Особенности организации групповой работы школьников

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Н.П. Германова, МБОУ Павловская СОШ №3 г. Павловска
Павловского муниципального района Воронежской области

Технология групповой работы обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, что поз­воляет относить её к личностно ориентированным технологиям. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способно­сти, творческую личность. При групповой форме организации учебно- воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие лич­ности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие; позитивная взаимозависимость; личная от­четность; равная доля участия каждого. Принцип позитивной взаимоза­висимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достиг­нуть в случае, если:

- задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа «пила»);

-     за каждым из участников группы заранее закреплена определенная

роль;

-    вся группа должна представить единый продукт своей деятельно­сти;

-    успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;

-    участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эм­блему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);

-     участники группы располагаются за одним столом.

При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной заботы. Публичное выступление каждого ученика группы должно яв­ляться необходимым условием презентации результатов работы. Многие из структур в рамках группового обучения предполагают личную отчет­ность каждого в той или иной форме, а структуры типа «пила» основаны на этом принципе. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в рав­ной степени.

При использовании групповой работы нужно учитывать ряд момен­тов. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффек­тивность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой заботе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бы­вает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непро­сто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого.

                        Оценивая работу учащихся в рамках группового обучения, необхо­димо заметить, что учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его ра­боты в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстриро­ванный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом, но как? Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также запол­нению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель со­чтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников,  опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь за­тем, чтобы получить приз: если работа в группах организована пра­вильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.

Таким образом, при современной групповой работе учебная дея­тельность каждого ученика не только не превращается в анонимную, обезличенную, но, напротив, ответственность каждого отдельного уче­ника возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчиты­вается индивидуально перед учителем. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академиче­ских успехов учеников, их интеллектуального и нравственного развития. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - естественно для процесса обучения в группе. Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе - вот что составляет суть данного метода.

Использование в групповой работе таких приёмов обучения, как ре­чевые разминки, диалоги, пантомимы, позволит сформировать у уча­щихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника. Организация и проведение учеб­ных споров - дискуссий, поможет создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному об­щению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершен­ствовать свою речь).

Важным условием успешной работы в группах является организа­ция рабочего места каждой группы. Уже отмечалось, что одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников та­ким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт, и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежно­стей, например, значки с индивидуальными номерами для каждого участ­ника группы, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учи­тель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах. Так ученики почувствуют себя вовлечен­ными в совместную работу уже на подготовительном этапе.

Кроме того, хотелось бы отметить такой немаловажный факт, как активная поддержка идей группового обучения учащимися. Ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы более эффектив­ной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты ра­боты всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают со­ответствующие выводы (происходит присвоение знаний). Бывшие сла­бые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой, сто­роны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников. Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимо­действия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.

Сверстник, несовершенный партнер по учебному взаимодействию, необходим ребенку для рефлексивного совершенствования во всех сфе­рах - и в личностной, и в интеллектуальной, и для формирования рефлек­сивных операций. Основным звеном коллективной деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Групповое обучение мо­жет и должно использоваться при обучении школьников Оно может быть дополнением к традиционным методам обучения. Во время группо­вой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Возможность применять методы группо­вой работы позволяет учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Ученикам групповое обучение поможет творчески реализовать себя.

Форма группового обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возмож­ность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим. К тому же учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и, возможно, повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим ученикам в группе во время дискуссий.

Литература

1 Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение. 1991.

2.    Иваненко А.М. Современный урок. - М: Прогресс, 2005.

3.   Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985.