Доклад на тему:
«Особенности организации занятий силовыми упражнениями на уроках физической культуры для учащихся 9-11 классов»
Выполнил:
Щелыкалин Александр Сергеевич
Учитель физической культуры
МБУ «Школа № 70»
Тольятти 2021
1. Развитие физических качеств
Воспитание физических качеств, как правило делится на две части: общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка применяется для развития основных физических качеств и служит базой для выработки специальных качеств, необходимых в определенном виде спорта.
Для общего физического развития применяют упражнения общеразвивающего характера - элементы различных видов спорта, оказывающие большое воздействие на все системы организма. Под влиянием физической подготовки улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекаются в работу различные группы мышц туловища, рук, ног. Физические упражнения, взятые из различных видов спорта активно воздействуют на развитие всех физических качеств занимающегося, создают базу для успешной подготовки к занятиям избранным видом спорта.
В связи с тем, что в процессе физической подготовки существует некоторый перенос качеств, достигнутых человеком различными способами, можно повышать уровень развития нужных физических качеств значительно быстрее и с меньшей затратой сил и времени.
Для развития выносливости, например, широко применяются различные виды бега по пересеченной местности, упражнения с различными отягощающими предметами, используемыми преимущественно для развития силы. Выполняя определенные физические упражнения из других видов спорта, занимающийся развивает необходимые ему качества в избранном виде спорта гораздо быстрее и полноценнее, чем если бы он занимался только одним своим любимым спортом.
Важно с первых занятий создать хорошую базу разносторонней физической подготовки, которая в дальнейшем будет основной причиной стабильных и высоких результатов спортсмена. Все физические качества совершенствуются в процессе определенной деятельности человека, которая должна быть при этом, характеризоваться многократностью повторений, постоянным повышением нагрузок с правильным чередованием отдыхом.
2. Контроль физических качеств на уроках физической культуры
Для определения уровня физической подготовленности школьников используются тесты-упражнения, для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится три раза в учебном году: сентябре, декабре и мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков).
После сентябрьского тестирования учитель определяет уровень физической подготовленности школьников в начале учебного года в каждом двигательном умении. На основании анализа результатов учитель включает в уроки необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, подбирает подвижные игры для развития физических качеств.
Второе тестирование проводится в конце 2 четверти. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности. Учитель вновь корректирует планы работы на уроках и в системе домашних заданий.
В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков по таблицам определяется уровень физической подготовленности каждого учащегося за год.
Таблица оценки результатов тестирования рассчитана на детей основной медицинской группы. Ученики, отнесённые к подготовительной группе, оцениваются наравне с учениками основной группы только по тем упражнениям, которые им не противопоказаны.
3. Средства и методы развития силовых способностей
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.
3. Изометрические упражнения.
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:
1. Гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазанье по канату, шесту и многое другое;
2. Легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30 – 50 метров, прыжки через барьеры. прыжки в глубину с возвышения с последующим отталкиванием;
3. Упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и д. р. на специальных тренировочных полосах).
Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепления и развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины. Однократные и «короткие» прыжковые упражнения обеспечивают преимущественное развитие стартовой и «взрывной» силы, а также реактивной способности мышц.
«Длинные» прыжковые упражнения способствуют совершенствованию стартовой силы мышц, а при большом объеме и умеренной интенсивности – совершенствованию специфической скоростной выносливости проявлению взрывных усилий.
Упражнения в преодолении препятствий являются и самостоятельным разделом физической подготовки, и, в то же время, могут быть использованы как дополнительные средства для развития силы, силовой выносливости и ловкости занимающихся.
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц.
4. Возрастные особенности развития силы и силовых качеств
Самыми благоприятными периодами для развития силы у мальчиков и юношей является возраст от 13-14 лет до 17-18 лет. В школьном возрасте дети быстро растут и развиваются. Этот естественный процесс нельзя не учитывать при занятиях силовыми упражнениями. Дополнительные силовые нагрузки надо вводить осторожно, так как организм детей предъявляет повышенные требования к работе сердца, а упражнения, сопровождающиеся натуживанием и задержкой дыхания противопоказаны. Основным направлением на занятиях с детьми этого возраста должно быть всестороннее развитие мышечного корсета.
Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растяжку. Частота занятий по силовой подготовке не должна превышать трех раз в неделю. Чтобы избежать травм, повреждений и перетренированности на занятиях силовыми упражнениями необходимо придерживаться следующих правил:
Перед каждым занятием следует проводить полноценную разминку, чтобы обеспечить функциональную подготовку организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др.) к выполнению конкретных задач основной части занятия;
Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно;
При появлении боли в мышцах следует снизить нагрузку или сделать перерыв;
В каждое занятие следует включать упражнения на расслабление с целью понижения тонуса рабочих мышц и отдыха между упражнениями;
Чтобы избежать перетренированности, рекомендуется практиковать разгрузочную неделю (например, один раз в месяц), в которой основное время отводится на игровые упражнения, кроссовый бег, плавание и т.п., а объем упражнений с отягощением уменьшить вдвое;
В конце урока не следует давать максимальную нагрузку на утомленные мышцы;
Используемые на уроках силовые снаряды и инвентарь должны быть в хорошем состоянии; замки, фиксаторы, запоры для силовых снарядов должны быть всегда в исправном состоянии;
Для силовых снарядов должно быть отведено специальное место;
Помещение для урока должно быть хорошо проветрено;
При выполнении сложных и травмоопасных упражнений страховку на начальном этапе должен осуществлять учитель физкультуры при параллельном формировании у учеников навыков взаимостраховки и самостраховки;
Обязательно заниматься в спортивной одежде и обуви, соответствующих требованиям безопасности на уроках.
Для проведения занятий по силовой подготовке у нас в школе имеется два тренажерных зала. Во время проведения занятий в старших классах много внимания уделяется упражнениям с гирями. Так как новый комплекс ГТО предусматривает выполнение упражнений с гирями с 5 по 9 ступени.
Гиревой спорт по взаимодействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического развития. И в сравнении со многими другими видами гири имеют ряд своих достоинств и преимуществ. Прежде всего, простота, доступность и экономичность. Заниматься гирями можно дома одному, и группой во дворе, в школе. Стоимость гири сравнительно не велика, а срок использования практически не ограничен. Форма одежды тоже не требует больших затрат. Всё это в настоящее время не маловажно.
Упражнения с гирями просты и доступны. Осваиваются легко и быстро. Разнообразие упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют проводить уроки на высоком эмоциональном уровне и с высокой плотностью. В процессе занятия воспитываются необходимые физические качества: сила, силовая выносливость, высокая физическая работоспособность, формируется осанка и красивое телосложения. Уже в первый месяц занятий учащийся овладевает жизненно важными умениями и навыками правильного обращения с тяжестями, что на всю жизнь страхует его от травм позвоночника.
Огромный вклад в решение проблем физического воспитания молодежи, её подготовке к службе в армии может и должен нести наш добрый, богатырский гиревой спорт.
В рамках массовой физической культуры, культивируемой в учебных заведениях Российской Федерации, основная цель силовой подготовки учащихся должна сводиться к укреплению их здоровья, хорошему физическому развитию и сдаче требуемых учебных нормативов, обеспечению хорошего настроения и высокой работоспособности, а также правильной осанки и красивого привлекательного телосложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.