«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной идеи? Правомерно ли говорить о новом патриотизме? И если он есть, то каково его содержание? О чем следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? И можно ли теперь говорить все это, не покривив душой? Не сделать ли акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? А как быть, если дом беден, а двор грязен и неуютен?
Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием очень много. И не на все их у нас готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Надо признаться, у нас нет опыта патриотического воспитания в условиях многопартийной системы. У нас вообще нет систематизированного опыта в этой области, обоснованного сколько-нибудь обоснованными результатами: предыдущие года, ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие “патриотизм” и содержание воспитательных мероприятий определялось коммунистической идеологией советского государства.
ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» И «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»
Давайте разберёмся в понятиях «патриотизм» и «гражданственность» с позиций современного подхода к этим терминам. А затем попытаемся понять, на какой чувственной, эмоциональной базе они формируются. Рассмотрим патриотизм с двух сторон: философской и психолого – педагогической.
В философском анализе проблемы патриотизма выделяют два ключевых понятия: Родина и Отечество.
Таблица №1
Родина |
Отечество |
Присуще каждому народу на протяжении всей истории развития |
Отражает особенности развития конкретного общества на определённом этапе его развития |
Что это понятие включает в себя? -территорию -климат -природу -организация общественной жизни -особенности языка -особенности быта -любовь к родной земле -любовь к своему народу -уважение к традициям и обычаям |
Что это понятие включает в себя? -государство -экономика -политика -духовные ценности -культурная среда -общественные отношения -многонациональность -гражданская ответственность -связь личности с Отечеством |
В разные периоды развития общества учёные педагоги – психологи по-разному трактовали понятие «патриотизм». В 70-80-е гг. появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребёнка. В основу понятия «патриотизма» были положены понятия нравственного воспитания и такие компоненты как когнитивный, эмоциональный, поведенческий, которые реализуются в сфере социума и природы.
Таблица №2
Когнитивный |
Эмоциональный |
Поведенческий |
Освоение родного языка. Знание истории, культуры Родины. Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве.
|
Развитие человеческих чувств: восхищение просторами страны, её красотой, природным богатством. Научение сопереживать бедам и проблемам Родины. |
Усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений. Нравственные идеалы, мотивации. |
Все компоненты едины, они и характеризуют понятие «патриотизм».
Учитывая всё вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие:
§ Любовь к Родине, к родным местам, к родному языку;
§ Уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа;
§ Знание истории Родины;
§ Понимание задач, стоящих перед страной;
§ Осознание своего патриотического долга;
§ Уважение к другим народам, их обычаям и культуре;
§ Нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
§ Стремление к укреплению чести и достоинства Родины;
§ Уважение к армии и готовность защищать Родину;
§ Готовность служить интересам Родины;
§ Активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия субъектов процесса воспитания, взрослых и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Слово «гражданин», а позднее образованное от него «гражданский», заимствовано из церковнославянского языка, тогда как исходное русское идентичное понятие - «горожанин». Что означает быть горожанином (гражданином)? Умение жить сообща с другими гражданами, вести совместное хозяйство и выполнять обязанности, диктуемые сложившимся укладом жизни города. Иными словами – социализация человека.
Гражданственность – это любовь к Родине и стремление к миру.
Рассматривая гражданственность как нравственное качество личности необходимо выделить его компоненты:
содержательный – определённый объём первоначальных представлений о культуре, традициях народа, природе родного края и т.д.;
эмоционально - побудительный – эмоционально - положительное отношение к усвоенным представлениям (любовь к родному краю, языку, природе; уважение к историческому прошлому страны; гордость за трудовые и боевые успехи народа и т.д.);
деятельностный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных представлений в деятельности (бережное отношение к природе, имуществу, проявление заботы и т.д.).
Гражданское воспитание состоит в формировании активной социальной позиции человека участника и созидателя общественной жизни. Предполагает сформированность определённых черт характера личности – активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения. Задачей гражданского воспитания является формирование человека - члена гражданского общества, осознающего ответственность за жизнь своей страны, активного участника её самоопределения.
Гражданственность покоится на осознании личностью своих прав и обязанностей, готовности неукоснительно следовать второму и отстаивать первое. Патриотизм – социальное качество, требующее смещения ориентации в прямо противоположную сторону. Патриот должен обладать способностью в критических для страны ситуациях ставить её интересы выше личных.
Гражданственность – высшее проявление патриотизма. Необходима гармонизация патриотического и гражданского воспитания.
Гражданское воспитание – процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё отечество и отстаивать свои убеждения.
Несомненно, важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет система работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
§ целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
§ гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
§ деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
§ интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
§ культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
§ возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
§ рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Цель: Воспитывать гражданина и патриота своей страны, как члена гражданского общества.
Задачи:
§ воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
§ формирование бережного отношения к природе и всему живому;
§ воспитание уважения к труду
§ развитие интереса к русским традициям и промыслам;
§ формирование элементарных знаний о правах человека;
§ расширение представлений о городах России;
§ знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
§ развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
§ формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.
На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.
Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:
§ «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
§ непрерывность и преемственность педагогического процесса;
§ дифференцированный подход к каждому ребенку;
§ рациональное сочетание разных видов деятельности;
§ развивающий характер обучения, основанный на детской активности
Как правило, каждый детский сад работает в каком-то одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению, в другом – по ознакомлению с народным искусством, в третьем – созданы великолепные условия и отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В своей работе я пытаюсь создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход:
§ Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
§ Использование регионального компонента.
§ Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
Разработан комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
Основной задачей гражданского воспитания старших дошкольников является: формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду. Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Дети знакомятся с ближайшим окружением.
В младших группах необходимо помогать ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость, давать знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, развивать речь: учить узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывать отзывчивость на состояние близких (пожалей, не делай больно). Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме, себе («Портрет семьи»).
В средней группе дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения» «В гости к бабушке») закрепляется опыт поведения в семье. Дети рассматривают картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник»), составляют рассказы, делятся личным опытом. Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретают знания, выражают свои чувства к близким.
В старших группах необходимо помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитывать у детей уважение к себе, развивать способность решать проблемы и преодолевать неудачи, учить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать. Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки. На этом этапе проводятся совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
В подготовительной к школе группе формируется доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Детей необходимо учить защищать и знать свои права, воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери («Образ матери», тематические праздники способствуют укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («Вместе с мамой целый час»)
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы я определяю следующим содержанием: родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию (экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству»).
В старших и подготовительной к школе группах детей учат свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщают к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учат соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учат быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывают интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка»). Итогом работы по данному направлению может стать оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда помещаются фотографии всех сотрудников детского сада.
В средней группе через игры, экскурсии, прогулки, занятия учат ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»).
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с ребенком. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности: посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (Проект “Дети планеты Земля”)
Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей.
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы по гражданскому воспитанию должен решаться, на мой взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города. Воспитывать гордость за результаты их труда. (Экскурсии, беседы, встречи с родителями, наблюдение за трудом взрослых, чтение произведений о людях труда Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями людей, работающих здесь, сюжетно – ролевые игры «Больница», «Пожарники», «Магазин», дидактические игры «Угадай, чей предмет», «Профессии» и т.д.)
Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.
Четвертое направление: Экология.
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
В младших группах знакомим детей с природой участка детского сада, проводим целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада»), рассматриваем деревья, закрепляем их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?), чтобы дети увидели красоту природы, читаем отрывки из стихотворений И.А. Бунина, А.С.Пушкина, А.Н.Плещеева, Е.Ф.Трутневой. Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).
В средней группе знакомим детей с многообразием животного и растительного мира, через устный рассказ педагога, чтение книг В.В.Бианки, А.Н.Плещеева, Г.А.Скребицкого, дидактические игры («Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу»). Закрепляем и расширяем знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Проводим беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляют гербарии лекарственных растений.
В старшей и подготовительной группах речь идёт о том, как сберечь природу.
Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”
Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и потом только жителем планеты Земля.
Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
В средней группе дети рассматривают карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, читают стихотворение З. Александровой «Родина», заучивают пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». На непосредственно-образовательной деятельности дети узнают, что каждая страна имеет свой флаг, рассматривают иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляют полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Знакомят детей с защитниками Родины. Рассматривают альбом «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, читают былины о русских богатырях.
В старшей и подготовительной к школе группах, необходимо расширять представления о значении государственных символов России, воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На непосредственно-образовательной деятельности знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формируют чувство патриотизма, знакомят с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!», «День Победы!», «Экскурсия в музей», «День защитника Отечества»). Расширяют представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Углубляют знания о Российской армии, воспитывают уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формируют у детей образ героя, защитника своего государства, прививают любовь к Отечеству и родному краю. В феврале, в подготовительной группе, можно организовать выставку военной игрушки. В работе выставки принимают участие дети и их родители.
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам, участвуют в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы».
Шестое направление: История.
Следующее направление работы, которое я закладываю в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания. Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.
Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
Седьмое направление: Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Содержание этого раздела:
§ Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
§ Развлечения.
§ “Святые ваши имена” - освоение историко-культурного наследия с опорой на памятные даты именинного календаря (идея программы “Наследие”).
§ Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
§ Приобщение детей к богатствам русской литературы.
Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
На этом этапе специфика воспитательно-образовательной работы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям.
«Приобщение к истокам русской народной культуры». Так называется проект. Цель проекта: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.
1 подпроект «Русская изба»
Цель: создать мини-музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре, их быта. После того, как создали мини – музей, начали в ней знакомить детей с устным народным творчеством. Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.
2 подпроект «Оберег своими руками»
Цель: изучить технологию изготовления оберегов, познакомиться с историей и традициями русского народа.
С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки».
В первой и второй младших группах знакомим детей со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
В средней и старшей группах детей знакомила с пословицами, небылицами, былинами, загадками, родными жанрами устного народного творчества, приобщала к общечеловеческим ценностям.
В подготовительной к школе группе дети получают элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси»), развивают интерес к историческому прошлому, расширяют представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формируют уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.
В процессе реализации задач методической разработки можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития дошкольников;
- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
На основе данной модели был составлен перспективный план работы по гражданско- патриотическому воспитанию старших дошкольников. (Приложение №1)
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, в день Конституции проводим беседу о Конституции, о Декларации прав ребенка; в апреле знакомим детей с космосом, праздник «День земли».
Используются следующие формы работы с детьми:
§ Циклы непосредственно образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.
§ Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг», «Составь герб»; Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители». Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.
§ Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.
§ Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.
§ Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
§ Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
§ Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
§ Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.
Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам:
- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;
- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, области и России);
- героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, высаживание цветов на клумбы детского сада);
- спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках. В детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»; встречи со старшими ребятами, достигшими хороших результатов в спорте).
Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию. В работе помогают:
- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Усольские спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.
- тематическая папка «Мой край», карта и символика Иркутской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (добыча соли, железная дорога, заводы, сельское хозяйство);
- макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;
- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;
- альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Большой интерес у детей вызывает посещение городского Краеведческого музея, где организуются тематические выставки: «История игрушек», «Космос», «День Победы» и др., музея природы, мини – музея в детском саду.
В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять не только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы.
В музее дети видят экспонаты «Русской избы»: люльку, чугунок, утюг с углями, коромысло и т.д. Им показывают сундук, в котором бережно хранятся предметы: рукомойник, валёк, рушник и т.д.
В мини – музее дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами могут ощутить себя солдатом, примерив шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Дети узнают о трудовых и спортивных подвигах горожан. Это вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.
Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. В работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.
Особое внимание в работе с родителями должно быть направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
В результате проведенной работы у детей появляется интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные занятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.
Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию
Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети осознают сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Само главное, чтобы оно не исчезло во время учебы в школе. В молодых семьях в наше время вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменяют своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появляется интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители вместе с детьми обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Сибири, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет. (Приложение № 3)
В своей работе по воспитанию гражданина страны детский сад опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие во всех мероприятиях.
В работе с родителями используются следующие формы работы:
§ Стенд «Патриотический уголок»;
§ Сбор наглядного материала о городе, совместно с детьми (значки, открытки и пр.);
§ Показ выставок детских рисунков, поделок, плакатов по тематике ("Улица, на которой я живу", «Моя семья» и др.);
§ Для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций среди родителей проводится конкурс "Генеалогическое дерево моей семьи;
§ Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки», «Спасём ёлочку» и др.;
§ Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров;
§ Прослушивание аудиозаписей для детей: "Дедушкины рассказы" Любарской, "День Победы";
§ Акция "Чистый город", в течение которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада;
§ Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей;
§ Опросные методы (анкеты, тесты);
§ Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);
§ Экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музея и т. д.
Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников удаётся достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;
- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
- оказывают финансовую поддержку в создании предметно-развивающей среды в группе.
Работа с воспитателями по проблеме гражданственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к родному селу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по патриотическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа родного города, посёлка.
мероприятия для решения поставленных задач
- Деловые игры, открытые занятия, мастер-класс, анкетирование.
- Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
- Консультации: «Возрождение русских национальных традиций», «Формирование представлений детей о селе»; «История, традиции и культура народов Сибири»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни». «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».
Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по гражданско – патриотическому воспитанию с другими областями.
«Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
«Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
«Речевое развитие»: обогащение активного словаря; знакомство с детской литературой; владение речью как средством общения и культуры.
«Художественно – эстетическое развитие»: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; становление эстетического отношения к окружающему миру.
«Физическое развитие»: овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В процессе реализации задач методической разработки можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития дошкольников;
- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников
Приложение
Приложение №1
План перспективной работы по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников
месяц |
форма проведения |
тема |
отметка о выполнении |
|
Сентябрь «Моя семья».
|
Рассказы детей из личного опыта; доме, в котором живут; чтение заранее приготовленных стихов о сестренке, братишке, маме, папе и т.д.
Беседа
Чтение
Занятие
Экскурсия в Краеведческий музей
Рисование
Выставка, беседа
Спортивный праздник
|
«Что такое «родня»?».
«Семейные обычаи на Руси»; пословицы и поговорки о семье.
«Моя семья».
«Русская изба» (рассматривание предметов быта русской избы)
«Моя семья» (совместные работы детей и родителей).
«Как мы отдыхали летом».
«Мама, папа, я – спортивная семья».
|
|
|
|
Октябрь «Мой детский сад» |
Беседа
Экскурсия по детскому саду
Пение песен и чтение стихотворений о детском саде.
Выставка детских рисунков
Коллективная работа по аппликации
Развлечение
Показ концерта для детей младшей группы
Уборка территории детского сада
|
«Мой детский сад»
«Важность труда людей, работающих в детском саду»
«Мой детский сад»
«Герб группы»
«Праздник осенних именинников группы» |
|
|
Ноябрь «Мой город, в котором живу» |
Экскурсия в городскую библиотеку
Беседа
Знакомство с гербом Усолья – Сибирского
Праздник
Проектная деятельность
Прослушивание песни – гимна родного города
Изготовление альбома
«Экскурсия» по фотографиям родного города
|
«История города Усолье – Сибирское»
«День народного единства»
«День матери»
«Мой родной город»
«Природа родного края»
|
|
|
Декабрь «Я и моё имя» «Права ребёнка» «Новый год» |
Беседа
Беседа – занятие
Беседа
Рассказ - беседа
Знакомство
Пение песен, колядок, закличек.
Ручной труд
Беседа
|
«Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково»
«Что означают наши имена?» «Как на Руси давали имена новорождённым
«День Конституции» «Права ребёнка»
«Встреча Нового года в России и других странах мира» «Царь Пётр и Новый год»
Русские народные праздники «Новогодние святки» «Рождество»
Изготовление открыток сотрудникам детского сада и родителям.
«Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково»
|
|
|
Январь «Наша Родина - Россия» «Москва – главный город нашей Родины» |
Беседа - занятие
Рассказ воспитателя
Конструирование Изготовление макета Кремля из бросового материала
Развлечение
|
«Москва – столица Родины», «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям и фотографиям). Конструирование Московского Кремля (строитель)
«История возникновения Москвы», Богатыри земли Русской
Рождество |
|
|
Февраль «Наши защитники»
|
Беседа
Ручной труд Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитника Отечества».
Рассказы пап о службе в армии,
Пение песен об армии.
Развлечение с папами ко дню защитника
Развлечение
|
«Наши защитники». Русские традиции проводы в армию. Отечества
«Как Баба Яга внука в армию провожала».
«Праздник зимних именинников группы».
|
|
|
Март «Очень я люблю маму милую свою»
|
Беседа
Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке.
Составление рассказов
Рисование
Чтение пословиц поговорок о матери
Рассматривание репродукций и картин женщины с ребенком; иконы «Божия мать»
Развлечение
|
Беседа о мамах.
Изготовление подарков ко дню 8 Марта
«За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю»
Портрет «Моя мама».
Семейные посиделки с русскими народными играми и хороводами «Вместе с мамой» |
|
|
Апрель " Наши космонавты»
ты», «Герои - земляки»
|
Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.
Конструирование
Беседа
Развлечение
Празднование весенних именинников группы
Беседа
Экскурсия в Краеведческий музей
Рисование
Труд Посадка семян на рассаду
|
Космический корабль (из крупного конструктора)
В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается)
«Будем космонавтами»
«Трудовые и спортивные подвиги героев –усольчан»»
«Мир космоса»
«Этот загадочный Космос» (знакомство с планетами)
«День Земли»
|
|
|
Май «Этот день Победы»
|
Беседа
Просмотр фрагментов фильмов о войне
Рассказы родственников ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях
Занятие
Беседа
Ручной труд
Экскурсия в мини – музей ДУ
Экскурсия в парк
Труд в природе
Концерт для ветеранов войны в Доме ветеранов
|
«Великая Отечественная война»
«День Победы»
«Памятники воинской славы России»
Изготовление праздничных открыток для ветеранов
«Усольчане – герои войны»
Парк «Победы»
Высаживание цветов на клумбы детского сада с участием родителей
|
|
Приложение №2
Диагностика определения уровня развития гражданско – патриотических качеств у старших дошкольников.
Для определения уровня развития гражданско-патриотических качеств у дошкольников используется мониторинг. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма можно использовать технологию С.Ю.Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В.Микляевой, М. Ю. Новицкой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Он заполняется на каждого ребенка группы в начале, середине и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С - средний, Н – низкий.
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Критерии Н С В
Представление о себе и своей семье
Знает свое имя и фамилию.
Знает имена, отчества родителей, место их работы
Знает домашний адрес, телефон.
Знаком со своей родословной.
Представления о детском саде
Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.
Знает адрес детского сада
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.
Представление о человеке
Имеет представления о первобытных людях.
Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни).
Имеет представление о жизни людей других стран.
Имеет представления о народах, населяющих Иркутскую область.
Представления о родной стране
Знает название города, улиц, площади.
Знает символы родного города (флаг, герб)
Знает достопримечательности города (музей, дома культуры…)
Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн)
Представление о культуре
Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель» …)
Имеет представление о народных праздниках и традициях
Представление о географических компонентах
Имеет представление о планете Земля
«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…)
Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики) Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат)
Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких,
договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает
названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение № 3
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
I Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Да. 2. Нет
II Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
III Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
Да. 2. Нет
IV Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе.
В семье.
В детском саду.
V Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да.
Нет.
Иногда.
VI Рассказываете ли вы своему ребенку о родном городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да.
Нет.
Иногда.
VII В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
_____________________________________________________________________________
VIII Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?
_____________________________________________________________________________
IX Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим Вас!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.