ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
Рожнова Галина Ивановна, преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж»
В современной России наблюдается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Растет «скрытое» социальное сиротство, когда при живых родителях, но лишенных родительских прав, ребенок чувствует себя обездоленным, одиноким, незащищенным.
Объект исследования - явление социального сиротства.
Цель - создание оптимальной среды для совершенствования всесторонне развитой личности.
По результатам наблюдений заметила, что у таких студентов имеются значительные проблемы развития личности. Это наблюдается в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении само организованности и целеустремленности.
Сниженная мотивация к обучению, нарушения в эмоциональной сфере и низкий интеллектуальный уровень развития создают проблемы в обучении.
Исходя из этого, поставлены следующие задачи:
1. Изучать социально-психологическое положение данных студентов.
2. Определять основные направления работы с детьми, находящимися в опасном положении.
3. Способствовать формированию и развитию здорового образа жизни.
4. Обучать навыкам бесконфликтного существования.
5. Воспитывать активную жизненную позицию путем вовлечения в социально
значимую деятельность.
Как классный руководитель в своей работе стараюсь использовать такие принципы как:
- принцип собственного примера;
- принцип обратной связи;
- принцип успешности.
Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.
В своей работе у меня есть положительные моменты, но достаточно и трудностей, и постоянно возникающих проблем. Только, кажется решим одну проблему и тут же возникает новая и новая.
Основными проблемами являются:
- проблема здоровья (как физического, так и психического). Большинство из них психически не уравновешены, быстро «взрываются» могут нагрубить.
- проблема неподготовленности к семейной жизни: отсутствие ответственного отношения к вопросу создания семьи. Некоторым студентам в прямом смысле слова негде жить. На вопрос почему не можешь жить с опекуном, почти все из них отвечают: не могу ужиться, никогда не было семьи, не знаю как жить в ней.
- проблема недостаточного уровня нравственного развития личности, который проявляется в безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, отсутствии способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений;
- проблема низкого уровня учебных и познавательных способностей.
Для решения этих проблем провожу индивидуальные беседы, например
на такие темы: «Моя самооценка», «Общение с друзьями», «Как управлять эмоциями», «Как тренировать уверенность в себе», «Конфликт. Как его избежать», «Ты тот, кто ты есть». Во время бесед стараюсь создать комфортную обстановку и сформировать доверительные отношения. Можно использовать фразы: «Как хорошо, что мы с тобой здесь встретились», «Я рада тебя здесь видеть», «Надеюсь, что наш разговор будет полезен для тебя, и ты из этой ситуации выйдешь», « Какая твоя версия выхода из ситуации», «Я тебя понимаю», « Я думаю, что ты справишься с этим, а как ты считаешь?» и т.д.
Но при работе с детьми-сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Проблемы можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих. Сама жизнь вынуждает искать пути решения социальной адаптации сирот.
Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему и складывается заниженная самооценка. Это происходит также из-за недостатка родительской любви и как следствие - отсутствие у ребёнка чувства уверенности в себе. Низкая самооценка проявляется у сирот в их нерешительности, избегании нового, неуверенности в незнакомой ситуации. Они стараются выбирать такие ситуации и жизненные задачи, в которых им был бы гарантирован успех. Неуверенность в своих возможностях способствует формированию у социальных сирот пассивность, лень, нежелание делать то, что могло бы принести неудачу. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий. Подростку сироте легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.
Но несмотря на все плюсы и минусы я стараюсь не снижать своего интереса к возникающим проблемам студентов, готова помочь, нахожу новые способы для их решения.
Поэтому считаю важным продолжать активную работу с наиболее трудными случаями в виде:
- систематического контроля за посещаемостью и успеваемостью;
- проведение индивидуальных профилактических бесед;
- организацию встреч с опекунами студентов (родительские собрания, информация в письме, по телефону);
- вовлечение студентов в активную общественную жизнь колледжа.
Библиографический список
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2. Безрукова В.С. Педагогика.-Екатеринбург,1996.
3. Гавров, С.Н. Воспитание как антропологический феномен: Учебное пособие / С.Н. Гавров, О.Г. Лопатина, Ю.В. Микляева; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2011. - 240 c.
4. Грей, Д. Дети - с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей. - М.: София, 2013. - 384 c.
5. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
6. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
7. Кокорина, М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография / М.С. Кокорина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 55. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
8. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.