. место составления;
5. адресат;
6. заголовок к тексту;
7. текст;
8. подпись, расшифровка подписи.
Разновидностями докладной записки являются предложение (содержит перечень конкретных предложений по определенному вопросу), служебная записка (составляется работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения).
Служебная записка – документ, по назначению близкий докладной записке, но составляемый работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения (см. приложение к уроку 9 – образец служебной записки).
Служебные записки составляются по вопросам материально-технического, информационного, хозяйственного обеспечения и др.
Текст служебной записки, как правило, состоит из двух частей – обоснования (изложение причин составления) и предложения, просьбы, заявки и т.п.
Служебная записка подписывается составителем или руководителем подразделения.
Реквизиты формуляра служебной записки:
1. наименование структурного подразделения;
2. название вида документа;
3. дата, индекс;
4. место составления;
5. адресат;
6. заголовок к тексту;
7. текст;
8. подпись, расшифровка подписи.
Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, происшествия, составляемый работником предприятия и представляемый вышестоящему должностному лицу (образец 10).
Объяснительные записки по содержанию можно разделить на две группы:
1. приложения к основному документу (плану, отчету), они объясняют и дополняют его. Такие записки оформляются на общих бланках, подписываются руководителем;
2. записки, в которых объясняются причины поведения, поступка, ситуации. Они составляются и подписываются отдельными работниками.
Такие записки оформляются аналогично, как и внутренняя докладная записка.
Справка – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий. Справки отражают основную деятельность предприятия или подтверждают сведения биографического или служебного характера (образец 11).
Различают справки личного характера и служебно-информационного.
Личные справки выдаются гражданам с целью подтверждения места проживания, работы или учебы, заработной платы, трудового стажа и т.п.
Текст информационной справки обычно составляется в индивидуальных ситуациях. Во вступительной части указываются причины ее составления (ссылки на запрос лиц и организация; на даты, послужившие основанием для составления справки и др.). Текст может делиться на разделы и пункты.
Текст справки состоит из двух частей: в первой указываются факты, послужившие поводом для ее написания, во второй – приводятся конкретные данные. Выводы и предложения в справке не даются. В справке фиксируются сведения определенного периода времени.
Датой справки является дата ее подписания.
Справки составляются для удостоверения юридических фактов: подтверждение места работы, учебы, занимаемой должности и т. д.
Если в справку включаются сведения по нескольким вопросам, текст ее делится на разделы, количество которых определяется количеством освещенных вопросов.
Справки могут быть внешними и внутренними.
Внешние справки подписываются руководителями предприятия или его заместителями. Если справка содержит сведения финансового характера, она подписывается руководителем предприятий и главным бухгалтером и заверяется печатью.
Внутренние справки подписываются руководителями структурных подразделений или специалистом-составителем.
Реквизиты формуляра справки:
1. наименование организации;
2. наименование вида документа;
3. дата, индекс;
4. место составления;
5. адресат (только на справках информационного характера);
6. заголовок к тексту (может включать указание на период времени, например: О наличии документов о трудовом стаже за 2004 г);
7. текст;
8. подписи;
9. оттиск печати
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.