Особенности организации досуга детей и подростков в России и за рубежом.
Оценка 4.8

Особенности организации досуга детей и подростков в России и за рубежом.

Оценка 4.8
docx
29.10.2020
Особенности организации досуга детей и подростков в России и за рубежом.
Особенности организации досуга детей и подростков в России и за рубежом.docx

Особенности организации досуга детей и подростков в России и за рубежом.

 

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей.

Все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.

Модель досуга каждой страны имеет свои особенности. Речь идет о действительном весе той или иной функции, или их соотношении.

Значение имеют географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.).

В американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности.

Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось такое явление, как аниматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям.

Важную роль в организации досуга подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами. Прежде всего, речь идет о скаутском движении. Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и социально-психологического порядка. Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях. Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

Таким образом, в отличие от распространенного стереотипного представления о доминировании в зарубежном досуге сугубо развлекательных элементов, достаточна сильна и тенденция организация культурно-просветительных и жизнетворческих программ в культурно-досуговых учреждениях.

В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место в России занимает организация досуга детей и подростков. Формирование личностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:

- формирование гармонически развитой личности;

- нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

- удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

Виды досуговой деятельности в России можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть:

·                     организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно – досуговых учреждений.

·                     культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)

·                     проведение культурно - досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков

·                     проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)

·                     привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества

·                     организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества

·                     проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)

·                     участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)

·                     организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры.

Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:

- прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;

- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;

- удовлетворение возрастных потребностей: у младших - иметь «пример», походить на него; у старших - утвердиться в роли лидера;

- сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;

-широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.

 

В Соединенных Штатах существует множество типов образовательных лагерей, которые привлекают детей разных возрастов и с различными интересами. Анализ изученной литературы показал, что среди множества лагерей в США можно выделить следующие виды профильных лагерей:

1.Образовательные и профессионально ориентирующие лагеря, направленые на развитие академических способностей школьников.

2.Развивающие лагеря. Предлагают широкий выбор занятий, направленных на расширение кругозора детей и развитие различных способностей. В отличие от образовательных лагерей участники этих программ не получают зачетов после прохождения программы лагеря, кроме того в программу включены разнообразные виды деятельности, не связанные с обучением.

3.Творческие лагеря.

4.Спортивные лагеря

5.Лагеря по снижению веса. Феноменом американской культуры являются особые лагеря по снижению веса. В программу включены занятия по правильному питанию, ежедневные занятия физкультурой и спортом, еженедельные взвешивания. Особенностью данных лагерей является проведение занятий и игр, направленных на улучшение здоровья детей, приехавших в лагерь, создание адекватной самооценки и уверенности в себе.

6.Религиозные лагеря. Предназначены для детей любого вероисповедания. Они могут быть частными или организованными религиозными организациями. Подобные лагеря - это своеобразная школа посвящения ребенка или подростка в мир той или иной культуры.

7. Языковые лагеря. Основным направлением деятельности языковых лагерей является изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду.

8. Научные лагеря.

Летний лагерь, рассматривается не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные знания и навыки, где он интересно проводит свободное время. Здесь, у него есть возможность раскрыть свои скрытые духовные и физические возможности, возможно какие-то способности или таланты.


 

Особенности организации досуга детей и подростков в

Особенности организации досуга детей и подростков в

Таким образом, в отличие от распространенного стереотипного представления о доминировании в зарубежном досуге сугубо развлекательных элементов, достаточна сильна и тенденция организация культурно-просветительных и жизнетворческих программ…

Таким образом, в отличие от распространенного стереотипного представления о доминировании в зарубежном досуге сугубо развлекательных элементов, достаточна сильна и тенденция организация культурно-просветительных и жизнетворческих программ…

Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр

Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр

Анализ изученной литературы показал, что среди множества лагерей в

Анализ изученной литературы показал, что среди множества лагерей в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020