Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

  • docx
  • 19.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.docx

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

            ЕГЭ по русскому языку — важнейший элемент школьного образования, который требует тщательной подготовки. Рассмотрим ключевые этапы и методы, способствующие эффективной подготовке учащихся.

Основные направления подготовки:

1.     Разбор структуры экзамена. Учащиеся должны хорошо ориентироваться в структуре экзаменационной работы: количестве частей, типов заданий, распределении времени. Например, полезно регулярно решать демоверсии прошлых лет, фиксируя допущенные ошибки и обращаясь за разъяснениями к учителю.

2.     Развитие языковой компетентности. Одним из важнейших компонентов успеха на экзамене является владение нормами современного русского языка. Учителем рекомендуется предлагать учащимся разнообразные упражнения на закрепление норм произношения, правописания, стилистики. Например, задания типа «исправьте ошибку в тексте», «определите правильную форму глагола» помогают закрепить материал.

3.     Формирование читательской компетенции. Многие ученики испытывают трудности с пониманием текста и выявлением основной идеи. Чтобы преодолеть этот барьер, необходимо активно привлекать тексты разных жанров и стилей, организуя работу с ними на уроках. Например, можно попросить составить письменный пересказ, высказывая собственное отношение к затронутым вопросам.

4.     Написание сочинения. Особенное внимание стоит уделить обучению написанию сочинения-рассуждения. Очень важно объяснить ученикам структуру сочинения, правила цитирования, аргументации. Например, упражнение «найдите и исправьте ошибки в чужом сочинении» позволяет повысить осознанность подхода к выполнению подобного задания.

5.     Психологическая поддержка. Немаловажным фактором успеха на экзамене является эмоциональное состояние ребенка. Учитель должен создавать комфортные условия для занятий, поддерживать мотивацию учащихся, помогать справляться с тревожностью и страхом неудачи. Например, проведение тренингов уверенности в себе, обучение методам саморегуляции способны значительно снизить стрессовое напряжение.

Рекомендации учителям

            Для улучшения качества подготовки учителей можно рекомендовать следующие мероприятия:

o    Периодически обновлять собственные знания путем участия в семинарах и курсах повышения квалификации.

o    Применять современные технологичные средства обучения, включая мультимедийные презентации, веб-квесты, компьютерные тренажёры.

o    Организовывать групповую работу, обмен мнениями, дискуссии среди учеников.

o    Контролировать прогресс каждого ученика индивидуально, своевременно реагировать на проблемы и отставания.

Примеры заданий для тренировки

            Приведём некоторые примеры упражнений, используемых в процессе подготовки:

o    Исправьте ошибки в данном предложении: «Пришла весна и тепло стало светить солнце.»

o    Определите основную идею следующего текста: «Природа прекрасна и удивительна. Каждое утро мы просыпаемся и видим новую картину мира, полную красок и звуков.»

o    Напишите короткое сочинение-размышление на тему: «Что значит любить родину?»

Эти задания направлены на формирование необходимых навыков и проверку готовности учащихся к сдаче экзамена.

 

Список использованной литературы

1.     Ильина Т.Ю., Попова И.Б. Методы и приёмы подготовки к ЕГЭ по русскому языку // Филология и лингвистика. 2025. № 1. С. 24-29.

2.     Николаева А.Л. Инновационные технологии подготовки к ЕГЭ по русскому языку // Научные исследования и разработки. 2024. № 2. С. 38-43.

3.     Савельева О.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку // Вопросы воспитания и образования. 2025. № 3. С. 15-20.