Особенности организации дистанционного урока
Оценка 5

Особенности организации дистанционного урока

Оценка 5
docx
17.05.2022
Особенности организации дистанционного урока
Особенности организации дистанционного урока.docx

Особенности организации дистанционного урока»

Дистанционный урок: типы и виды занятий. В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования. Фундаментальной составляющей получения образования и системы обучения является урок. Основой для построения урока выступает совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам обучающегося, быть ориентированным на его практическую деятельность, как нынешнюю, так и будущую, развивать мышление и практические навыки ученика. По определению Е.В. Харунжаевой, дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

 

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия педагога с обучающимися: • в режиме онлайн с учениками, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места; • в режиме офлайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой обучающихся. При этом в обоих случаях во время урока могут присутствовать два педагога: 1) дистанционный учитель, ведущий урок; 2) локальный координатор, помогающий ученикам в случае затруднения применения информационных технологий. Дистанционные учебные занятия многообразны и включают следующие виды: 1. Анонсирующие занятие. Цель – привлечение внимания обучающегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки. 2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт ученика. Может быть записано как видеолекция. 3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности обучающегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat. 4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний. 5. Выполнение виртуальных лабораторных работ. 6. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. 7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учеников. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов. 8. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени. 9. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ. 10. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ. 11. Веб-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Обучающиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах интернета или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации. 12. Вебинар – семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и вебкасты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают). 13. Урок с использованием видео-конференц-связи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени. Таким образом, дистанционное обучение предлагает огромное множество вариантов реализации. Все зависит от многих факторов, например, от того, какие задачи ставит обучающийся или педагог и от того, какие существуют условия для проведения занятий. 2. Структура и алгоритм разработки дистанционного урока, требования к проведению. Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы: 1. Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося. 2. Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока). 3. Информационный блок (система информационного наполнения). 4. Контрольный блок (система тестирования и контроля). 5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой). Учет всех перечисленных элементов делает дистанционные уроки очень увлекательным процессом, таящим в себе много нового и неизведанного. Такой урок дает возможность ученикам самостоятельно освоить учебный материал, не отставать от программы и не быть оторванными от коллектива. А для того, чтобы уроки стали интересными, насыщенными, качественными, результативными необходимо соблюдать алгоритм разработки дистанционного урока, включающий: 1. Определение темы дистанционного урока. 2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.). 3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности). 4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока. 5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов. 6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. 7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока. 8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные webквесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети интернет). 9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников. 10. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся. Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать: для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.; для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.; для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.; для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин. Распределение времени урока (для онлайн-режима): • ознакомление с инструкцией – 5 минут; • работа в соответствии со сценарием – 20 минут; • выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут; • обсуждение результатов урока – 10 минут. 11. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока. 12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий. 13. Программирование учебных элементов урока для представления в интернете, в случае размещения урока на веб-сайте. 14. Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах. 15. Опытная эксплуатация урока. 16. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации. 17. Проведение урока. 18. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и дистанционного учителя. К основным учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся: а) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); б) сетевые учебно-методические пособия; в) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; г) аудио учебно-информационные материалы; д) видео учебно-информационные материалы; е) лабораторные дистанционные практикумы; ж) учебные тренажеры с удаленным доступом; з) базы данных и знаний с удаленным доступом; и) электронные библиотеки с удаленным доступом. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения – в режиме офлайн или в режиме онлайн. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми: • доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по е-mail, используя технологию гостевой книги или др.), • непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по е-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.), • способ приема контрольных работ. Для страховки необходимо материалы урока расположить не на одном, а, по крайней мере, на двух серверах. Для общения с участниками обучающего процесса необходимо иметь запасной «почтовый ящик». При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока. Общие требования к уроку, построенному на основе дистанционных образовательных технологий: 1. Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к уроку с использованием дистанционных образовательных технологий может являться определяющим, т.к. основано на финансовой дисциплине образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока. 2. Внутренний порядок урока (его структура). К внутреннему порядку урока относится целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся, стимулирующую процесс учения, побуждающую мотивацию, т.е. ученики должны знать, что от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности обучающихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет им последовательно продвигаться от одной частной цели урока к другой. 3. Проблемный подход к обучению, в котором ученики должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания: • понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы; • установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений; • решение проблемы, оценка решения. 4. Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д. 5. Требования к обучаемым, непосредственным участникам урока. Иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой-обозревателем веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы. В случае неподготовленности непосредственных участников урока по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на тьютора. 6. Высокая активность обучающихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых ученики непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться обучающимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учеников интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности. 7. Мотивация деятельности обучающихся. Мотивация достигается реальными целевыми установками обучающимся, заключающимися в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться «странные истории», неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учеников в осознанный процесс познания. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления. Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность. 8. Методы урока: частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющие обучающимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи, находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Порожденные проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления. При подготовке урока важно не упустить из поля зрения ни один из этих компонентов. Необходимо также помнить и учитывать правила проведения дистанционного урока: 1) дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию; 2) дистанционный урок может быть начат при условиях: • учитель находится в дистанционной оболочке класса, а именно в курсе, по материалам которого планируется проведение урока; • учитель использует возможность для оперативной связи с учеником (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон); • учитель посылает текстовое сообщение в начале урока в обмен сообщениями сайта администратору дистанционных занятий по форме: имя ученика, урок. 3) учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для онлайн-взаимодействия, момент завершения урока также обозначается учителем; 4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного онлайн-взаимодействия (чате, скайпе или др.); 5) при отсутствии ученика в дистанционной оболочке школы учитель старается выяснить причины его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок ребенку, завучу) и сообщает о несостоявшемся уроке завучу. И в заключение еще раз напомним о рефлексии, предусматривающей общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления. 3. Рекомендации к разработке учебных материалов для дистанционного обучения. При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучающиеся, так и педагоги, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы. Все они используют возможности интернета для решения конкретных педагогических задач. Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие ее компонентов на трех уровнях: 1) уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими учеников; 2) уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, координаторов; 3) уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от ученика к педагогу. Требования к электронным образовательным ресурсам и электронным учебным материалам можно разделить на группы: • дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания); • специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность) и т.д. К разработке теоретических материалов (электронных учебных текстов) предъявляют определенные методические требования: 1. Объем и структура учебного текста. Качество усвоения учебного материала во многом зависит от структуры текста и его объема. Учебный материал должен быть четко организован, разделен на небольшие, легко воспринимаемые и логически завершенные фрагменты учебного материала. При формировании учебных текстов следует учитывать, что для обучающихся со сформированными навыками чтения время, необходимое для освоения учебной информации, представленной в тексте объемом около 4-х страниц формата A4 (по 5-7 абзацев на странице), в среднем составляет 30-45 минут. Желательно, чтобы был представлен общий план курса и планы каждого из его разделов (их лучше размещать непосредственно внутри разделов). Выводы или обобщения по каждому из разделов должны быть структурированы и выделены – маркерами списка, цветом фона или шрифта и пр. Желательно выделять объекты и внутри текста: заголовки и подзаголовки, ключевые слова, определения. Способы выделения должны быть известны и понятны обучающемуся. Важную роль для восприятия материала играют заголовки и подзаголовки. Они не должны быть слишком общими, важно, чтобы заголовок был лаконичным, точно отражал содержание материала, тем самым мотивируя обучающегося к работе, стимулируя интерес обучающихся к изучению учебного материала. В современных источниках используются проблемные заголовки, чаще всего вопросительного характера. Они стимулируют познавательную активность обучающегося, ориентируют его на поиски ответа на поставленный вопрос. Оптимальное соотношение традиционных и вопросительных заголовков – 50:50. 2. Педагогическая интерпретация учебного содержания. При формировании учебного текста необходимо учитывать следующие требования и рекомендации. Учебные материалы должны быть тщательно выверены на наличие фактических ошибок в научно-предметной области и обеспечивать научность при изложении учебного материала. Текст должен обеспечивать корректность изложения учебного материала с позиции школьного образования, что предполагает отсутствие грамматических и синтаксических ошибок в изложении учебного материала, в текстах справочной помощи; грамотную речь в звуковых фрагментах и т.п. Текст должен обеспечивать доступность изложения и предъявления учебного материала с учетом возрастных особенностей группы обучающихся, на которые приоритетно ориентирован электронный учебный курс. В содержании учебного курса желательно использовать примеры, что способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту обучающегося, его наблюдениям, поскольку они не только конкретизируют теорию, но и стимулируют мотивацию обучающегося к изучению предмета. Текст учебного курса должен содержать четкие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр. Эти указания желательно выделять – либо цветом шрифта или фона, либо заранее оговоренными условными обозначениями. 3. Стилистика учебного текста. Желательно использовать стилистику, соответствующую жанру учебной и научно-популярной литературы, избегая сложных грамматических конструкций. Новые понятия и термины следует разъяснять при первом упоминании в тексте. 4. Использование средств учебной наглядности. В материалах электронного учебного курса велика роль наглядности. При формировании электронных учебных материалов желательно использовать такие наглядные объекты, которые не только иллюстрируют или дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, т.е. рисунки, диаграммы, модели, фотографии, аудио- или видеофрагменты и др. При составлении тестовых заданий для контроля и самоконтроля знаний необходимо придерживаться следующих правил: 1) формулировка вопроса должна быть однозначной и не допускать различных трактовок; 2) если в задании нужно структурировать или систематизировать материал, то он должен быть подобран таким образом, чтобы было только одно основание для систематизации или структуризации; 3) вопросы должны быть ориентированы на значимые фрагменты содержания, а не на мелочи и частности; 4) формулировка вопроса или задания не должна содержать подсказок; 5) вопросы и задания лучше располагать в порядке постепенного возрастания сложности; 6) задания для самоконтроля и закрепления не должны дублироваться в контрольных вопросах; 7) желательно, чтобы после выполнения тренировочного задания была обеспечена проверка правильности его выполнения; 8) желательно, если позволяют возможности электронной оболочки, чтобы доступ к ключам был возможен только после выполнения контрольного задания. Желательно, чтобы тренировочный или контрольный тест включал в себя 5-10 автоматически проверяемых заданий разного уровня сложности в соотношении: • задания закрытой формы – 1-3 задания; • задания условно открытой формы – 1-2 задания; • задания на соответствие – 1-3 задания; • задания на установление правильной последовательности – 2 задания. Исходя из методической идеи практического или контрольного задания, для их компьютерной реализации можно использовать такие типовые варианты электронных версий тестов: 1) выбор одного варианта ответа; 2) выбор нескольких вариантов ответов; 3) заполнение пропусков (на каждый пропуск по 2-3 варианта заполнения); 4) сортировка при установлении правильного порядка по определенному критерию (как правило, возрастанию или убыванию); 5) классификация при установлении соответствия между двумя типами объектов (текста или изображения), а также распределение однородных объектов по группам; 6) указание одного объекта при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов); 7) перемещение объектов (фрагмента текста или изображения) с помощью мыши. Таким образом, системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у обучающегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности обучающегося.

 


 

Особенности организации дистанционного урока»

Особенности организации дистанционного урока»

Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учеников

Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учеников

Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана

Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана

Внутренний порядок урока (его структура)

Внутренний порядок урока (его структура)

И в заключение еще раз напомним о рефлексии, предусматривающей общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления

И в заключение еще раз напомним о рефлексии, предусматривающей общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления

Текст должен обеспечивать доступность изложения и предъявления учебного материала с учетом возрастных особенностей группы обучающихся, на которые приоритетно ориентирован электронный учебный курс

Текст должен обеспечивать доступность изложения и предъявления учебного материала с учетом возрастных особенностей группы обучающихся, на которые приоритетно ориентирован электронный учебный курс

Особенности организации дистанционного урока

Особенности организации дистанционного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2022